Крещение
Беседа для крестных перед Крещением
Для тех, кто хочет принять Таинство Крещения, и тех, кто собирается крестить младенца, обязательна беседа, которая проходит по средам в 18:00.
На беседе должны присутствовать крестные родители (если у кого-то из них не получается прийти, то это допустимо по благословению священника, однако если крестить должны мальчика, то на такой беседе и соответственно Крещении обязательно присутствие крестного отца, а если девочку — крестной матери). Желательно присутствие на беседе родителей.
Взрослым, которые хотят принять Таинство Крещения, крестные родители не нужны.
Крещение проходит в храме в честь Царственных Страстотерпцев. Этот храм криптовый, находится под храмом в честь иконы Божией Матери «Державная» (вход слева). Еще его называют крестильным.
На беседе вам расскажут о смысле Таинства, об обязанностях крестных родителей, а также вы получите информацию, как подготовиться к Крещению, что нужно иметь при себе. После беседы нужно записаться в Никольском храме на желаемый день Крещения (либо сделать это позже). Никольский храм находится под Елисаветинским храмом на территории монастырского комплекса.
В нашем монастыре Таинство Крещения совершается:
по субботам в 12:00 и 14:00
по воскресеньям в 12:00
В назначенный день нужно прийти за полчаса до начала Таинства, оформить свидетельство о Крещении, приобрести крестик и свечу.
Крещение взрослых происходит с полным погружением.
Наверное, самое первое и самое естественное желание человека, уверовавшего во Христа, — поскорее принять Святое Крещение. Разумеется, чтобы понять суть этого великого Таинства, необходимо узнать, в чем же заключается христианская вера. Об учении Спасителя написано в Новом Завете — самой главной книге для каждого верующего. Поэтому именно на нее мы будем ссылаться, объясняя значение и важность Крещения.
Таинство крещения. Зачем человеку креститься?
Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 9, 10). При чтении этих строк может возникнуть вопрос: «Для чего еще нужно и креститься?» Ведь кажется, что достаточно одной лишь веры и открытого признания Иисуса Христа Господом! Зачем же сам апостол Павел, находясь в Ефесе и встретив там некоторых учеников, крестившихся во Иоанново крещение, велел им креститься во Имя Господа Иисуса Христа (об этом повествуется в 19 главе книги Деяний святых апостолов)? И что вообще представляет собой Иоанново крещение, о котором так много говорится в Священном Писании? Что же, давайте разбираться во всем по порядку…
Крещение — заповедь Божия!
Сам Господь Иисус Христос повелел ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28: 19). Более того, Спаситель сказал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 5). Это уже является достаточным основанием для верующего принять Святое Крещение. Так, например, мы знаем, что Дух Божий повелел апостолу Филиппу пристать к колеснице, на которой ехал некий эфиоплянин, читавший пророка Исаию. Новый Завет повествует: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (Деян. 8: 35–37). Итак, мы видим, что крещение этого евнуха стало первым шагом к его исповеданию Иисуса Господом, дверью в Церковь Божию, духовным рождением. В катехизисе святителя Филарета Московского (Дроздова) сказано: «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую…»Кроме того, человек, принимающий Крещение, становится благодаря Таинству членом Церкви: И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12: 27).
Что представляло собой Иоанново крещение?
Из Евангелия мы знаем, что Господь принял крещение от пророка Иоанна. Апостол Павел свидетельствует об этом так: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19: 4). В своей проповеди Предтеча Господень говорил о покаянии и исповедании своих грехов. Он негодовал, если не видел действительной перемены в духовной жизни людей: Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3: 7, 8). Разумеется, Христос был безгрешен, и поэтому Божий пророк восклицает: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14). Но Господь его останавливает и говорит: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 15).
Многие не понимают, почему Спаситель принял Крещение, будучи в тридцатилетнем возрасте. И это естественно, поскольку человеческий ум весьма ограничен. Однако наша Православная Церковь имеет драгоценный источник мудрости — Святых отцов. Ими провозглашаются люди, чьи святая жизнь, проповедь и иные благодатные дары явили верующим, что на них почивал Дух Божий. Таким образом, пояснения Святых отцов помогают нам порой разобраться в самых трудных вопросах. Что же касается возраста Христа, то, например, святитель Димитрий Ростовский пишет: «Господь наш Иисус Христос, по возвращении Своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо невозможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божиим и первосвященником великим, прошедшим небеса (Ср.: Евр. 4: 14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста». Можно дополнить объяснение этого святого и словами святителя Иоанна Златоуста: «Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя тридцать лет? Потому, что после крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы кто-нибудь не сказал, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас; но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в последующем возрасте, — любостяжание. Потому-то Христос, прошедши через все эти возрасты и во всех их исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей».
Вот и сегодня желающие креститься словно проходят это внутреннее Иоанново крещение в покаяние. Переживают некое переосмысление своей жизни, готовность не возвращаться к прежним грехам. Так, традиционно существуют подготовительные беседы с желающими принять Крещение. Оглашенные (желающие креститься) проходят обучение и узнают суть православной веры. Если при храме не проводят подобных огласительных бесед, то можно не стесняясь обратиться к священнику, который ответит на все возникающие вопросы.
Крещение — это обещание Богу доброй совести
Апостол Петр, открывая смысл Таинства Крещения, говорит об удивительных вещах: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1 Пет. 3: 21, 22). И опять, дабы получить разъяснение этих строк, обратимся к одному из Святых отцов Церкви — Феофилакту Болгарскому. Он пишет, что речь идет о «вопрошении или выпрашивании доброй совести пред Богом». То есть христианин, принимая Таинство Крещения и желая изо всех сил отныне вести добрую и праведную жизнь, просит у Господа сил содержать свою совесть в чистоте. Просит помочь справиться со страстями. Просит, наконец, разорвать сковывающие его оковы греха и сделать по-настоящему свободным…
И если раньше признаком завета с Богом служило обрезание, то теперь им становится Крещение: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2: 11).