X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится на монастырском мужском подворье в деревне Лысая Гора Минского района. 3 января 2010 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) освятил храм и совершил первый иноческий постриг шести братьев монастыря.

 

Стилистика архитектуры храма русская, потому за основу росписи брались образцы русской новгородской школы. Основная тема росписи — грехопадение и возвращение человека к Богу Отцу, ведь на подворье Господь собирает людей, большинству из которых идти больше некуда. За плечами у многих годы жизни, о которой вспоминать не хочется — наркотики, алкоголь, тюрьма, бродяжничество. В труде и молитве с человеческой душой происходит чудо, и она неисповедимым Промыслом Божиим возвращается в Дом Отчий. Поэтому и в куполе этого храма Господь изображен в ипостаси Бога Отца: Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна (Дан. 7: 9). Ниже находятся символы четырех евангелистов, образующие крест.

Дальше роспись развивается в нижней части храма по всему периметру. Через изображенные на стенах сюжеты раскрывается история всего человечества, которая имеет начало и завершение во Христе — в конхе апсиды образ Спасителя, восседающего на радуге во славе Второго пришествия, на руках и ногах у Него зияют раны от гвоздей.

 

По обе стороны от Спасителя представлены сцены Рая, раскрывающие тайны жизни с Богом. По левую руку — Божия Матерь, восседающая на престоле, а по правую — святой праотец Авраам в раю. Божия Матерь символизирует обитель рая как вместившая младенца Христа. Ей предстоит благоразумный разбойник Рах, тот, что просил о помиловании Господа с креста — первый насельник рая.

На южной стене храма изображено сотворение мира и человека Богом. Кульминацией сюжета является сцена грехопадения Адама и Евы — тот момент, когда Ева, поддавшись внушению дьявола в образе змия, предложила Адаму вкусить плодов от Древа познания.

Далее мы видим последствия этого падения: утратив богообщение через непослушание, Адам и Ева познали смерть, скорбь и болезнь от трудов и чадородия. Также вкусили они горечи братоубийственного соперничества своих детей: на западной стене Каин, убивший Авеля из зависти, в отчаянии находит убежище в одиночестве.

Продолжением сцен грехопадения является сюжет построения Вавилонской башни. Это апогей гордыни человечества, желающей своими силами стать богом.

На северной стене разворачивается сюжет притчи о блудном сыне. В центре композиции — образ Христа, с распростертыми объятиями обращенного к каждому человеку. По правую руку от Спасителя блудный сын, растративший всё имущество «жив блудно», который возвращается через покаяние к своему Отцу. По левую руку от Христа — сцена пира в доме Отца как символ радости Бога о каждом кающемся грешнике.

 

 

Фреска со сценой «Лоно Авраамово» на восточной стене храма замыкает цикл росписи. Она повествует о жизни в Царствии Небесном как о полном восстановление в сыновнем достоинстве души. На композиции изображается восседающий в Раю святой праотец Авраам, на лоне у которого почивает праведный Лазарь в окружении душ праведных, предстоящих в образе младенцев в белом одеянии.

 

Иконы святых — преподобной Марии Египетской, преподобного Моисея Мурина, преподобного Варвара, бывшего разбойника, и других — также объединены темой грехопадения и возвращения человека к Богу через покаяние.

 

 

Еженедельно в среду и субботу в храме служится Божественная литургия и всенощное бдение, каждый день братья читают акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и Неусыпаемую Псалтирь.

Храмы свято-елисаветинского монастыря