Храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Смоленская»
Храм-часовня в честь «Смоленской» иконы Божией Матери находится рядом со старым домом паломника. Так как храм расположен совсем рядом с минской кольцевой дорогой и отсюда направляются по разным направлениям путешествующие братья и сестры, храм посвятили Смоленской иконе (Одигитрия «Смоленская»), как напутствующей в странствиях.
Димитрий Кунцевич, руководитель стенописно-мозаичной мастерской: Чтобы из такого гипсокартонного, напоминающего коробочку здания сделать пространство более облагороженное, с отсылом во что-то древнее, чтобы это было в русле церковной преемственности византийской традиции, а где-то и белорусской традиции храмового убранства, мы использовали материалы, удобные для нашей полосы — плинфа (кирпич), камушки, валуны. В фундамент из валунов мы ввели белорусские «мурованки» (XVIII‒XIX века), когда в известковые швы внедрена мозаика из маленьких камушков, галечки.
Для того чтобы выделить алтарное пространство, но при этом не делить маленький храм громоздким иконостасом пополам, установили надпрестольную сень с мозаичным куполом с крестом на золотом мозаичном фоне изнутри. С ранних веков христианства престол выделялся именно сенью, символизирующей небо и одновременно Божественную благодать, которая осеняет святыню. Тем самым появилось у нас такое особое пространство над престолом с небольшим ограждением, которое отделяет алтарь от всего храма, но оставляет его открытым. Таким образом, люди в храме практически наравне со священником участвуют в богослужении, всё слышат, всё видят.
Специально думали, как изобрести и украсить семисвечник — места в алтаре для напольного семисвечника не хватало. И мы подвесили его на цепочку, сделали в виде ладьи, лодки — в тему путешествующим под покровом Божией Матери Одигитрии.
Из креста купола сени спускается лампада в виде голубя над престолом. По преданию, в церкви у святого Василия Великого над престолом висела красивая золотая лампада, сделанная в форме голубя, и каждый раз во время пресуществления Святых Даров на Божественной литургии она начинала раскачиваться. И хотя эта символика не закрепилась в нашей церковной традиции, у нас возникло желание вернуться к этому. (фото
Витражи в окнах сделаны на манер коптской тематики. Цоколь — из дикого камня, цветного, живописного, с гипсовым обрамлением — такая природная тема для оживления интерьера.
Всё убранство этого храма продумывалось и творилось руками наших мастеров с тем посылом, чтобы помочь человеку переключиться из мирского в сакральное, расположить его к молитве.