X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
Храм во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Храм во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Храм во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского строился с 2012 года. Он представляет собой одношатровый 13-купольный храм в стиле древнерусского деревянного зодчества XVII века, имеет высоту 36 метров и является самым высоким деревянным храмом в Европе.

 

 

Строили церковь белорусские мастера из бруса-кругляка по технологии канадской рубки. Нижний венец выполнен из дуба, который практически не подвержен гниению, а также воспринимает общую нагрузку от стен храма и кровли. Остальные венцы сложены из сосны, природные свойства которой позволяют наиболее продолжительное время не терять прочности под воздействием окружающей среды. В качестве утеплителя между венцами заложили мох. Его собрали сестры из сестричества в лесном массиве рядом с подворьем.

Цоколь храма и мощение вокруг него выполнены из бутового камня (гранита), собранного на полях Беларуси.

О. Сергий Нежборт, руководитель иконописной мастерской: «При работе над эскизом иконостаса этого храма у меня было несколько отправных точек. В первую очередь я понимал, что храм строится для болящих, так как он, по сути, находится на территории центра психического здоровья. Духовник нашего монастыря отец Андрей Лемешонок несколько раз проговаривал: "Как было хорошо, когда мы первые годы служили литургию для людей из больницы в центре реабилитации вообще без иконостаса!.." То есть иконостас должен быть минимальным.

Второй отправной точкой послужила сама архитектура — то, что это бревенчатый храм. Мы взяли за образец храм в Псково-Печерском монастыре на Святой горке, тоже бревенчатый, с небольшим однорядным иконостасом (в XII веке иконостасы традиционно были невысокие), который разрабатывал и писал архимандрит Зинон. И эти две заданности связались у меня в идее сделать такой «прозрачный», однорядный иконостас с низенькими царскими вратами, что дает возможность видеть все священнодействия в алтаре, а вместо дьяконских врат — просто завесы, которые во время службы полностью открываются.

Иконы для храма написаны в древнерусском стиле, что создает особую атмосферу. Царские врата в иконостасе восходят в исполнении к знаменитым суздальским вратам с золотой наводкой. Они сделаны на меди, на которой нанесен тонкий золотой рисунок. Наша монастырская мастерская цветных металлов в этом участвовала. Царские врата являются особым украшением не только этого храма, но и всего монастыря.

В продолжение иконостаса в боковых частях храма разместили иконы, которые стали его неким логическим продолжением. Так как этот храм строился для страждущих людей из больницы, то духовник обители отец Андрей благословил с левой стороны написать икону Божией Матери «Целительница». Архитектурный проем позволял сделать икону довольно широкой, поэтому на полях разместили клейма с изображением значимых святых, которые тоже являются помощниками в скорбях и болезнях: великомученика Пантелеимона, блаженной Валентины Минской, святителя Луки Крымского и других.

А направо от иконостаса — храмовая икона святителя Иоанна Шанхайского с боковыми клеймами святых, которые были сопричастны жизни святителя Иоанна: с иконой Курской Божией Матери — святитель Иоанн Тобольский, его небесный покровитель; преподобномученицы Елисавета и Варвара, которые, по сути, были современницами его жизни, и другие святые.

В конхе храма размещено большое изображение Распятия. Это не случайно. Мне виделось, что очень важна тема страдания и искупления через изображение распятого Христа, и она должна особо прозвучать в этом храме. Мы разместили этот крест в конхе, что не совсем традиционно. В православных храмах в конхе обычно такой большой крест не изображается, а изображается на иконостасе — он его венчает. Но у нас была такая задумка, так как иконостас маленький, невысокий, что это продолжение иконостаса.

На мой взгляд, этот храм наиболее цельный из всех монастырских храмов в плане эстетического, художественного решения. Работа над разработкой его интерьера длилась целый год. Был создан художественный совет из архитекторов, иконописцев и художников монастыря.

В благоукрашении этого храма участвовали разные мастерские монастыря, и делалось всё с желанием, чтобы через внутренний интерьер создать атмосферу, которая помогала бы сосредоточиться в молитве. Во время служения Божественной литургии ты понимаешь, как все эти художественные детали нужны — не ради внешних красот, чтобы ими любоваться и на экскурсии ходить, а именно в литургическом значении. И именно в этом литургическом значении они до конца и открываются. Если бы мне представилась возможность что-то рассказать о современном церковном творчестве или о работе наших мастерских, я, наверное, повел бы человека именно в этот храм».

2 июня 2019 года Митрополит Минский и Заславский Павел совершил чин освящения храма и отслужил Божественную литургию. Участие в торжествах приняли архиепископ Михаил (Донсков), лично знавший святого Иоанна Шанхайского, а также гости из США, которые привезли в Минск ковчег с десницей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Еженедельно по средам в храме совершается литургия для воспитанников и учителей монастырской среднеобразовательной школы «Ихвис», а по воскресным дням — для детей воскресной школы. Благодаря стараниям духовенства и сестер обители здесь действует реабилитационная студия «Благодатное небо».

Храмы свято-елисаветинского монастыря