Храм в честь иконы Божией Матери «Державная»
Храм, который прихожане называют «праздничным» храмом обители, был построен в честь иконы Божией Матери «Державная». В своем проекте архитектор Н. М. Дядко использовал различные стили древнерусского храмового зодчества, в основном — Владимиро-Суздальский и Псково-Новгородский.
Белоснежные стены с тонкими горизонтальными линиями, аркатурный поясок, большой высокий синий купол с золотыми звездами в форме короны, нарядный кокошник вокруг купола создают его празднично-торжественный облик. Внутреннее убранство повторяет интерьер древних византийских храмов. Работа выполнена с использованием древних техник — фрески, мозаики, инкрустации камнем, эмали и витража.
В глубине храма в конхе над каждым входящим раскрывается огромный силуэт Божией Матери Оранта. На мозаике в золотом, мерцающем свете Пречистая стоит с молитвенно поднятыми руками.
Отличительной чертой храма является очень большой купол и отсутствие колонн внутри. В куполе находится мозаика с изображением Вознесения Господня. Сама эта композиция Вознесения имеет несколько планов: один план рассказывает нам о Евангельском событии, о Вознесении Спасителя, а другой одновременно предвещает Второе пришествие - Господь в славе возносится, но в славе и приходит к нам.
Простенки барабана занимают фигуры апостолов, они изображены в резком порыве, в волнении. Даже крона деревьев рядом с ними похожа по очертанию на опустевшие птичьи гнезда. Звучит тема сиротства. Ученики Христа, простые рыбаки, еще не укрепленные Духом Святым, чувствуют себя одиноко среди враждебного мира, их мало.
Все росписи выполнены в технике фрески по сырой известковой штукатурке, что обеспечило сохранность росписи на многие века. Мастера использовали натуральные пигменты высокого качества (малахит, лазурит, азурит, киноварь, красная охра и др.)
О. Сергий Нежборт (руководитель иконописной мастерской): «Этот храм Богородичный. И нам хотелось во фресках, в таком литературном смысле, отразить тему Божией Матери. Справа цикл на своде посвящен Рождеству- в центре вверху Рождественская звезда, ее несут в сфере ангелы, и ее свет, свет Рождества, освещает всю эту композицию – едут волхвы, Божия Матерь с Богомладенцем в вертепе… Далее Божия Матерь восседает на Престоле, и волхвы приносят свои дары Младенцу Христу.
— Слева на своде находится фреска Введения во храм Богородицы. В этой композиции мы мыслили отразить не только само евангельское событие Введения, но и одновременно привнести тему монашеского пострига. Когда постригаемая сестра ползёт к солее, где находится архиерей, сёстры её закрывают своими мантиями. И нам хотелось через некий покров отразить одновременно тему ступеней, по которым Божия Матерь восходит – не буквальные ступеньки храма, а именно литературно окрасить их через этот покров. Одновременно покров – это и та мантия, которая скрывает саму Божию Матерь, Невесту Христову, от посторонних взглядов.
— Традиционно в парусах храма всегда делаются изображения евангелистов. Евангелисты – это четыре столпа, четыре Евангелия. И здесь сама архитектура храма мистически окрашивается – четыре Евангелия становятся теми столпами, на которых зиждется купол нашей веры.
— Иконостас храма одноярусный. Главной иконой в иконостасе, конечно, стал образ Божией Матери Державная. Поэтому Спасителя решили изобразить как Архиерея. Начиная с 16 в. В иконографии начали появляться такие образцы, где Спаситель изображается с омофором святительским и в митре. А здесь он показан не только как Святитель, но и как Царь царей.
— Боковые иконы также продолжают тему царства: святые царь Константин и царица Елена держат в руках крест, святые князь Владимир и княгиня Ольга — наш Державный храм в миниатюре.
— Державный храм от других отличает прежде всего двусторонний иконостас. Обычно внутренняя сторона иконостаса в алтаре чем-то закрывается или просто пустует. У нас там располагаются иконы. За образом Божией Матери "Державная" — Спас Нерукотворный, за образом Спасителя — Божия Матерь в крупном медальоне. Кроме того, в алтаре много византийских и сицилийских мотивов: пальмы, львы, единороги, павлины. Такая символика нетрадиционна для иконы, но часто встречается в резьбе либо шитье. По сути, это райские символы, а алтарь — это в определенном смысле часть рая на земле».
Все иконы храма объединены одним смыслом- они были написаны специально для святых мощей. Иконы апостола Андрея и апостолов Петра и Павла выделины особо- их поместили в сени, а сами мощи в небольшие гробницы, изготовленные из оникса в скульптурной мастерской.
В украшении храмового убранства участвовало много мастерских : мастерская цветных металлов, золотошвейная, швейная, столярная, резчицкая, слесарная, позолотная.
Освящение Державного храма совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Филарет в октябре 2008 года — во время последнего визита на Беларусь Его Святейшества. В своём приветственном слове Патриарх Алексий II сказал: «В украшение и благолепие этого храма вложено так много любви, что она не может не трогать человеческого сердца и не может не располагать обратиться к Богу с молитвой… Этот храм невольно возносит ум и сердце горе».