Строительство и устройство обители
История строительства монастырского комплекса
Летом 1997 года митрополит Филарет благословил строительство храма возле психиатрической больницы в Новинках. Иерей Валерий Захаров, клирик монастыря, вспоминает: «Именно отец Андрей пригласил меня на строительство храма в Новинках, предложив отвечать за хозяйственную часть. Я в то время нес послушание пономаря и столяра при Петро-Павловском соборе. "Какой из меня хозяйственник? — говорю. — Это же надо талант какой-то иметь». Я решил поспрашивать у своих знакомых. Но никто не согласился, все говорили, что очень сложная задача. Делать нечего, раз отец Андрей благословил, нужно действовать.
Главный врач Александр Трофимович Зорко не просто разрешил построить храм, но даже попросил об этом. Он был деятельный человек, часто ездил за границу и видел при крупных психиатрических больницах действующие храмы. Видимо, он решил, что и при его больнице должна быть построена церковь.
Часть территории мы взяли у сельсовета, часть выделил Александр Трофимович. Первыми на стройку отправили меня, Андрея Шабуренкова (он уже почил) и Юрия (сейчас он инок монастырского братства). Там, где сейчас Никольский храм, находилась мусорная свалка — куча мусора, поросшая деревьями и кустами. Мы взяли топоры, ломы, лопаты и начали вырубать хмызняк. С этого и началась наша деятельность.
На месте сторожки возле Никольского храма стояла электрическая будка, которая стала нашим первым обиталищем. Там мы переодевались, хранили инструменты. Один из пациентов больницы подарил нам "Москвичок", вот на нем мы возили всякие нужные для стройки вещи.
Помню, как метростроевцы пожертвовали нам забор, чтобы оградить стройплощадку. А у нас не было денег даже перевезти его. Мы уговаривали водителей-крановщиков, буквально плакали перед ними: "Помогите, платить нечем". Поначалу было очень тяжело. Денег ни копейки не было. Потом сестры со скарбонками появились в городе, наладился какой-то минимальный приток.
Там, где сейчас монастырская воскресная школа, стояли два деревянных дома. Их кто-то выкупил для разборки. Мы подвязались помочь с разборкой, за что нам обещали отдать доски. Так мы собрали небольшой деревянный домик. Когда речь зашла об образовании монастыря и некоторые сестры изъявили желание находиться при храме, при монастыре, они жили в этом домике. Спали прямо на полу, кроватей не было. Ничего не было.
На самом деле у нас даже проекта не было для Никольского храма. Мы просто начали копать котлован. Затем было принято решение возводить вокруг храма монашеский корпус. И только когда был возведен второй этаж, пришли проектанты. То есть проект создавали на основе уже построенного здания. Такой вот интересный момент. Всё было как-то… Вопреки.
А какие только комиссии на нас ни проверяли! Местные жители боролись с храмом. Они говорили самые невероятные, абсурдные вещи: "После службы будут ходить пьяные люди и ругаться; они захватят наши дома, нас выселят..." Мы неоднократно встречались с местными жителями, убеждали их, говорили: "Посмотрите, какая была грязь, а какая сейчас красота!" Но они почему-то были настроены довольно агрессивно. Борьба велась серьезная. Сейчас уже нападки прекратились, все увидели красоту. Внешняя борьба ослабла, зато усилилась внутренняя».
Батюшка благословил всем сестрам и братьям каждый день читать акафист святителю Николаю Чудотворцу. Дивный угодник Божий не замедлил прийти на помощь — и проблемы разрешились. Интересно, что архитектор храма и начальник стройки носили имя Николай. С самого начала строительства в нем принимали участие люди, находившиеся на лечении в отделениях больницы — наркологическом и других.
Первые собрания сестричества проходили под звуки магнитофона с записями бесед архимандрита Софрония (Сахарова).
Вспоминает Игорь Резонтов, строитель-отделочник: «Мы все полюбили отца Софрония (Сахарова). С отцом Андреем часто беседовали о его наследии — такое настоящее, подлинное христианство. В лице преподобного Силуана мы видели настоящее монашество и хотели понять, что такое церковная жизнь, что такое монастырь, как должны жить монахи. Тогда отец Андрей говорил: "Не все из вас станут монахами, но все пронесут в сердце то, чем мы здесь живем". Так оно и получилось.
Вообще, мы тогда жили одной большой дружной семьей, очень близкие отношения сложились между сестрами и братьями. Все мы жили, знаете, каким-то таким внутренним моментом. Лишних людей здесь не было. Кто хотел просто зарабатывать деньги, приходил и уходил».
Очевидцы вспоминают: «Храмы и постройки возводились очень быстро, против всякой логики. Представьте, в 1996-м появилось сестричество, весной 1997-го мы поехали к отцу Николаю Гурьянову, он благословил нас, а в 1998 мы здесь уже служили первую службу!
Была первая наша в Новинках Пасха. Очень хорошо это помню: сыро, мокро, галька, Никольский храм — только стены, небо над нами отверсто, — так служили. Первая Пасха — это была Божия благодать, конечно, как вообще всё первое, начальное, Богом вдохновенное. Литургию первую мы служили в Вербное воскресенье, 12 апреля, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Неожиданно пришло очень много людей. С тех пор в храме каждое воскресенье совершалась Божественная литургия».
27 сентября 1999 года, в день Крестовоздвижения, был освящен крест и воздвигнут на купол Елисаветинского храма. «Спаси, Господи, люди Твоя», — радостно вслед за владыкой пели собравшиеся люди. Промыслительно, что митрополит приехал во второй половине дня, когда распогодилось и выглянуло солнце — крест сиял во всей своей красе.
10 декабря 1999 года был завершен Никольский храм. Владыка Филарет служил литургию и освятил Никольский храм. Елисаветинский в то время еще воздвигался.
В декабре 2004 года насельницы обители получили подкрепление и радость — из Иерусалима в Минск была привезена частица мощей свв. прмцц. Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Сестры монастыря встречали и провожали свою святую покровительницу, молились пред ее мощами в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. А уже 12 января 2005 года состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма и посвящение в сан игумении настоятельницы обители монахини Евфросинии (Лаптик).
Назад к истории обители