«Наше спасение — это страдания Христа»

Закончился Великий пост, началась Страстная седмица — время, когда мы воспоминаем последние дни земной жизни, страдания и смерть Иисуса Христа. Это время молитвы, внимания к своему внутреннему состоянию и возможность подготовиться к Светлому Христову Воскресению для тех, кто откладывал духовную жизнь «на потом». Происходит невозможное: мертвец оживает, а совершенный Бог и Человек полагается во гроб. Если не прятаться за телевизоры, разговоры, трапезы, покупки, а прямо посмотреть на происходящее, то даже окаменелое сердце дрогнет. Мы испечем куличи и покрасим яйца, но этого ли хочет от нас Господь? Об этом мы говорим с клириком нашего монастыря иереем Валерием Захаровым.
— Мы пережили Лазареву субботу, когда Иисус пришел к сестрам, и они ему сказали, что Его друг Лазарь умер (см.: Ин. 11: 1–45). Спаситель говорит: «Умер и оживет». Сестры соглашаются, мол, да, мы знаем, что в последний день будет воскресение всех мертвых. Христос говорит: Я есть воскресение и жизнь (ср.: Ин. 11: 25). То есть Бог ничего не откладывает на потом. Если Он хочет, то оживляет сейчас. Как мы читаем в Библии, оживляет и мертвит (ср.: 1 Цар. 2: 6), то есть всё в Его власти. Он создал Вселенную, поэтому может менять законы естества: Дева может родить без мужа и Бог может воплотиться, то есть могут происходить самые необычные вещи. Но насколько мы можем принять это?
Вокруг нас совершаются разные чудеса, но мы не замечаем их, потому что даже не думаем об этом. Каждое слово, которое мы читаем в Евангелии, имеет смысл и для нас. Не просто для всех, а для каждого конкретного человека. Но что мы услышим, как это воспримем и понесем дальше, что у нас изменится? Мы читаем Евангелие не просто, чтобы получить какую-то информацию. Евангелие — руководство к действию. Господь хочет, чтобы мы что-то изменили в себе, чтобы увидели Его милость к нам и Его возможности, в которые мы не всегда верим — немножко верим, а немножко сомневаемся. А Он хочет, чтобы все наши сомнения ушли. Лазарь был праведным и оказался бы в Царствии Небесном, ему не нужно было воскрешение, но Господь через него показывает что-то нам. И хорошо бы, читая Евангелие, думать, о чем это нам говорит. Все события в нашей жизни неслучайны. У Бога нет случайностей, у Него есть закономерность. А вот для чего бывает то или иное событие, надо подумать. Если Господь меня сюда привел, значит, мне нужно сделать какой-то вывод из этих событий. Нам надо понять, для чего Господь привел нас в этот мир, и постараться помочь Ему сделать из нас святых людей. Мы с вами причащаемся, молимся, чтобы стать тем первообразом, который Он создал, тем красивым человеком, которым нас видит Бог. Для этого надо делать усилия.
Если во время Четыредесятницы мы шли навстречу Богу, то в дни Страстной седмицы Бог идет к нам навстречу через великие мучения. Иуда Искариот предает Его иудеям. Господь, зная, что Ему предстоит, собирает Своих учеников на Тайную Вечерю. Под видом хлеба и вина Он преподает им Свои Тело и Кровь. Литургия и есть Тайная Вечеря. Это не воспоминание о чем-то, а реальное событие, которое происходит, когда человек верит Богу.
Когда мы доверяем Богу, то причащаемся Тела и Крови Господних, как когда-то апостолы. Господь нас обожествляет, освящает, и понести это непросто. Внутри нас постоянно борются силы добра и силы зла. Господь нас отрывает от земной суеты, а враг посылает мысли: «Ты же спать хочешь, не надо тебе читать молитвы, в другой раз почитаешь». Он пытается человека расслабить, погубить. Ему нужна наша душа. Именно за нее происходит борьба. Мы больше думаем о теле, а оказывается, что ценность внутри. Недаром говорят, что душа каждого человека ценнее всей Вселенной и за нее идет сражение.
После Тайной Вечери Господь ведет учеников в Гефсиманский сад. Он знает о предстоящих страданиях и молится, потому что Ему, как человеку, непросто взойти на Крест. Господа распинают с разбойниками, а Он молится за Своих мучителей. Это тоже нам пример, но это сложно, это уже академия. Потом Его кладут в гроб и приваливают камень. Иудеи боятся Его даже по смерти и ставят стражу около пещеры.
Вся эта неделя посвящена страданиям Христа, поэтому мы стараемся проводить ее более внимательно. Мы молимся и пытаемся сострадать Богу. Наше спасение — это Его страдания. Для того чтобы подготовиться к празднику Пасхи, мы проходим вместе со Спасителем Его крестный путь. Участвуя в Его страданиях, мы соучаствуем и в Его Воскресении. Эта седмица наполнится для нас глубоким смыслом, если мы будем проходить ее сосредоточенно, в молитве и размышлениях о Боге и о нашей душе. Господь показал, что путь к Воскресению идет через Голгофу. Невозможно спастись, лежа на постели и проводя время в лености. Так не бывает. Наоборот, когда мы потрудимся, радость приходит во всей полноте.
На этой неделе будут проходить удивительные по своей силе и полноте службы. В Великий Четверг на литургии воспоминается Тайная Вечеря, вечером совершается чтение двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Пятницу на вечерне выносится Плащаница, а на утрене Великой Субботы совершается чин погребения Плащаницы. Это одна из красивейших служб церковного круга. В Великую Субботу, которая также называется Тихой, перед литургией Василия Великого все облачения в храмах заменяются с черных на белые и наряду с трагическими песнопениями начинают звучать праздничные.
Пищи много. Надо стараться ходить на богослужения, а те, у кого нет возможности посещать службы в храме, могут читать церковные службы дома, молиться и мысленно пребывать с Богом. Чем больше потрудится человек, тем больше награждает его Господь. Поэтому будем трудиться, молиться и идти через Страстную седмицу к Светлому Воскресению Христову.
Подготовила Елена Романенкова
15.04.2025