Верность Воскресению
Из дневниковых записей
Наша христианская жизнь внешне очень проста и напоминает чем-то одну сплошную бесконечную солдатчину. Вдали от дома, на чужой стороне давно идет война — человек воюет с грехом, с дьяволом. Война эта проходит с переменным успехом: то грех борет человека, то человек — грех. Каждый день душа христианская либо умирает, пав смертью храбрых, либо сдается, отступая, уступая вечным своим врагам: миру, плоти, дьяволу. Лишь непрестанной смертью душа способна доказать верность Богу, верность тому, за что она воюет, — верность Воскресению.
Сколько раз бывает так, что оказываешься в безнадежной, по человеческому рассуждению, ситуации: всё против тебя, но, однако же, ты смело идешь в бой. И если у тебя есть надежное прикрытие — послушание, надежное оружие — пост и молитва, верная тактика — не думать, как бы угодить себе, но Богу и — через ближнего — только Богу, ты наверняка победишь. Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя (Сир. 4: 32).
Все «новобранцы» имеют «особое дерзновение»: они выпрашивают себе у духовников длиннющие молитвенные правила, начинают усиленно поститься и, штудируя древние патерики, мечтают вскорости «догнать и перегнать Америку». Такое состояние ума очень напоминает мальчишечью игру в войнушку. Помнится, в детстве моим любимым домашним чтением были «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов». С каким упоением зачитывался я о подвигах прославленных полководцев! Как мечтал я стать таким же, как и они, разыгрывая подобные, только что прочитанные сражения в своем уме! С тех пор мало что изменилось… Я всё такой же мечтатель. Разница лишь в том, что книги «будущих командиров и адмиралов» заменили творения святых отцов и подвижников благочестия.
Дерзновение новоначальных напоминает безумное стремление подростков Великой Отечественной войны попасть во что бы то ни стало на фронт. Господь, невольно смиряя нас, спасает от верной гибели, заставляет прийти в себя, ощутить свое реальное состояние — состояние молокососа, а не «бравого майора». Человек начинает приходить в себя, испытывая поражения в самых, казалось бы, простых, элементарных ситуациях: не смог удержаться от лишнего слова, от лишней ложки супа, не смог понести даже какого-то (как ему кажется) сурового взгляда в свою сторону… Сколько за день наберется таких ситуаций? И сколько раз Господь дает нам возможность доказать делом свою любовь к Себе в таких мелких стычках с грехом («разведка боем»).
Христианин должен постепенно закалять себя, приобретать опыт ведения борьбы с собой, то есть с грехом в себе; воспитывать бойцовские качества, без которых «на передовой» нечего делать… Как важны, как драгоценны должны быть для нас эти, на первый взгляд, мелкие ежедневные искушения, скорби, даже падения, ибо подлинно — о всем благодарите! (ср.: 1 Фес. 5: 18). Настоящее дерзновение — это не выдумывать себе каких-то сверхъестественных подвигов, а стараться изо всех сил достойно (богоугодно) выйти из того, что тебе посылается. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир. 2: 1, 2).
Потерпи… Смиренным несением своего ежедневного креста мы обретаем право на Воскресение. Душа смиренного человека, проходя сквозь огнь и терния искушений, в конце концов осеняется благодатью Божией, в коей одной и есть начало того вечного Воскресения, ожидающего всех верных чад Божиих. Потерпи: Воскресение сокровенно в душе человеческой, как самое сокровенное Царство Божие, сокрытое в душе каждого из нас. Не каким-то праздничным, торжественным образом, «не с соблюдением» приходит оно… Так, человек, становясь на вечернюю молитву, может сказать: «Вот, Господи… Ничего нет хорошего у меня, ничем я не угодил Тебе, но всё же я сражался и сражаюсь, как могу, стараюсь… Помоги же мне и дальше оставаться в числе неключимых Твоих рабов и быть верным Твоим солдатом!» Блажен, кто может так сказать!
Но чаще всего наша молитва не простирается дальше сознания своей полной беспомощности и чудовищности без Бога. И это сознание есть наш предел совершенства. Господь оставил нам одно спасительное слово: «помилуй». Всё, что мы реально можем, — это на примере наших ежедневных падений осознать свою совершенную небоеспособность, негодность ни к какой службе, никакой работе Господеви, осознать всё это — и смириться! В осознании своего бессилия — конец всяческим иллюзиям в отношении себя, смерть; в смиренной крестной смерти разбойника — Воскресение.
«Востаните!» — призывает диакон всех верных на всенощное бдение. Востаните же все, омертвевшие душой, сущие во гресех самолюбия и уныния! Сущие рабы Христови, востаните! Умертвите плоти нашея мудрования, дабы Господь наш Иисус Христос смертию Своею нашу смерть поправший, даровал и нам наследие благ вечных, нетленных — и живот, и Воскресение!..
«Востаните!» — призывает нас Господь к непрестанному бдению над своим умом, сердцем и телом. Востаните на смертный бой, в коем да не будет пощады врагу — своему ветхому «Я»!
Востаните, чтобы жить; чтобы доказать жизнью верность Воскресению.
Брат N.
Журнал «Встреча» № 25 за 2002 г.
11.11.2024