X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Соль земли Русской (часть 2)

собор отцов Поместного Собора Церкви Русской

18 ноября — память отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

На Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов большое внимание было уделено реформе церковноприходской общины и многим другим проблемам, которые стояли перед Церковью и касались всего строя церковной жизни. Но все эти труды и решения Собора, по существу, были сметены ураганом настигшего Церковь гонения. Время для церковных реформ было упущено, и оставался только путь личного подвига. Первая сессия Поместного Собора завершилась разъездом делегатов на рождественские каникулы, а на вторую сессию собраться они смогли уже далеко не в полном составе.

16 февраля 1918 года патриарх Тихон сообщил Собору горестную весть о мученической кончине владыки Владимира (Богоявленского), убитого в Киеве. В происшедшем участники Собора видели грозное предзнаменование грядущих кровавых событий. Соборный совет установил ежегодно 7 февраля — в день кончины митрополита Владимира — молитвенно поминать всех новомучеников и исповедников, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших. С этого момента Собор стал вести новый мартиролог Русской Церкви.

И уже 31 марта 1918 года на заупокойной службе в храме Московской духовной семинарии патриархом были помянуты 15 священномучеников «и иных многих священнаго, иноческаго и мирскаго чина, их же имена Ты, Господи, веси». В июле 1918 года была образована следственная комиссия для выяснения обстоятельств убиения священномученика Владимира. Во второй половине августа брат священномученика Владимира архиепископ Василий (Богоявленский), архимандрит Матфей (Померанцев) и миссионер Алексей Зверев отправились в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиепископа Андроника (Никольского). Вскоре комиссия собрала обширный материал о страшных пермских событиях, в ходе которых член Собора священномученик Андроник был арестован и убит. По возвращении комиссии обратно в Москву, 27 августа 1918 года, между Пермью и Вяткой в вагон, в котором ехали члены комиссии, ворвались красноармейцы и учинили кровавую расправу, после которой тела несчастных выбросили из поезда. Священномученика Василия сбросили с моста в реку Каму. Все материалы расследования и средства, собранные комиссией в Перми на нужды Собора, были похищены.

 

Священномученик Михаил (Околович)

Священномученик Михаил (Околович)

Скорбные известия следовали на Собор одно за другим.

26 апреля 1918 года патриарх Тихон молился в храме Московской духовной семинарии об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул митрополита Киевского Владимира, протоиереев Ивана Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, диакона Иоанна Касторского, иеромонаха Герасима и других новомучеников (служителей алтаря Господня).

За 1918–1919 годы от рук чекистов погибли: архиепископы Пермский Андроник, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан; епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий, Енотаевский Леонтий, Ревельский (Таллинский) Платон, Свияжский Амвросий. Буквально на пороге своей смерти епископ Амвросий сказал верующим, пришедшим на собрание православных приходов: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можно за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие…»

 

Священномученик Иларион (Троицкий)

Священномученик Иларион (Троицкий)

9 сентября 1918 года в Москве расстреляли Селенгинского епископа Ефрема и протоиерея Иоанна Восторгова, слава которого гремела на всю Россию. Вместе с ними нашли смерть бывшие царские министры внутренних дел: Николай Маклаков и Алексей Хвостов, председатель Государственного Совета (с 1906 по 1917 годы — вторая высшая, в сравнении с Госдумой, законодательная палата) Иван Щегловитов и сенатор Степан Белецкий. Перед казнью им разрешили помолиться и проститься друг с другом.

В тот же день, 9 сентября, в Петрограде были расстреляны настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и двое его сыновей-офицеров, служивших ранее в императорской гвардии. Помимо протоиерея, открывшего в столице несколько детских приютов, под пулями пали 31 человек. Всех их сбросили в море. Но тело пастыря обнаружили на берегу возле Ораниенбаума (Ломоносова). Верующие подобрали его, опознали и тайно похоронили.

Вслед за панихидой по священнику Философу петроградская паства оплакала другого протоиерея — отца Алексия Ставровского, почти 90-летнего старика. В разгар красного террора его в числе иных страдальцев арестовали как заложника. Всю группу перевезли в Кронштадт, а там вывели на плац и, построив в шеренгу, объявили: «Каждый десятый будет расстрелян, а прочих отпустят восвояси». Рядом с отцом Алексием стоял совсем юный священнослужитель, и именно на него выпал страшный жребий. Старик взглянул на несчастного соседа и промолвил: «Я пожил свое, мне осталось недолго. В жизни я получил всё, что было можно. Жена моя — старуха, дети — на ногах. Иди себе с Богом, а я встану на твое место!» Пастырь рухнул под градом свинца, а тело его сбросили в Финский залив. Спасенного же священника вскоре опять схватили и расстреляли.

 

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

По свежим следам сих печальных событий патриарх Тихон отслужил литургию в московском Казанском храме и затем произнес: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович и высшее наше правительство. Исполнительный комитет (ВЦИК; в действительности данное звено являлось главным органом не правительственной, а законодательной власти — в перерывах между съездами Советов. — Ред.) одобрил это и признал законным… Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить такое дело. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Пусть называют нас за это контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть расстреливают. Мы готовы претерпеть всё это в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его! (ср.: Лк. 11: 28). Отношения между духовной и светской властью расходились в разные стороны и становились поистине непримиримыми.

На последнем заседании Собора его секретарь архимандрит Сергий (Шеин), будущий преподобномученик, зачитал список первых новомучеников, согласно которому к концу занятий Собора 121 член Русской Православной Церкви пострадали за веру: 97 человек были известны по именам; имена 24 оказались неизвестными; 118 человек находилось в заключении. Заканчивая чтение этого мартиролога, секретарь Собора указал на неполноту сведений о гонениях. В архивах Собора сохранилось несколько томов заявлений с разных мест о пострадавших за веру.

 

Священномученик Серафим (Чичагов)

Многие участники Собора засвидетельствовали свою верность Евангелию мученической кончиной или исповедническим подвигом, являя нам, их потомкам, пример стойкости и мужества в испытаниях. Половина из них пострадали за веру во время гонений на Церковь, были расстреляны, умерли в ссылках, прошли лагеря, а каждый десятый — причислен сегодня к лику святых.

Соборные заседания продолжались до сентября 1918 года и завершились его вынужденным самороспуском: работа Собора была прервана Гражданской войной и гонениями на Церковь. 20 сентября 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви завершил работу. Многие накопившиеся за два столетия вопросы были лишь обозначены.

 

Святейший Патриарх Тихон и митрополит Антоний

Святейший Патриарх Тихон и митрополит Антоний (Стадницкий) с 28 мирянами — членами Собора и соборной канцелярии

На Поместном Соборе 1917–1918 годов была выработана соборная модель управления Церковью. Главные управленческие функции в Русской Церкви были предоставлены не патриарху, а регулярно созываемым Поместным Соборам. В периоды между их созывами действовали два новых органа высшего управления: Священный Синод и Высший Церковный Совет. В Священный Синод входили только архиереи, он занимался вероучительными, каноническими, литургическими вопросами. Высший Церковный Совет включал в себя представителей разных церковных групп — епископов, белых клириков (то есть женатых священников), монашествующих, мирян — и решал церковно-общественные, хозяйственные, финансовые вопросы. Первый орган сохранился до наших дней, второй просуществовал очень недолго: до начала 1920-х годов. В сегодняшней Церкви появился орган с таким же названием, но ближе к Высшему Церковному Совету столетней давности по составу и кругу обсуждаемых вопросов — нынешний президиум Межсоборного присутствия.

Принятое на Соборе определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» дало женщине право участвовать и голосовать на приходских, благочинных и епархиальных собраниях — случай в истории Русской Церкви беспрецедентный.

Соборное определение «О монастырях и монашествующих» стало своего рода общемонастырским уставом. Он предполагал создание органов монастырского самоуправления, понижение минимального возраста для принятия пострига до 25 лет (и выравнивание условий для мужчин и женщин в этом вопросе), расширение общежительных принципов (в том числе избрание настоятеля монастыря братией) и традиции старчества. Положения этого документа не могли быть реализованы в советское время, когда обители подвергались уничтожению, но стали ориентиром для воссоздания монашеских традиций в новейшую эпоху.

Среди направленных в будущее идей Собора — это реформа прихода: создание прихода, ответственного за свою жизнь. Какие-то решения не устарели до сих пор, но поменялись условия, а к каким-то мы не готовы и сегодня. Лучшие церковные умы нам оставили свои чаяния, свое видение дальнейшего развития Русской Православной Церкви в истории. Это маяк, на который можно равняться, пытаться услышать и осмыслить, потому что многие проблемы, которые решаются в Церкви сегодня, были решены на Соборе в 1917–1918 годах.

«Несмотря на прошедший век, отделяющий нас от событий той эпохи, значение Поместного Собора 1917–1918 годов не до конца осмыслено и оценено церковным народом. Его наследие нуждается в серьезном и вдумчивом исследовании, а многие из идей, высказанных тогда, были бы полезны и востребованны сегодня», — говорится в послании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 100-летия Поместного Собора.

С 2011 года Новоспасским монастырем осуществляется издание документов Поместного Собора 1917–1918 годов. В ходе кропотливой научно-исследовательской работы издано 26 томов, последний из которых вышел в свет в январе текущего года и озаглавлен как «Материалы повременной печати о подготовке и деятельности Собора: дневники, хроника, публицистика». Он включает в себя материалы о Соборе, появившиеся в периодической печати во время соборной работы. В том включены предсоборные наказы, хроника, дневники и мнения соборян по насущным вопросам церковной жизни, дискуссии об участии Церкви в политике, восстановлении института патриаршества и так далее. Всего планируется издать 36 томов.

 

документы Всероссийского Поместного Собора

Научно-академическое издание документов Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.

Московский епархиальный дом в начале ХХ века был центром духовной жизни Москвы: в 1910 году здесь открылись пастырские курсы и первые женские богословские курсы. Такого в истории России еще не было. Здесь служили лучшие проповедники, проводились образцовые (без сокращений) службы, читались лекции по церковной истории, географии, богословию и археологии для всех желающих, организовывались концерты духовной музыки. Всё это проходило во Владимирском зале — огромном помещении рядом с домовым храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира. Небольшой храм и зал для лекций отделяла арка с огромным металлическим занавесом, который опускали на время лекций, а на его фоне показывали слайды, что для начала XX века было диковинкой. Во время богослужений занавес поднимали, так что на большие праздники люди могли стоять не только в храме, но и в самой палате, которая становилась продолжением храма. В 2015 году патриарх Кирилл освятил отреставрированный Князь-Владимирский храм, а бывший епархиальный дом стал главным зданием Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Во Владимирской палате, которая теперь называется Соборной, восстанавливают старые традиции: проводят лекции, концерты духовной музыки, выставки; здесь регулярно совершаются богослужения, идет богословская работа. На досках у входных дверей в зал перечислены имена участников Собора.

 

Соборный зал Московского епархиального дома и церковь

Соборный зал Московского епархиального дома и домовая церковь св. равноап. кн. Владимира

То, что мы имеем сегодня, — Православную Церковь, воскресные школы, православные гимназии, массу духовной литературы, возможность участвовать в таинствах Церкви, православные братства и сестричества, фестивали, выставки, форумы и многое другое — это молитва наших новомучеников и исповедников, среди которых и отцы Поместного Собора 1917–1918 годов. За это они 100 лет назад отдали свою жизнь. А что будет еще через 100 лет — зависит от того, как свой христианский путь пройдем мы. Дай Бог нам по молитвам святых отцов в испытаниях остаться верными Богу и Его Церкви.

Молитва святым отцем, на Соборе Церкве Русския потрудившимся

О святии угодницы Божии, сонма новых мучеников и исповедников Церкве Русския причастницы, на Соборе Церкве Русския в годину скорби добре потрудившиися и мужески за веру Христову в лета гонения лютаго пострадавшии! Поминающе труды на ниве Божией вами подъятыя и подвиги во страдании за веру свершенныя, славословим добродетели ваша, воспеваем братолюбие, прославляем любовь ко Спасителю Христу и Церкви Его Святей, и яко чада ваша по духу молим: научите нас разум евангельский прилежне стяжати, на всякое дело благое потребен, помозите во испытаниих крепость веры имети, сподобите нас наследники подвига вашего быти, да неосужденно Царствия Божия достигнем, идеже купно с вами прославим Троицу Единосущную во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. 100 лет назад завершился известный Собор 1917–1918 годов: каковы его итоги? Разбираем максимально коротко — Православный журнал «Фома».
  2. СОБОРНОСТЬ — Большой энциклопедический словарь.
  3. Ректор МДА сослужил Святейшему Патриарху за литургией в домовом храме ПСТГУ | Московская духовная академия.
  4. Церковь за железным занавесом: где проходил Поместный Собор 1917 года? — Православный журнал «Фома».

 

Соль земли Русской (часть 1)>>

19.11.2024

Просмотров: 172
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментировать