«Людей объединяет вера в Бога»
Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в керамической мастерской монастыря.
«Я попала на работу в монастырь случайно», — поделилась Лариана Кыркалова на собрании новых сотрудников-бухгалтеров. «Случайного ничего не бывает», — отреагировал духовник обители отец Андрей. Сегодня Лариана Валерьевна уверена: всё от Бога. 15 лет она работала бухгалтером в коммерческом секторе, но стала замечать за собой, что каждый рабочий день начинается будто с подъема в гору, и этот путь совсем не радует…
— Я шла через силу, настроения не было, испытывала раздражение и тоску. Понимала, что разрушаюсь и никому это не полезно. Наверное, слишком долго находилась на одном месте и уже не развивалась, — вспоминает моя собеседница.
Лариана разместила резюме в интернете. Неожиданно пришел отклик из монастыря. Предложение манило новизной и пугало неизвестностью.
— Помню, был март, снежный вечер. Я приехала на собеседование. Вошла в помещение — тишина, благодать. Атмосфера меня впечатлила. Но стало страшно, что придется поменять привычную жизнь. Даже когда написала заявление на увольнение, сомнения еще терзали — шагала в неизведанное. От Церкви я тогда была далека: понимала, что есть Пасха, Рождество, соблюдала традиции — не больше.
Мать Анфиса (Остапчук) пригласила в экспериментальную мастерскую, где начали шить светскую одежду. Я, когда первый день ехала на работу, за голову взялась — так далеко. Мои знакомые меня не понимали.
Сначала внедряли производственную программу в швейно-вышивальной мастерской. А затем меня перевели в керамическую мастерскую. Производственный процесс в керамике очень сложный, многоступенчатый, и всё это — все операции от начала производства до готового изделия — надо уложить в циферки. Было и трудно, и очень интересно, особенно когда получалось. Тоже своего рода творческий процесс.
В 2018 году отец Андрей благословил Лариану Валерьевну на руководство керамической мастерской. И посыпались на нового начальника испытания: запуск производственной программы, переезд в новый корпус Дома трудолюбия, пандемия ковида, события 2020-го, СВО в Украине. Менялись кадры, начались проблемы с поставками сырья. Руководитель мастерской признается: и у нее закрадывались мысли об уходе — переживала, что не справится с навалившимися проблемами. Но чувство ответственности пересилило тревогу.
— Сначала мы внедряли керамическую программу — сколько мук было! Задействовали всех бригадиров. Только через полгода начали работать в режиме онлайн.
Потом нужно было из первого здания Дома трудолюбия перевезти производство во второе здание, не остановив его. Так прошел 2019 год. А в начале 2020-го началась пандемия, карантин — производство остановилось. Важно было сохранить людей, полуфабрикаты, скоропортящийся материал. В августе 2020-го начали потихоньку восстанавливаться, надо было возвращать людей. За это время кто-то уже нашел себе другую работу.
Потом мы пережили второй виток пандемии. Затем начались проблемы с сырьем в результате СВО на Украине. Нам пришлось буквально вручную создавать новую керамическую массу. Ушло целых два года, пока мы добились устойчивого результата. И основная заслуга в этом принадлежит нашему главному художнику Ирине Финцклер.
В общем, ни одного года не было без потрясений.
Я ведь, когда пришла в керамику, ничего не знала. Приходилось вникать во все технологические тонкости, планировать производство, чтобы на каждом участке обеспечивать людей работой. Это целая производственная цепочка, ее нельзя прерывать. Опытным путем шла шаг за шагом.
— Как коллектив Вас поддерживал?
— Наши сотрудники — люди, на которых можно опереться, люди, которые любят свое дело, отдаются ему. И это самое главное. Если надо, они задержатся на работе, возьмут на себя еще послушание.
— Каких принципов Вы придерживаетесь в общении с подчиненными?
— Я пришла как человек, далекий от руководства производством. У меня был принцип: не рубить с плеча, не ломать, не разобравшись, не переделывать. Собирала технологов, бригадиров, и мы советовались, решали вопросы вместе.
Как-то наш бывший сотрудник подарил мне книгу «Выход из кризиса». И там была фраза, которая запала мне: «Самое главное — это качество продукта». Мы начали делать упор на это. Так важно, чтобы монастырское изделие было приятно взять в руки, чтобы от него исходило тепло, чтобы было видно, что оно сделано с молитвой и любовью! И очень приятно, когда люди присылают письма с благодарностью за наш труд.
— Вы сами пользуетесь продукцией керамической мастерской?
— Конечно. Очень люблю кружку «Диалог», пью из нее чай, кофе. Очень нравится пейзажная роспись и цветы.
— Какие таланты Вы здесь у себя открыли, помимо управленческого?
— Совершенно неожиданно вернулась к стихам. Я писала лет до 25, а потом с головой ушла в бухгалтерию, цифры вытеснили буквы (улыбается). Монахиня Анфиса (Остапчук) организовывала в Доме трудолюбия на Цне встречи с интересными людьми, концерты, лекции, выставки картин. Так мы познакомились с Татьяной Дашкевич — поэтессой, писательницей. По благословению мать Анфисы возникло литературно-музыкальное объединение «Белый цветок». И вот сотрудники разных профессий начали писать стихи, прозу, музыку. Вернулась к стихотворчеству и я. Поэтому мы здесь не просто работали, а еще и с пользой проводили досуг, всесторонне развивались.
— Как происходило Ваше воцерковление?
— В первую очередь надо было надеть платок. Сейчас уже не представляю себя с непокрытой головой, а тогда это давалось с трудом. Непросто было стоять на молитве, слушать акафист, когда ничего не понимаешь. Но постепенно я постигала азы.
Как-то мы с мастерской поехали в паломническую поездку в Печоры, и там я впервые причастилась. Событие меня просто оглушило. Я была потрясена. Полдня после службы не могла ни с кем разговаривать.
Слава Богу, что раз в месяц отец Сергий Нежборт служит литургию в Доме трудолюбия для сотрудников. Богослужение, соборная молитва — очень большая поддержка. Мы постоянно с 2017 года молились по соглашению о мастерской. Всё, что здесь есть, — только благодаря этому, потому что времена были очень тяжелые и без молитвы мы не справились бы. Порой казалось — всё, край, а потом ситуация разрешалась, и ты понимаешь, что это не твоя заслуга, а помощь свыше.
— Какие задачи сейчас перед Вами стоят?
— Найти людей, чтобы мастерская работала стабильно. Есть участки, которые буксуют из-за нехватки сотрудников. Ищем специалистов, их потом надо еще обучить.
Материал изменился. Керамика — очень капризное производство. Порой не понимаешь, отчего происходит сбой, ведь условия не меняются. Это сложный и небыстрый процесс. Чтобы изделие дошло от заливки до склада готовой продукции, в среднем требуется 21 день.
Грядут большие праздники, все просят новинки. Пока решаем этот вопрос за счет декора, а хочется запустить и новые формы. Важно развиваться. Кадры в нашем случае действительно решают многое. В мастерской раньше было 120 человек. Сейчас около 50. Работают только два художника на процарапке — работа очень трудоемкая и тонкая, далеко не у каждого даже профессионального художника получается. Пытались обучать молодых специалистов. А возможности для развития здесь огромные. Мы приветствуем творчество, новые сюжеты. Самое интересное, когда изделие не повторяется.
— Работы ваших художников наверняка уже есть у известных людей?
— Дарили сервиз нашего производства президенту, когда он приезжал к нам в монастырь на Рождество. Поступали и частные заказы на изготовление сувенира для главы государства. Рисовали чайную пару для патриарха Кирилла. Это всё работы нашего ведущего художника Марины Невеселой. Государственный подарочный фонд заказывает у нас изделия.
Через интернет-лавку часто заказывают изделия в технике процарапки. В этой технике художники выполняют уникальные вещи.
Поощряем фантазию наших дизайнеров, и это дает хороший результат: наши деколи — красочные и добрые, для детей и взрослых.
— С каким чувством сейчас идете на работу?
— Конечно, послушание сложное. Иногда падаешь духом. Но приходишь, процесс начинается, и успокаиваешься. Иной раз злишься — ничто человеческое не чуждо. А чаще радуешься. Есть такие моменты, которые происходят только здесь, например, на литургии.
Делаем всё возможное для улучшения качества продукции. Запустили систему сушки форм на участке заливки. Стараемся создать комфортные условия для работы. В планах — стабилизировать производственный процесс, а дальше — разрабатывать и создавать новые и красивые изделия.
— Что Вы переосмыслили, трудясь в мастерской?
— Я благодарна монастырю, что приобрела здесь терпение. Родные спустя время смирились с моим выбором. Изменилось мое отношение к жизни, окружающим, миру. Увидела, сколько страждущих вокруг. Стала больше входить в положение других людей. Начинаешь ценить вещи, к которым раньше относился по-другому. Хочется, чтобы отношения в коллективе были хорошие, добрые. И ты видишь, как люди здесь меняются, стремятся стать лучше.
Помню, как однажды пришла машина с керамической массой из Донбасса вечером. Заранее вызвали грузчиков по объявлению. Звоню, они не отвечают. А 20 тонн надо разгрузить, иначе — неустойка. В панике ищу людей. И вот откликаются сотрудники других мастерских, приезжают на помощь дети сотрудников нашего монастыря. Появляется вера в людей, а людей объединяет вера в Бога.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
Смотрите больше фото в нашем альбоме>>
05.11.2024