X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Духовная математика

четки

Отцы наши определяют три добродетели, необходимые для просвещения и отрезвления ума: естественный порыв, мужество и работоспособность.

Три добродетели вызывают в уме Божественное просвещение: то, чтобы кто-либо не считал своего ближнего лукавым, благодетельствовал всем обижающим его и злотворящим ему, переносил без смущения и ропота всё находящее.

Эти три добродетели рождают другие три, большие их. Не считать своих ближних лукавыми — порождает любовь; через то, чтобы благодетельствовать злотворящим, приобретается мир; а претерпевающему безропотно всё находящее — приносится кротость.

Четыре добродетели делают душу девственно чистой: молчание, соблюдение заповедей, воздержанность, строгая умеренность и смиренномудрие.

Ум имеет нужду в нижеследующих четырех добродетелях: непрестанная молитва к Богу со смирением, чтобы считать себя виновным перед милосердием Божиим, избегать суждения о любом человеке и совершенно презреть страсти, докучающие ему.

Четыре добродетели ограждают душу и упокоевают, когда та находится в брани: милостыня, отсутствие гнева, долготерпение и противостояние многообразным греховным прилогам. Но противостояние против забвения восполняет все эти добродетели.

Четыре добродетели очень нужны в молодости: постоянное поучение, неленостность, бдение и смирение, чтобы кто-либо не считал самого себя за человека добродетельного.

Существуют четыре причины плотского восстания: многоспание, чревоугодие, острословие и украшение тела. Другими четырьмя причинами помрачается душа: ненавистью к ближнему, уничижением, ревнивостью и ропотом.

Через четыре вещи опустошается душа: от бесцельного перехода с места на место, от отвлечения внимания, от любви к вещественному и от сребролюбия.

Три вещи с трудом приобретает человек, но они сохранят добродетели: плач покаяния, слезы о грехах, постоянная память смертная.

Три больших порока всегда мешают стяжанию добродетелей: пленение, лень и забвение. Это проклятие, называемое забвением, борет человека до последнего его издыхания.

Мы кратко обозначили дела «нового» и «ветхого» человека. Любяй душу свою погубит ю (Ин. 12: 25), подвизается, чтобы сохранить дела «нового» человека. Желающий упокоения в сей краткой жизни исполняет и поступает по делам «ветхого» человека и губит душу свою.

Источники:

  1. Проповеди монаха Иосифа Ватопедского, ученика старца Иосифа Исихаста. Поучения из книги «Святая гора Афон».
  2. Святая гора Афон. — М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

04.11.2024

Просмотров: 360
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать