Жизнь преподобного Льва Оптинского, первого старца обители (ч. 2)
Дары духовные
Отец Лев жил и пребывал в Боге, молился непрестанно. Его духовные дары были удивительны. По молитвам старца исцелялись недуги и душевные, и телесные, а благодаря духовному рассуждению он точно знал и указывал чадам, какой их поступок из многих возможных будет угоден Богу. Старец видел душевное и духовное состояние людей, распознавал дух прелести, а также легко читал невысказанные тайны и помыслы, подсказывал забытые грехи.
Игум. Антоний (Бочков)
Смиряя или обличая человека, он до тонкости понимал, у кого какая мера духовной и жизненной ноши. Знал, как и чем можно утешить именно того, кто перед ним стоит. Даже пережив строгое обличение от старца, человек не уходил несчастным, в душе всё равно была радость от общения со святым, прозорливым, любящим его человеком. Вот как об этом вспоминает один из духовных сыновей отца Льва: «Бывало, батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится как дитя и так умиротворит и утешит, что на душе сделается легко и отрадно; и уйдешь от него мирный и веселый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял».
Другой ученик вспоминал: «Еще замечал над собою, живши в монастыре: иногда нападала на меня тоска, уныние, и жестоко бороли помыслы. Пойдешь, бывало, к батюшке утешиться в своих скорбях, и при вступлении в его келью вмиг всё исчезнет и в сердце вдруг почувствуешь тишину и радость. Батюшка спросит: «Зачем пришел?» А ты и не знаешь, что говорить. Возьмет батюшка, маслом помажет из лампады да благословит; и пойдешь из его кельи с сердечною радостью и душевным миром».
О том, как мудро и тонко мог старец обличить, рассказывает этот случай. Молодой брат обидел старого монаха. Оба пришли к отцу Льву с жалобой на собрата. Всем было понятно: виноват тот, кто моложе. Но старец сказал старому монаху: «Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным? Он только что пришел из мира, у него волосы еще не успели отрасти, с него и взыскивать-то строго нельзя, коли он недолжное скажет. А ты сколько лет в монастыре живешь и не научился внимать себе!»
Оба ушли, новоначальный брат почувствовал себя полностью оправданным и торжествовал. Но потом, когда молодой монах явился к старцу один, отец Лев взял его за руку и мягко укорил: «Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришел из мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь!»
Молодой инок в сердечном сокрушении просил прощения, действительно глубоко пережив данный ему урок.
Один брат в Оптиной часто просил у старца благословения на вериги. Отец Лев считал, что не в веригах спасение, и со многих, напротив, их снимал. Но тот брат настаивал, и преподобный решил дать ему урок: показать его истинное духовное состояние. Позвал кузнеца и сказал ему: «Когда придет к тебе такой-то брат и будет просить тебя сделать ему вериги, дай ему хорошую пощечину». Когда этот монах снова пришел с той же просьбой, старец велел ему идти к кузнецу. Тот с радостью побежал в кузню: «Батюшка благословил тебе сделать для меня вериги». Кузнец отвлекся от работы и отвесил ему пощечину: «Какие тебе еще вериги?» Брат не выдержал и ударил кузнеца в ответ. Оба пришли к старцу, чтобы он их рассудил. Старец сказал: «Куда же ты лезешь носить вериги, когда и одной пощечины не мог потерпеть!»
История, рассказанная горшечником
Один из мирян, житель Козельска Семен Иванович, вспоминал, как преподобный Лев приучал его терпеть скорби: «В 30-х годах XIX века я, как и после, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкою в своем домике; лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и пробавлялся. В это время стоял у нас в доме солдат поляк, но потом отошел от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам во двор и стащил колеса с нашей повозки.
Объяснил я батюшке отцу Леониду свое горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. "Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — ответил батюшка, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан". Я последовал совету старца, и, как он сказал, так всё и сбылось.
В скором времени тот же поляк опять залез к нам во двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо и хотел пройти с ним чрез огород; а с огорода в это время шла моя матушка и встретила его. "Куда ты, — сказала она, — это несешь?" Тот бросил мешок с мукой и убежал.
Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова — мы решились продать ее. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы; наконец, взял ее к себе. А в следующую за тем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стаивала наша корова, без сомнения, чтобы свести ее; но ее уже там не было. Так опять Господь, по молитвам старца, избавил нас от напасти.
После сего чрез много лет был со мною и третий подобный случай, уже после смерти моей матери. Оканчивалась Страстная седмица, и наступал праздник Пасхи. Мне почему-то пришло на мысль перенести все нужные вещи из своего домика к сестре-соседке. Так я и сделал. А как наступал первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно; а теперь, сам не знаю отчего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю: окна повыставлены и дверь отперта. "Ну, — думаю себе, — должно быть, был недобрый человек". И действительно был; но так как все нужные вещи перенесены были мною к сестре, то он и ушел почти ни с чем.
Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки отца Леонида, что если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».
Чудесные исцеления
Старец глубоко почитал святителя Митрофана Воронежского и часто больных людей наставлял ехать к его мощам. Бывало, такие люди исцелялись уже в пути. Потом они приходили благодарить старца.
Свт. Митрофан Воронежский
Но нередко исцеления происходили прямо в келье старца. К нему приводили бесноватых, а случалось, приходили люди, которые не знали, что одержимы этим недугом, и неожиданно для самих себя начинали бесноваться.
Некий игумен П. рассказывал: «Вскоре по поступлении моем в Оптину пустынь, около 1832 года, привели к старцу крестьянку, которая во время беснования говорила на иностранных языках. Старец читал над нею раза три молитву, мазал ее елеем от неугасимой лампады пред иконою Божией Матери и давал ей пить это масло. В другой раз ее приводили к старцу еще больною, а в третий уже исцеленною. Когда же келейник старца попросил ее поговорить, как говорила она прежде, на иностранных языках, она сказала: "И, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках? Я и по-своему-то, по-русски, едва говорю и насилу хожу. Слава Богу, что прежняя болезнь-то моя прошла"».
История сохранила для нас такой случай исцеления. Врачи ничем не могли помочь монахине Севской обители, страдавшей раком груди. Когда, по их утверждению, жить ей осталось не больше трех дней, у нее случилось видение. Было это во время всенощного бдения накануне праздника Введения во храм Божией Матери. Монахиня увидела, как вошли к ней в келью два старца. Один из них сказал: «Приезжай ко мне в Оптину, помолись Богу и получишь исцеление». С большим трудом, из последних сил она добралась до Оптиной пустыни. Сразу к ней в гостиницу вошли два старца, именно те, что явились ей в праздник. Это были преподобный Лев и преподобный Макарий. Молились они и беседовали с монахиней долго. Утром пришел отец Лев и помазал грудь больной маслом из лампады, окропил святой водой. Тем же вечером больная была совершенно здорова. По молитвам преподобного прожила еще более двух десятков лет, а не три дня, как утверждали врачи.
Как-то раз целых шесть человек привели к отцу Льву бесноватую женщину. Только увидав старца, она упала пред ним и закричала: «Вот этот-то седой меня выгонит. Была я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». После молитв старца и помазания маслицем из лампады страдалица тихо поднялась и вышла. Ежегодно с благодарностью приходила она в Оптину. А когда старца не стало, землю с его могилы давала другим страждущим, и они исцелялись.
«Бывало нередко, придет к батюшке больной, еле ноги волочит, а от него идет бодро и весело и всем объявляет свою радость, что исцелен», — рассказывал иеросхимонах Антоний из Киево-Печерской лавры.
«Всех вас к себе приму…»
Наступил сентябрь 1841 года. Старец начал заметно слабеть, отказываться от пищи. Ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Из-за недуга тело и руки его стали холодными. «Если получу милость Божию, тело мое согреется и будет теплое», — говорил он своим духовным чадам и келейнику Иакову. 15 сентября старец Леонид пособоровался. С этого дня он начал прощаться с навещавшими его братиями. Все они получали благословение и уходили утешенными старцем.
28 сентября отец Лев причастился Святых Христовых Таин и попросил, чтобы пропели канон на исход души. Братия, стоявшие рядом, ощутили, что вот-вот останутся духовными сиротами. Они просили любимого старца не оставлять их. Старец Лев заплакал и сказал: «Дети! Если у Господа стяжаю дерзновение, всех вас к себе приму. Я вас вручаю Господу. Он вам поможет течение сие скончати, только вы к Нему прибегайте, Он сохранит вас от искушений».
Умирая, чувствуя последние мгновения, преподобный Лев сказал об этом своим чадам: «Ныне со мной будет милость Божия». А потом много раз перекрестился, повторяя: «Слава Богу!» Лицо его просветлело. Так, с молитвой на устах, старец предал душу Господу.
Любимый ученик и преемник старца Льва иеромонах Макарий, так много всего переживший вместе со своим духовным отцом, сказал проникновенные слова, выразившие чувства и мысли всех его осиротевших духовных чад: «Любезного нашего батюшки отца Леонида уже не стало с нами, тело его сокрыла от нас мать сыра земля, а душа отошла, верно, в руце Божии… Вы, верно, поскорбите о нашем сиротстве, но вместе и утешитесь духом о его покое, который он несомненно обрящет по милосердию Божию… Нельзя сомневаться, чтобы он не удостоился получить милость от Господа, и, верно, будет ходатайствовать о нас грешных, странствующих в юдоли сей плачевной и боримых страстьми душевными и телесными».
Три дня тело старца стояло в храме, вопреки человеческой природе не подвергаясь тлению. Чудесным образом оно оставалось теплым: согрело одежду, в которую было облачено, и даже низ гроба. Как и говорил батюшка в последние дни, страдая от холода, после смерти тело его согрелось и стало теплым — это означало, по его слову, что получил он Божию милость. А наблюдая это чудесное явление, получили ее и все, кто молился за новопреставленного. В день кончины преподобного братия служила всенощную в память святых отцов семи Вселенских Соборов.
Мощи прпп. старцев Льва (слева) и Макария (справа) Оптинских. Владимирский храм, Оптина пустынь
Прошло 155 лет. Отца Льва, как и отца Макария, как и других подвижников духа Оптиной пустыни, не забыли. После длительного периода безбожия Оптинские старцы были в числе первых канонизированных Церковью русских святых. В 1996 году преподобный Лев Оптинский был причислен к лику местночтимых святых. В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил его для общецерковного почитания. Мощи преподобного Льва Оптинского покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни рядом с мощами преподобного Макария, верного его ученика и преемника.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Жизнь преподобного Льва Оптинского, первого старца обители (ч. 1)>>
24.10.2024