X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Жизнь блаженной Параскевы Дивеевской

блаженная Параскева Дивеевская

5 октября — день памяти блаженной Параскевы Дивеевской (1915)

Крепостная крестьянка Ирина

Девочка, которой суждено было стать святой, появилась на свет приблизительно в 1795–1807 годах в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии (сейчас это Торбеевский район Мордовской Республики Российской Федерации). Родители ее Иван и Дарья были крепостными крестьянами помещиков Булыгиных. Они назвали девочку Ириной. В семье подрастало еще трое сыновей и две дочери.

В 17 лет Ирина вышла замуж за крестьянина Федора — так решили ее участь родители и господа. Федор был тих и благочестив, как и Ирина. В семье мужа ее полюбили. Характера Ирина была кроткого, послушно выполняла любую работу, деревенские развлечения ее не интересовали. Дома она много молилась и при каждой возможности спешила в храм. Федор тоже любил Церковь и часто сопровождал свою молодую жену.

Участь крепостных была подневольной, и однажды Булыгины продали Федора и Ирину немецким помещикам Шмидтам. Пришлось переехать в село Суркот. Жизнь супругов у новых хозяев не была счастливой, умер от чахотки Федор. Хоть и прожили они с Ириной вместе 15 лет, детей у них не было, и осталась Ирина совсем одна.

Полтора года после смерти мужа Ирина работала на кухне, пока не случилась беда: у хозяев пропали холсты. Стали искать вора, и из-за хитрости слуг подозрения пали на Ирину. Жестоко страдала она от пыток в полицейском участке, но сознаваться в том, чего не совершала, не стала. А потом нашли и вора, и холсты.

Ирина сбежала от интриг слуг и немилости хозяев. Нашла ее полиция в Киеве среди богомольцев и вернула хозяевам. Хозяева были к ней милосердны, чувствовали свою вину. Но через год она опять убежала в Киев и спряталась в лавре. Там Ирина приняла тайный постриг в великую схиму с именем Параскева. С тех пор она называла себя Пашей и встала на путь юродства. Есть предположение, что на этот исключительный подвиг ее благословили старцы Киево-Печерской лавры.

 

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра в 20-х гг. ХХ в.

Путем юродства

Поскитавшись, Паша вернулась к хозяевам, но это был уже совсем другой человек, и Шмидты отказались ее принять. Пять лет ходила она по ближайшим селам, люди считали ее помешанной, нередко высмеивали и издевались.

Параскева ушла от людей и поселилась в лесу недалеко от Саровского монастыря. Тридцать лет жила она отшельницей в лесу и молилась. Знали о подвижнице монахи Саровского и Дивеевского монастырей и жители окрестностей этих обителей.

Местом пристанища Параскевы стали несколько пещер в лесной чаще. По преданию, вырыла она их своими руками. В лесу было много зверей, но от них блаженная ни разу не пострадала так, как случалось ей страдать от людей. Иногда она покидала свой лес, ходила в Саров и Дивеево, работала на Саровской мельнице.

 

Саровский монастырь

Саровский монастырь

Красивая от природы, после долгой жизни в лесу и скитаний по описанию она напоминала преподобную Марию Египетскую. Тощая, с темным от загара лицом, коротко стриженная, босая, в мужской монашеской распашной рубахе, она могла своим видом даже напугать.

Некоторое время Паша жила в одной из деревень неподалеку от Дивеевской обители. Люди понимали, что она — блаженная, святая душа, просили молитв и подкармливали Пашу. Однажды на нее напали грабители, рассчитывая, что Паше дают деньги. Сильно избили, проломили голову, после чего она долго болела и полностью так и не выздоровела. До конца дней у Паши болела голова и доставляла муки образовавшаяся в животе опухоль. «Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет!» — страдая от боли, говорила она своей келейнице.

Параскева приходила в Дивеево к блаженной Пелагии Ивановне сначала изредка, а потом всё чаще и чаще, останавливаясь в обители на несколько дней и даже недель. Была несомненная связь между ними, а точнее, — преемственность. Пелагия Ивановна говорила о том, что у нее много детей, а Паша носила с собой всегда по несколько кукол, наряжала их, кормила, купала и тоже называла детьми. Многие ее пророчества были связаны именно с этими куклами. За год до ухода Пелагии в вечность Параскева поселилась в монастыре и почти неотлучно общалась со своей предшественницей.

 

Блаженная Пелагия Дивеевская

Блж. Пелагия Дивеевская

В монастыре

30 января 1884 года (по старому стилю) блаженная Пелагия Дивеевская отошла ко Господу. Теперь потянулись люди к Параскеве, она становилась всё более известной. Было ей около 90 лет. Выглядела Паша моложе, а ее голубые глаза смотрели с детской ясностью, что вызывало доверие и даже нежность к блаженной. Для того чтобы услышать слово от прозорливой старицы, люди ехали из разных мест России.

Поселиться в келье блаженной Пелагии Ивановны Паша отказалась, ссылаясь на то, что сама хозяйка домика ей не велит. Сначала жила у певчих, ее принимала то одна, то другая сестра, а потом поселилась в отдельной келье у ворот обители. В комнате ее стояла кровать с большими подушками. Но старица не спала на этой кровати, уступив ее куклам. Теперь Паша стала опрятной, следила за чистотой в келье, наряжалась в платья, любила сарафаны, предпочитала одежду красного цвета.

Фото 1: Келья блж. Прасковьи Ивановны. Нач. ХХ в.
Фото 2: Кукла блж. Параскевы Дивеевской. Нач. ХХ в.

Те, кто жил с нею в келье или ночевал, вынуждены были в полночь вставать на молитву — так требовала Паша. Если же кто-то отказывался, не хотел просыпаться, она ругалась, шумела и добивалась своего. Сначала Прасковья Ивановна в церковь ходила редко, говорила: «У меня своя обедня». Однако следила за сестрами, чтобы не пропускали церковных служб.

Каждый день блаженной имел строгий распорядок. После обедни она обязательно пила чай. Потом трудилась: вязала чулки, ткала холсты и пряла пряжу с непрестанной молитвой. Само вязание чулков блаженная называла упражнением в Иисусовой молитве. В монастыре поэтому очень ценили ее труды: из Пашиных холстов шили подрясники для священников, а из пряжи плели пояски и четки. «Приезжайте к нам в Саров, будем вместе собирать грибы и вязать чулки», — как-то сказала она своему посетителю. На ее языке это означало класть земные поклоны и молиться.

Но привычка к странничеству брала свое. Поселившись в Дивеево, нередко уходила Паша в дальние святые места, часто бывала в Сарове. Уходя в путь, она брала мешок со своими вещами, несколько кукол, иногда клала себе на плечи серп. Шла опираясь на «тросточку» — так она называла свою простую палочку.

Личные вещи блж. Параскевы Дивеевской

Молитвы блаженной

Молитвы блаженной были не такими, как в молитвословах, она сочиняла их сама. Богородицу называла Маменькой «за стеклышком», перед образом иногда замирала и стояла не шелохнувшись. По дороге, в поле, на улице, в доме могла вдруг встать на колени и молиться со слезами.

На всё Паша просила у Бога благословение. Иногда громко как бы говорила с Господом, Богородицей, святыми, причем в речи ее звучали и вопрос, и ответ. «Надо мне идти? Или погодить?.. Иди, иди скорей, глупенькая!» — нередко слышали от нее такие слова. Или разговаривала со святителем Николаем: «Еще молиться? Или кончить? Николай Чудотворец, батюшка, хорошо ли прошу? Нехорошо, говоришь? Уйти мне?»

Бывали у Паши минуты духовной брани, когда она сражалась с врагом рода человеческого. Тогда ее речь становилась непонятной, она кричала и ругалась, бросала вещи, ломала всё, что попадется под руку.

 

Блаженная Параскева Дивеевская

Блж. Параскева Дивеевская. 1908 г.

Люди ехали и шли к блаженной — с утра до ночи Прасковья Ивановна принимала паломников. Из-за большого количества посетителей она не могла выполнять необходимое для схимницы молитвенное правило, и монахиня Серафима, ее келейница, взяла на себя подвиг исполнять его вместо Паши. У матушки Серафимы была своя келья с богато убранной кроватью. Но она всегда спала сидя в кресле, и постель с периной и подушками оставалась нетронутой. В этом она подражала блаженной старице.

Их связывало духовное родство, единодушие, взаимная благодарность. Если кто-то обижал матушку Серафиму, Прасковья Ивановна этого человека наказывала тем, что ни за что не соглашалась принять.

Верная келейница Прасковьи Ивановны умерла от рака. Блаженная старица редко бывала в храме, а тут пришла и сказала о матушке Серафиме сестрам, встретившим ее, такие слова: «Вы, глупенькие, смотрите на меня, а не видите, что на ней три венца».

 

Паша Саровская с архимандритом Серафимом

Блж. Паша Саровская (в центре) на крыльце с архим. Серафимом (Чичаговым) и келейницей мон. Серафимой. 1890-е гг.

Дар пророчества

О прозорливости Прасковьи Ивановны шла молва далеко за пределами губернии. Записано множество свидетельств об этом ее удивительном даре. Вот несколько из них.

Девица Ксения из села Рузина пришла к блаженной просить благословения поступить в монастырь и построить себе келью.

Паша закричала в ответ:

— Что ты говоришь, девка! Надо прежде в Петербург сходить да всем господам сперва послужить. Тогда даст мне царь денег, я тебе келью поставлю!

Через некоторое время Ксения вновь пришла за благословением: ее братья решили поделить имущество, а она не видела себя в миру.

— Братья делиться хотят, а вы не благословляете! — сетовала Ксения. — Как хотите, а уж не послушаю я вас и поставлю келью!

Блаженная Паша очень забеспокоилась из-за этих слов, стала объяснять:

— Экая ты, дочка, глупая! Ну можно ли? Ведь ты не знаешь, сколько младенец-то превыше нас!

После этих слов Паша легла и вытянулась. Осенью умерла сноха Ксении, оставив на ее попечении маленькую дочку — круглую сироту.

Монахиня Рафаила рассказывала, как Прасковья Ивановна предупредила ее о скорбях. Встретившись с ней, стала смотреть в сторону, откуда доносился колокольный звон, и приговаривать, прихлопывая в ладони:

— Летят, летят, вот один, за ним другой, выше, выше, еще выше!

Спустя полгода умерла мать монахини Рафаилы, а через год — дедушка.

Блаженная говорила и о связи с усопшими, о взаимной нашей молитве. Та же мать Рафаила постоянно опаздывала на службу. Однажды Паша, пожурив ее, сказала:

— Девка-то хороша, да лежебока. За тебя мать молится.

Как-то мать Рафаила принесла Прасковье Ивановне письмо от схиархимандрита Варсонофия. Он был назначен настоятелем Голутвина монастыря и переведен из Оптиной пустыни. В письме отец Варсонофий кроме прочего сообщал о своей болезни. Мать Рафаила прочла его блаженной. Паша ответила коротко: «Триста шестьдесят пять!» Ровно через год старца не стало. Об этом свидетельствует также его келейник. Он получил ответ блаженной.

 

Паша Саровская в своей келье

Блж. Паша Саровская в своей келье

Прасковья Ивановна провидела единственный путь, который будет спасительным для человека. Для кого-то это были семейные испытания, для кого-то — подвиг монашества. Вот как это было у одной из монахинь Дивеевской обители: «Собралась я в Саров, горячо молилась у гроба угодника Божия, прося его помощи, а на обратном пути заехала в Дивеево да и зашла к блаженной Паше, а она, как увидела меня, закричала: "Где была до сих пор, где шатаешься? Ее тут ждут-ждут, а она всё шатается невесть где!" — да палкой всё мне грозит». Так и определилась ее судьба.

Встреча с царем и царицей

Император Николай II с семьей посетили блаженную Прасковью Ивановну в 1903 году во время торжеств, посвященных канонизации преподобного Серафима Саровского.

 

 Царь-мученик Николай II с семьей

Царь-мученик Николай II с семьей

Паша приказала перед приездом высоких гостей вынести из кельи все стулья и расстелить ковер. Наконец, гости прибыли. Блаженная села на кровать и попросила всех выйти, кроме семьи царя. Остались лишь послушница Паши и царская чета. Блаженная велела государю и государыне сесть на пол.

Слова ее прозвучали как гром. Не только семью, но и всю страну ждут потрясения: «Гибель России, династии, разгром Церкви и море крови». Александра Феодоровна едва не лишилась чувств и сказала, что не верит в это. В ответ Паша протянула ей кусок красной материи: «Это твоему сынишке на штанишки, когда он родится — поверишь тому, что я говорила». Существует предание, что Паша подала ей также куклу-мальчика. Царская чета вышла из кельи, потрясенная грядущими страшными испытаниями, но и с надеждой на долгожданную радость — рождение наследника.

 

Посещение царскими особами блаженной Параскевы

Посещение императором Николаем II и императрицей Александрой блж. Параскевы Дивеевской

Последние дни и прославление

Прасковья Ивановна отошла ко Господу 22 сентября (5 октября) 1915 года в возрасте приблизительно 120 лет. Незадолго до смерти она с помощью келейниц творила земные поклоны перед портретом царя. У нее не было сил, и помощницы, измученные, спрашивали:

— Что ты, мамашенька, так на государя молишься?

— Глупцы. Он выше всех царей будет, — отвечала блаженная и продолжала молиться и кланяться, опираясь на заботливые руки келейниц.

Перед смертью Пашу парализовало, она сильно и долго страдала. Многих удивляло, что такая молитвенница и подвижница терпит большие муки. Но ближайшим к Прасковье Ивановне сестрам было открыто, что предсмертными страданиями она вымаливает души своих духовных чад из преисподней.

 

Отпевание блаженной Параскевы

Отпевание блж. Параскевы Дивеевской. Октябрь 1915 г.

Похоронили Пашу в кирпичном склепе за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В скором времени над ним появилась часовня.

Блаженная Параскева была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии в дни торжеств в честь 250-летия рождения преподобного Серафима Саровского 31 июля 2004 года. Общецерковное почитание блаженной Параскевы Дивеевской Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил 6 октября того же года.

20 сентября 2004 года были обретены мощи блаженной. Поклониться им сегодня можно в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Память святой блаженной Параскевы Дивеевской, или, как ее до сих пор называют в народе, Паши Саровской, празднуется 22 сентября / 5 октября, а также в день Собора Дивеевских святых 14 / 27 июня.

В монастыре создана экспозиция в домике, где жила Паша Саровская. Там можно увидеть ее одежду, личные вещи, кусочки пряжи и холстов, созданных ее руками, почувствовать время ее служения Богу и людям, ступая по подлинным половицам, находясь в стенах, в которых проходил подвиг последних 30 лет жизни этой удивительной святой. И, конечно, помолиться, попросить духовной поддержки в дни испытаний и надежд.

 

Казанский храм Серафимо-Дивеевского монастыря

Казанский храм Серафимо-Дивеевского монастыря

Тропарь Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, глас 1:

Гла́с апо́стола Па́вла услы́шавша глаго́лющ: мы́ юро́ди Христа́ ра́ди, рабы́ Твои́, Христе́ Бо́же, Пелаги́я, Параске́ва и Мари́я, юро́ди бы́ша на земли́ Тебе́ ра́ди; те́мже, па́мять их почита́юще, Тебе́ мо́лим: Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, глас 8:

Вы́шния красоты́ возжеле́вша, ни́жния сла́сти теле́сныя то́щно оста́вили есте́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра, а́нгельское житие́ проходя́ща, сконча́вшася, Пелаги́е, Параске́во и Мари́е блаже́нныя: Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о всех нас.

Величание Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии:

Ублажа́ем вас, святы́я блаже́нныя ма́тери на́ша Пелаги́е, Параске́во и Мари́е, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы бо моли́те о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Читайте также:

Жизнь блаженной Марии Дивеевской>>

Преподобная Александра, первоначальница Дивеевская>>

Собор Дивеевских святых (часть 1)>>

Собор Дивеевских святых (часть 2)>>

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)>>

03.10.2024

Просмотров: 1585
Рейтинг: 5
Голосов: 14
Оценка:
Комментарии 0
1 месяц назад
Удивительная святая. Спасибо за изложение ее жития.
Прп.отче наш Серафиме вкупе с собором Дивеевских святых и блаженных молите Бога о нас!
Комментировать