Благоверная великая княгиня Анна Кашинская
15 октября — день памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской (1368)
Радуйся, блаженная мати в женстем естестве мужескую крепость имевшая; радуйся, долготерпеливно упованием на Господа укреплявшаяся.
<…> Темже и мы, ублажающе болезни сердца твоего, глаголем сице:
Радуйся, огненное искушение Господа ради претерпевшая; радуйся, приобщитися страстем Христовым удостоившаяся.
Радуйся, с верою и любовию понесшая крест твой и Христу последовавшая…
8‒9 икос акафиста блгв. вел. кн. Анне Кашинской
Церковь, прославляя святых, чтит богоугодные подвиги мученичества, бессребреничества; вспоминает труды апостолов, святителей, воинов, преподобных. Тем не менее восхождение души к Богу в значительной мере — тайна, ведомая только Создателю и духу самого человека. Каждый угодник Божий уникален, это неповторимое вечное лицо, предстоящее Святой Троице, вошедшее в эту радость своим неповторимым образом. Так и святая благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская — уникальный случай в нашей Церкви: дважды прославленная святая.
Два чина святости соединились в ростовской княжне великими скорбями, которыми Господь вел ее к жизни вечной. На ее долю выпало суровое время княжеских усобиц и татаро-монгольского ига. Княгиня Анна была старшей дочерью ростовского князя Димитрия Борисовича. По мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского[1] и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила Черниговского[2] свое детство и юность провела в Ростове Великом.
Воспитанная в страхе Божием, княжна Анна с юности благотворила убогим и несчастным. По традиции ее обучили грамоте и всем видам женского рукоделия. По прекрасным свойствам ума и сердца девица была хорошо известна в окрестных княжествах. Мудрая княгиня Ксения, мать тверского князя Михаила Ярославича, сосватала юную Анну за своего 22-летнего сына. Венчание князя Михаила, племянника святого благоверного великого князя Александра Невского, с княжной Анной состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском соборе города Твери. Свадьбу праздновали широко. В Кашине воздвигли по этому случаю Михайловский храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя молодого супруга; в кремле — триумфальные Михайловские ворота.
Восстановленный в Твери Спасо-Преображенский собор освящен 21 июля 2024 г. Сегодня здесь покоятся мощи блгв. кн. Михаила Тверского. Этот собор, первый белокаменный храм на Руси, кн. Михаил воздвиг в своем уделе в 1285 г.
Молодые супруги первый раз увидели друг друга только на пороге храма. Полюбили ли они друг друга? Сквозь толщу времен предание донесло до нас, что чета пронесла взаимную любовь и уважение, преданность и понимание на протяжении 24 лет брака, несмотря на выпадавшие на их долю тяготы. У княжеской четы родилось четверо сыновей: Дмитрий, Александр, Константин, и Василий, и дочь Феодора, умершая во младенчестве. Князь Михаил был благородным и самоотверженным человеком, почитавшим жену и любившим детей, а нежная и покорная Анна всю себя посвятила князю и детям, которых воспитывала в любви и глубокой вере.
Конец XIII века для центральной Руси ознаменовался рядом бедствий: как повествуют летописцы, прошли «вихри чрезвычайные, засухи, голод, мор в некоторых местах и сильные пожары». Глубокой ночью 1298 года в палатах князя начался сильный пожар. Всё его имущество было уничтожено. Чудом спаслись молодая супруга и сам Михаил Ярославич, который вскоре после этого заболел.
В 1305 году святой князь Михаил стал великим князем Владимирским согласно завещанию третьего сына святого князя Александра Невского, великого князя Владимирского Андрея Александровича, скончавшегося в 1304 году. Владимирский великокняжеский престол святой князь Михаил получил по праву старшего, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, домогаясь великокняжеской власти. Истерзанным русским землям грозила новая княжеская усобица: новые войны, новая кровь и еще одно нашествие монголо-татарских хищников, которые уж точно не упустили бы случая пограбить, «примиряя» князей и «восстанавливая порядок».
Блгвв. кн. Михаил Тверской и кнг. Анна Кашинская. Современная скульптура, установленная в 2021 г. в Твери, где они венчались 8 ноября 1294 г.
В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек[3], и князю Михаилу пришлось ехать к нему для получения ярлыка на княжение. Михаил пробыл в Орде около двух лет, и всё это время княгиня Анна с детьми ждала, плакала и скорбела, не имея от него вестей. Хан Узбек сохранил за Михаилом Тверским статус великого князя Владимирского, и князь вернулся домой с ярлыком. Тем временем Юрий Данилович Московский женился на Кончаке, сестре хана Узбека. Глава Церкви, митрополит Максим, попытался остановить московского властолюбца. Он просил Юрия не ходить в Орду, обещая взамен любые блага: «Я тебе порукой буду, с княгинею, с матерью князя Михаила, — чего захочешь из отчины вашей, то он тебе и даст». Юрий же просто обманул митрополита: «Хотя я, отче, и пойду, но не буду искать великого княжения». Узбек после замужества сестры решил одарить своего зятя статусом великого князя Владимирского, и в 1317 году Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь, взяв у хана в помощь конный отряд татар.
Река Кашинка и вид на Вознесенский собор современного Кашина, Тверская обл.
Михаил Тверской был вынужден дать отпор и разгромил своего противника. Юрий бежал, оставив войско, жену и татарских послов. Татарин Кавгадый и Кончака попали в плен. Князь Михаил, выразив почтение, отпустил Кавгадыя восвояси, а брошенная в пылу битвы на произвол судьбы сестра хана в Твери заболела и, на беду, скоропостижно скончалась. Гнев Узбека был неминуем. Чтобы смягчить сурового ордынца, Михаил Тверской послал к нему своего сына Константина. Но Михаила Ярославича оклеветали московский князь и татарские воеводы, которых он разгромил в бою. Это была первая победа русского князя над монголо-татарами, и она ставила князя перед очень сложным выбором. В 1318 году князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб своим подданным, вынужден был явиться в Орду на суд. Обвинителями его стали русские князья и помилованный им Кавгадый…
Провожая князя, Анна чувствовала, что видит его в последний раз, но удержать Михаила не могла: он сделал выбор — отвести угрозу от Твери, пусть даже ценой собственной жизни. На месте прощания сегодня установлен крест с надписью: «Здесь, на Святой Горе близ сел Видогощь и Едимоново, в 1318 году святой благоверный князь Михаил Тверской прощался с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской и детьми при отправлении на суд в Орду».
Место прощания кн. Михаила Тверского с семьей перед отъездом в Орду в 1318 г. (сегодня это Конаковский р-н Тверской обл.)
В своей походной ставке Узбек осудил князя Михаила на смерть. Хан двигался к берегам Терека и с собою гнал рабов и пленников. С деревянной колодой на шее, в которую по ночам заковывали и руки, русский князь почти месяц шел за татарами на Западный Кавказ пешком. Попытки устроить его побег Михаил отверг: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю сего и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за то? Нет, не могу так поступить. Да будет Господня воля!»
В свите князя Михаила был и его духовник, игумен Отроча монастыря[4]. Он напутствовал князя и был свидетелем принятых им страданий. На территории современной Ингушетии на реке Адежь в шатер князя Михаила ворвались убийцы — слуги оклеветавших его перед Узбеком. Предчувствуя неминуемую гибель, князь Михаил успел приобщиться Святых Христовых Таин: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя (Пс. 54: 5). Чтобы утешить мученика, раскрыли Псалтирь — тот же псалом: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию? (Пс. 54: 7).
Князь Михаил встретил смерть со спокойствием, удивившим даже духовника. Его сын и приближенные чудом остались в живых: они бросились в шатер к ханше Баялун, уже однажды спасшей Константина Михайловича от смерти. Тех, кто не успел укрыться, долго били и мучили. Тело князя-мученика, растерзанное и обнаженное от княжеских одежд, брошенное в пренебрежении, сразу было прославлено Богом: в ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли место, где лежало тело мученика. Над хлевом, где поставили телегу с останками князя, видели дугу, подобную радуге. Были и другие знамения, свидетельствовавшие, что Михаил Ярославич пострадал невинно. За год тело князя не истлело, его везли в жару и в холод, а в Москве целое лето оно оставалось непогребенным. Только к концу 1319 года княгине Анне удалось выкупить сына Константина с остальными пленниками и тело супруга-мученика. Местом погребения благоверного князя Михаила стал тверской Спасо-Преображенский собор.
Валун, установленный на предполагаемом месте убиения кн. Михаила Тверского в Ингушетии близ реки Адежь
А скорбный земной путь княгини Анны продолжился: все заботы о княжестве и сыновьях теперь легли на ее плечи. Новые беды, татарские набеги. В 1325 году старший сын княгини, горячий и вспыльчивый князь Димитрий Грозные Очи, считая виновником смерти отца московского князя, встретив Юрия в Орде, убил его мечом и за это был казнен ханом. В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого по Тверской земле татаро-монголы прошли огнем и мечом, неся опустошение, истребляя и угоняя в плен ее жителей. Подобного разорения Тверское княжество еще не знало. Анне Кашинской с домочадцами пришлось бежать и долго скрываться в изгнании. Домой она вернулась на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен Узбеком в Орде вместе со своим сыном Феодором. Князь Константин Тверской правил родным княжеством до 1346 года. Во время очередной поездки в Орду он тяжело занемог и умер на обратном пути, подобно своему деду.
Потеряв супруга, троих сыновей и внука, княгиня Анна уже не принадлежала этому миру. Земная любовь через страдания выросла до любви небесной, и исстрадавшаяся Анна приняла постриг в тверском монастыре с именем София. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Младший сын княгини Василий впоследствии упросил ее переехать в его удел в Кашин, где специально выстроил для своей матери Успенскую обитель. Здесь княгиня-инокиня пребывала в безмолвии и затворе, приняв впоследствии великую схиму с именем Анна.
Покровский собор в Кашине (слева), в котором была погребена св. блгв. и прп. кн. Анна, был разрушен советской властью в 30-е гг. ХХ в.; и Воскресенский собор (справа), в который были перенесены ее мощи, в настоящее время храм на реставрации
Скончалась святая в 1368 году. Князь Василий почил на следующий день после преставления матери. Оба они были погребены в Покровском соборе Кашина. В 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками, святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников и защите от бедствий. Вести о засвидетельствованных чудесных исцелениях от гроба блаженно почивающей схимонахини Анны постепенно достигли Москвы. На Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи для всеобщего почитания и причислить великую княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Торжественное перенесение мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 25 июня 1650 года.
При высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни святая благоверная и преподобная княгиня Анна понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по своей блаженной кончине, уже после того как прославление ее Богом было ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений. В 1677 году патриарх Иоаким, боровшийся со старообрядческим расколом, из-за того, что благословляющий жест святой княгини старообрядцы стали толковать как двоеперстие, сделав Анну своим символом, отменил ее канонизацию. Имя благоверной Анны из святцев исключили, иконы из храмов изъяли, молебны и службы отменили и стали поминать ее на панихидах.
После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось. Благодарная народная память 230 последующих лет хранила крепкую веру в предстательство пред Богом небесной покровительницы Кашина. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной и преподобной княгини Анны.
Торжества у Воскресенского собора: вторая канонизация св. блгв. и прп. кн. Анны Кашинской 25 июня 1909 г.
В 1909 году будущий страстотерпец император Николай II восстановил почитание святой благоверной и преподобной княгини Анны. Это единственный случай, когда в Русской Церкви состоялось второе прославление святой.
В ХХ веке в тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал народу еще ближе и понятнее. Вспоминалось, как святая провожала супруга и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, как впоследствии хоронила и оплакивала их, как принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. При советской власти в Воскресенском соборе был склад, потом клуб. В 1980 году в нем сделали музей и начали собирать оставшиеся иконы. Сейчас, когда храм возвращен Церкви, на время его реставрации роль кафедрального исполняет Вознесенский собор и в нем хранится главная кашинская святыня — мощи благоверной и преподобной княгини Анны.
Сегодня рака с мощами прп. вел. кн. Анны Кашинской временно пребывает в Вознесенском соборе г. Кашина
Пусть молитвами благоверной и преподобной княгини Анны Кашинской Господь укрепит и даст нам силы устоять в жизненных испытаниях и пребыть Ему верными до конца. Святая благоверная княгине Анно Кашинская, моли Бога о нас!
Киими похвальными песньми ублажим преподобную чудотворицу, великую княгиню инокиню Анну, верным людем заступницу теплую? Верою и любовию возопиим ей, глаголюще: радуйся, земли нашей красное утверждение, всему же христоименитому жительству удивление, тя бо венцем нетления венчает Христос Бог наш, имеяй велию и богатую милость.
Стихира на литии, глас 2
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Мощи благоверной княгини Анны Кашинской (tvereparhia.ru).
- Святая Анна Кашинская — житие, молитва, в чем помогает, где находятся мощи, икона св. Анны (pravmir.ru).
- Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская — день памяти 03.08 н. ст. (21.07 ст. ст.), 15.10 н. ст. (02.10 ст. ст.) — Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица» (vsetsaritsa.ru).
- Слава России. СВЯТОЙ КНЯЗЬ. (Святой праведный князь Михаил Тверской) (Елена Владимировна Семёнова, 2021) (kartaslov.ru).
- Правление Узбека (e-history.kz).
[1] Во время татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII веке князь Василий возглавлял в феврале — марте 1328 года ростовские отряды в войске владимирского князя в битве на реке Сить. Попал в плен. Когда же Батыевы сатрапы попытались принудить его к «обычаю поганьскому, быти в их воли и воевати с ними», пленный князь был тверд, исповедав, как свидетельствует летописец, что «никако же мене не отведете христьяньское веры». За это был убит татарами у Шернского леса. Причислен к лику святых (память 17 марта).
[2] В 1245 году вместе с рядом других князей Михаил Черниговский был вызван в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские шаманы потребовали, чтобы князь прошел через огонь и поклонился их идолам, на что Михаил отвечал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ выполнить требования жрецов по приказу Батыя князь был казнен; следом принял мученическую смерть за веру и его верный боярин Феодор. Князь Михаил и боярин Феодор причислены к лику святых на Соборе 1547 года, память их совершается 3 октября.
[3] Хан Узбек сменил в 1312 году хана Тохту, своего дядю, который умер, возвращаясь из похода. Узбек был очень многим обязан своей мачехе Баялун: отец Узбека был убит самим Тохтой в 1291 году, а Узбек избежал смерти только потому, что Баялун его отправила в улус на Западном Кавказе. На курултае — собрании знати Орды — Баялун с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом. Другие наследники хана Тохты, по одной из версий, были убиты Узбеком и его сторонниками. Став ханом, Узбек умертвил от 20 до 120 представителей правившей династии, возведя на их место своих сторонников. Не менее жестоко расправлялся Узбек и с зависимыми от Орды русскими князьями. За время своего правления Узбек казнил двух тверских князей, новосильского, рязанского, стародубского и нового тверского князя.
[4] Отроч Успенский монастырь в Твери основан в середине XIII века отроком князя Ярослава Ярославича Григорием, отсюда и название — «Отроч».
15.10.2024