Священномученик Киприан Карфагенский
Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Киприане.
Кондак, глас 4
В III веке карфагенский кремль, его церкви, портики, водопроводы, театры, арены, могущие соперничать с римским Колизеем, — всё свидетельствовало о былом величии этой части Африки, покоренной к тому времени Римской империей. Из Рима могли прийти в Карфаген и первые миссионеры. Под этой зависимостью от Рима Церковь Коринфская развивалась, у нее была своя церковная иерархия: епископы, пресвитеры, диаконы, чтецы, исповедники, вдовы, девы, а в среде мирян — даже разделения на лаиков, оглашенных, кающихся и слушающих. Из литургической культуры Карфагена пришло к нам первое описание агапы.
Среди североафриканских учителей и церковных писателей того времени яркой фигурой является священномученик Киприан, епископ Карфагенский, горячий поборник единства Церкви и защитник ее как от внешних скорбей — еретиков, так и от внутренних опасностей. Это был ревностный епископ и мудрый пастырь, сила и значение которого — в стоянии за церковную правду. Он один из тех, кто прекрасно сознавал границы Церкви и никогда не соглашался с теми, кто вне этих границ. Святитель Киприан Карфагенский — страж Церкви и церковности.
Карфаген — древнейший город-государство, соперник Рима в Средиземноморье — был разрушен римлянами, а затем отстроен и в III в. входил в состав Римской империи
О жизни святителя мы знаем из его писем и жития, составленного предположительно его диаконом Понтием. Родился Киприан около 210 года в богатой языческой семье, получил превосходное образование, был профессором в риторической школе и занимался адвокатской практикой. Риторическое искусство и юриспруденция, практическая направленность — к этому тяготела и богословская мысль в Карфагене. Уже в зрелом возрасте (около 45 лет) Киприан познакомился с христианским священником Цецилианом, через которого пришел к вере.
В своем похвальном слове священномученику Киприану Карфагенскому святитель Григорий Богослов так описывает начало его духовного пути: «…Этот Киприан — славное имя некогда для карфагенян, а ныне для целой Вселенной, — был знатен по богатству, знаменит по могуществу, известен по роду (если только иметь место и председательствовать в Сенате служит убедительнейшим доказательством благородства). Это был цвет юношества, образцовое произведение природы, верх учености по сведениям в философии и по познаниям в других науках, притом по какой угодно части… одних превосходил он разнообразием, других — высотой познания, некоторых — тем и другим, а всех — всем. Об учености его свидетельствуют многочисленные и превосходные сочинения, какие написал он в нашу пользу, после того как по человеколюбию Бога, Который всё творит и претворяет в лучшее, переменил образ учения и неразумие подчинил Слову».
Предположительно в 245 или 246 году на Пасху Киприан принял Святое Крещение. Таинство стало для него началом новой жизни, о чем свидетельствует он сам: «Когда возрождающие воды омыли пятна моей прежней жизни и в искупленное сердце пролился свыше ясный и чистый свет; когда, приняв Духа Небесного, я стал новым человеком по второму рождению, тогда чудным образом сомнения стали сменяться уверенностью, тайное начало становиться явным, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, стало удобоисполнимым; то, что считалось невозможным, стало возможным достичь; так что я начал понимать, что вся моя прежняя плотская жизнь, проведенная во грехах, была жизнью земной и что только теперь началась жизнь Божия, одушевляемая Святым Духом».
Вскоре после своего обращения Киприан принял священный сан. В 248–249 годах он был всенародно избран и посвящен в сан епископа Карфагена. Прежде всего святитель занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у народа желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости, а его плодотворная деятельность стала известна за пределами Карфагена.
Руины Карфагена в пригороде современного Туниса
Быстрое продвижение святителя Киприана вызвало зависть у некоторой части духовенства; оппозицию новому епископу возглавил пресвитер Новат. Святитель ревностно принялся за исправление нравов вверенной ему епархии. Одно из самых оригинальных сочинений святителя Киприана Карфагенского обращено к язычнику Деметриану, который часто приходил к святителю и любил больше поспорить с ним, чем поучиться. Одним из предметов дискуссии было обвинение христиан в обрушившихся на мир бедствиях: войнах, эпидемиях, голоде и засухе. Деметриан считал, что это произошло из-за гнева языческих богов, который навлекли христиане своим непочтением к ним. В трактате «К Деметриану» святитель Киприан в опровержение говорит, что причина бедствий заключается, во-первых, в естественной ветхости мира, в котором уже нет прежней крепости и устойчивости и который клонится к закату; во-вторых, в действиях самих язычников, которые прогневали истинного Бога своими пороками, особенно идолослужением и гонениями на христиан. Заканчивается труд призывом к покаянию и обращению от ложных богов к Богу истинному и живому.
«О благе терпения» — небольшой, но известный труд святителя Киприана, в котором он рассматривает терпение в качестве важнейшей христианской добродетели, происходящей от Бога. Терпение — это уподобление Христу, Который в Своей земной жизни подал наилучший пример терпения, безропотно перенеся все страдания вплоть до крестной смерти. Именно терпение вместе с любовью способно сохранить церковный мир и предотвратить расколы.
Еще одно сочинение карфагенского светильника, написанное в форме гомилии*, — «О ревности и зависти». Архипастырь анализирует две страсти — ревность и зависть, рассматривая их как расставленные диаволом сети, попав в которые христианин может погибнуть. Зависть и ревность — причина падения диавола, и кто заражен этим грехом, тот ему подражает. Это — корень всех зол, источник бедствий, рассадник грехов, причина преступлений; это — червь для души, яд для мыслей, ржавчина для сердца. Единственное лекарство от ревности и зависти — любовь ко всем: как к друзьям, так и к врагам.
Свт. Киприан Карфагенский
Мирная пастырская деятельность святителя была прервана в 250 году гонением императора Декия, который по вступлении на престол отдал приказ всем жителям империи, независимо от вероисповедания, принести жертву идолам за его здравие. Христиане, которые отказались участвовать в языческих жертвоприношениях, были брошены в тюрьмы. Остались на свободе лишь отступившие от веры. Святой Киприан на время гонений удалился из Карфагена, однако продолжал руководить Церковью через клириков, регулярно его посещавших. За это время святитель написал 13 посланий карфагенскому клиру, исповедникам и мирянам. Его жизнь была нужна пастве для укрепления веры и мужества среди гонимых. Святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало многих карфагенских христиан в верности Церкви. Через год он вернулся в Карфаген и опубликовал два трактата: «О падших» и «О единстве Церкви».
Современные издания творений сщмч. Киприана Карфагенского на русском языке
В 252 году в Карфагене разразилась эпидемия чумы, во время которой святитель не отлучался из города и призывал оказывать помощь больным и умирающим — как христианам, так и язычникам. Мужество Карфагенского епископа расположило к Коринфской Церкви весь народ, с почтением относившийся к святителю.
В 257 году император Валериан издал эдикт против христиан, запретив им собираться на кладбищах. Члены клира должны были принять участие в языческих ритуалах. Через год последовал второй эдикт, предписывавший казнить епископов и клириков, упорствовавших в своей вере.
Во время гонения священномученик Киприан по просьбе участвовавшего в Карфагенском Соборе 256 года Туккаборского епископа Фортуната написал свое, по мнению многих исследователей, последнее сочинение: «К Фортунату: об увещании к мученичеству». Святитель составил свой трактат для поддержания духа христиан в надвигавшемся гонении. Он состоит из 12 разделов: об идолах и истинном Боге, об идолопоклонстве и о Божием наказании за него (1–5); о том, что после Искупления людей Кровью Христовой не следует ничего ставить выше Христа и уклоняться в мирскую жизнь (6–7); о необходимости до конца пребывать стойкими в вере и добродетели (8); о том, что бедствия и гонения служат для испытания христиан (9); о том, что христианам не следует бояться гонений, ибо Господь силен защитить их (10); о том, что гонения предсказывал Сам Господь (11); о том, что праведников и мучеников ожидают небесные награды (12).
В августе 258 года святитель Киприан уже находился под домашним арестом. «Император Валериан к указу своему приложил еще и копию предписания относительно нас. Этого предписания мы и ожидаем со дня на день, с твердой верой готовясь к подъятию страданий и уповая при помощи Господа и по милосердию Его получить венец жизни вечной…» — писал святой в одном из своих последних писем.
Мученическая кончина свт. Киприана Карфагенского. Византийская миниатюра
Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, он сказал: «Благодарение Богу!» — и весь народ в один голос воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана. Впоследствии, при короле Карле Великом (771–814), его мощи были перенесены во Францию.
Одержав со Христом победу, совершив подвиг с мучениками, святитель Христов Киприан услышал вожделенный для каждой христианской души глас: прииди, благословенный Отца Моего, наследуй уготованное тебе Царство (ср.: Мф. 25: 34). Там обитель всех веселящихся, глас празднующих, там, по слову другого светильника, святителя Григория Богослова, совершеннейшее и чистейшее озарение Божества. Этим чествуемый Киприан увеселяется больше, нежели всеми в совокупности другими почестями. Этому любомудрию, будучи еще на земле, поучал он жизнью.
Ты же милостиво призри на меня с высоты, управляй моим словом и жизнью, паси свою священную паству… направляй ее, насколько возможно, к лучшему, гони от нее прочь беспокойных волков и всех гоняющихся за слогами и выражениями, подавай нам наиболее совершенное и светлое озарение Святой Троицы, Которой ты предстоишь ныне, Которой и мы поклоняемся, Которую славим, перед Которой служим, поклоняясь Отцу в Сыне, Сыну в Духе Святом. Ей да будем напоследок предстоять с чистым сердцем и непреткновенно, и став совершенными, да приобщимся Ее совершенно в Самом Христе Господе нашем, Которому всякая слава, честь и держава во веки веков, аминь.
Свт. Григорий Богослов.
В похвалу св. сщмч. Киприану…
Ковчег с частицей мощей сщмч. Киприана Карфагенского. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спаса на водах), Мурманск
Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения его были приняты Церковью как образцы православного исповедания и читались на Вселенских Соборах: III — Эфесском и IV — Халкидонском. В этих сочинениях изложено православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. «Любовь — основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном», — писал святой.
Священномученик Киприан, епископ, апологет и учитель Церкви, о творениях которого говорили, что они сияют ярче солнца, много писал о том, как, живя в нехристианском мире, так любящем плотские удовольствия и развлечения, хранить веру и христианское благочестие. Пусть его святые молитвы укрепят и нас, для которых это актуально и в нынешнем ХХI веке.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
--------
* Одна из наиболее древних форм проповеди, в которой присутствует элемент чтения отрывка Священного Писания и следующий за ним комментарий прочитанного. Гомилия подразумевает простоту, безыскусственность, общепонятность, а также полную искренность, сердечность речи проповедника. В такой форме нередко проповедовал Господь Иисус Христос; к гомилии прибегал в дальнейшем апостол Павел и другие христианские проповедники.
При подготовке использовались материалы:
- Творения святаго священномученика Киприана, епископа Карфагенского. — Киев: [Ч. 1–2: 361–368 с.]: (сплетены вместе, каждая часть имеет отд. тит. л.) — 1879. — 831 с. — (Библиотека творений св. отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии). / Ч. 2. Книга о благе терпения. 279–297 с.
- КИПРИАН (pravenc.ru).
- Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1–2. — Санкт-Петербург: Изд. П. П. Сойкин, [1912]. / Т. 1. — III, 680, 1 л. порт. / Слова (1–45). 17–680 с.
13.09.2024