Жизнь преподобного старца Макария Оптинского (ч. 1)
«Золотой век» Оптиной пустыни — так образно называется период пребывания в ней старца Макария. Велика его заслуга в том, что эта обитель стала духовным центром России и явлением именно русского Православия, просиявшего светом, кротостью и красотой в обществе, увлеченном западной культурой. Многих во второй половине XIX века Оптина вернула к духовным корням.
Детство будущего святого
Михаил Николаевич Иванов родился в дворянской семье в Орловской губернии. Его прадед Иван был монахом Карачевского Николаевского монастыря в селе Одрина, в постриге принял имя Иосиф.
Будущий святой подвижник родился в благочестивой семье. Отец его, Николай Михайлович Иванов, был коллежским асессором. Жили они с супругой Елизаветой Алексеевной неподалеку от Лаврентьева монастыря в селе Железняки Калужской губернии. 20 ноября 1788 года у Ивановых родился сын Михаил. Назвали ребенка в честь святого Михаила, князя тверского. Спустя некоторое время в семье появилось еще три сына и дочь. Мать замечала, что старший сын отличается от остальных детей, и говорила, что из этого мальчика выйдет что-нибудь необыкновенное.
Мужской Лаврентьев монастырь
От учебы до службы
В 1797 году Елизавета Алексеевна скончалась от чахотки в Москве, где жили в то время Ивановы ради ее лечения. Похоронив жену, Николай Михайлович с детьми сначала поселился в собственном имении в селе Щепятине, потом — у сестры в городе Карачеве. Старших сыновей отец устроил в городское приходское училище, и они пребывали там до 1801 года, когда его сестра с семьей перебралась в деревню. Там у кузена Михаила появился домашний учитель. Стал преподавать он и Михаилу с братьями — всех их взяла тетушка в деревню.
Михаил как самый старший прожил в селе около года и поступил бухгалтером в Льговское уездное казначейство, где начальствовал родственник Ивановых С. Я. Сандулов. Два брата Алексея стали помощниками Михаила по службе — один родной, второй кузен. Двоюродный брат Алексей Передельский вспоминал о Михаиле: «Ему присущи были всегда набожность, благочестие, целомудрие, кротость и нравственная чистота. Он большею частью уклонялся от наших детских игр и забав, а вместо того любил заниматься чтением и рукоделием: разумею детские клеяния из картона домиков, вырезывание разных фигур, или что-нибудь вышивал. Придя в возраст, во время мирской жизни он не чуждался светских пристойных удовольствий, но и не оказывал к ним особой склонности, любил музыку… любил также пение, голос у него был хотя слабый, но этот недостаток восполняло его знание и понятие о музыке».
В 1805 году Михаил получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске, был повышен в чине.
Это был развитый, начитанный молодой человек, увлеченный музыкой и литературой. Михаил часто бывал в обществе, но чувствовал себя в нем несвободно. За некоторую застенчивость и худощавость его прозвали монахом.
Молодой барин
В 1806 году не стало отца, и четверо братьев и сестра осиротели. Воспитанные во взаимном уважении, они друг друга поддерживали, все вопросы решали вместе. Вместе определили, что имение должно перейти к старшему брату Михаилу.
Два года жизни в деревне показали, что Михаилу чужды заботы по хозяйству и управление усадьбой и людьми. Молодой барин жалел крестьян и не желал их наказывать. Над ним даже посмеивались. Но однажды все в имении увидели, что добро действует гораздо лучше, чем взыскание. Мужиков, укравших на поле гречиху, Михаил Николаевич вразумлял словами из Священного Писания. Мужики ожидали любого наказания, но только не прощения. Их покаяние со слезами всех потрясло. Молодой барин всегда приходил на помощь соседям, даже если это влекло какие-то неудобства для него самого.
Близкие нередко заговаривали о женитьбе, но Михаил чувствовал смолоду, что его путь — другой. Так и получилось. Однажды родные получили письмо из Площанской пустыни, в котором 22-летний Михаил Николаевич сообщал, что домой не вернется, остается в монастыре, а имение передает братьям. Так, с 6 октября 1810 года, когда молодой человек отправился на богомолье, начался его путь к Богу.
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь
Жизнь в Богородицкой Площанской пустыни
При иеромонахе Иоанникии в пустыни жило около 50 братий. После отец Макарий рассказывал, что атмосфера была необыкновенная, это было земное небо, и все монашествующие казались ангелами Божиими. Михаил проходил разные послушания, от работы в трапезной до заготовки дров, пока не была замечена его музыкальность. Тогда он приступил к изучению церковного пения и устава, и вскоре его назначили канонархом, а после — уставщиком. В декабре 1810 года послушник Михаил принял постриг в рясофор с именем Мелхиседек.
Старец Макарий всегда с благодарностью вспоминал своего первого наставника — настоятеля монастыря отца Иоанникия.
Следующий настоятель, отец Павел, в 1815 году постриг его в мантию с именем Макарий в честь преподобного Макария Египетского, основателя восточного монашества. Прошло немного времени, и его рукоположили во иеродиакона и назначили ризничим. Такое имя как бы предопределило судьбу: впоследствии отец Макарий тоже стал основателем такого явления, как оптинское старчество.
В 1815 году в Площанскую пустынь поступил старец иеросхимонах Афанасий (Захаров), который был пострижен в монашество старцем Паисием (Величковским) и окормлялся у этого великого святого. Он стал опытным духовным руководителем отца Макария почти на 10 лет. Отец Макарий был келейником старца, всегда находился рядом с ним вплоть до 1825 года, когда старец отошел ко Господу.
Старец Паисий (Величковский)
В 1824 году отец Макарий впервые посетил Оптину пустынь и Предтеченский скит. На следующий год он вновь духовно осиротел, похоронив старца Афанасия. А в 1827 году стал духовником Троицкого женского монастыря, и с тех пор дело духовного окормления стало главным в его жизни.
Троицкий монастырь, г. Севск
Господь послал ему наставника на этом важном духовном поприще. Им стал старец Леонид, постриженный в монашество старцем Паисием (Величковским) и выросший духовно под его руководством. В 1828 году отец Леонид прибыл в Площанскую пустынь из Александро-Свирского монастыря и узрел неординарный духовный потенциал отца Макария. Старец Леонид даже после ухода в Оптину пустынь продолжал духовное окормление отца Макария, переписываясь с ним.
В Оптиной пустыни
Прошло немного времени, и отец Макарий подал прошение о переводе его в Оптину пустынь. 5 февраля 1834 года он прибыл в Предтеченский скит, сразу став помощником отца Леонида по переписке с духовными чадами. Спустя два года отец Макарий стал духовником обители, а в 1839 году — скитоначальником. Но все свои высокие послушания он всегда выполнял, выслушав советы и наставления старца.
Старец Лев (в мантии Леонид) Оптинский
Очень скоро кроме переписки старец Леонид стал доверять отцу Макарию и духовное руководство своих чад. Теперь уже старец советовался с помощником в разрешении сложных вопросов, а если его рядом не было, отвечал жаждущим от него слова: «Подождем, придет отец Макарий, вместе поговорим». Единодушие и взаимное доверие двух подвижников поражало. Игумения Павлина, духовная дочь старцев, ставшая настоятельницей Белевского женского монастыря, вспоминала: «Бывало, беседуешь с отцом Леонидом, входит отец Макарий. Отец Леонид просит его: "Батюшка, поговори-ка с ней, ей нужно тебе кое-что объяснить". Или сидят они, как Ангелы Божии, рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем свои души, как бы одному. И никогда не разделяли их. Поистине в них "бе сердце и душа едина" (Деян. 4: 32). Потому, когда скончался отец Леонид, хотя мы и скорбели о нем, но скорбь наша была умеренная, так как мы лишились одной половины, а другая осталась при нас». Старец Леонид благословлял своих духовных чад после его кончины обращаться к отцу Макарию и так говорил о главных молитвенниках Оптиной пустыни: «Отец Моисей и отец Антоний — великие люди, а Макарий — свят».
Скитоначальник
На 18-м году существования Предтеченского скита отец Макарий принял его под свое окормление. Было это в 1839 году. Он вошел в обитель со сложившимися традициями и на этом фундаменте построил дальнейшее духовное возрастание насельников.
Предтеченский скит Оптиной пустыни
В 1857 году по благословению митрополита Московского Филарета насельников в монастыре стало больше, для того чтобы была возможность пополнения Предтеченского скита, в котором прошло благоустройство и расширение площадей.
Сам старец Макарий распоряжался обустройством помещений и построек. Колокольню и Святые врата мастера расписали по сюжетам, им выбранным. По мысли старца, внутреннее убранство должно было соответствовать подвижнической миссии этого места. В скромной позолоте иконостаса и сдержанных росписях прослеживался строгий стиль, соответствующий духу молитвы. В скитской ризнице был наведен порядок, появились новые облачения.
На первом месте у отца Макария всегда была молитва, поэтому он не приветствовал проявление повышенного внимания к разведению плодовых деревьев и цветов, как это было принято раньше. Но вскоре на территории скита, прежде благоухающего цветниками, появилось ощущение заброшенности и старец благословил устроить клумбу. На этом дело не остановилось: люди стали жертвовать семена, приезжать потрудиться над устройством цветников, и вскоре скит заблагоухал как райский сад, а заодно расширился и пчельник.
Лес вокруг ограды старец считал великим благом и вкладывал глубокий смысл в уединение маленького островка молитвы среди моря вековых сосен. Вот его слова об этом: «В прежние времена люди удалялись в чащу лесов и там, в тиши от мира и сует его, в молитве и трудах иноческих искали своего спасения. Один вид присно зеленых хвойных деревьев нашей родины веселит зрение, служа символом надежды на жизнь присносущную, для взыскания коей удаляются в пустыни. Леса, окружающие наши пустынные обители, надобно беречь всеми мерами, чтобы чрез истребление их название "пустынь" не сделалось, наконец, праздным словом». Старцу суждено было самому позаботиться о насаждении «присно зеленых» деревьев после бури, повредившей лес в 1849 году. Новые сосны выросли и сегодня окружают скит как память о заботе и трудах старца Макария.
Внутренняя жизнь также полностью была на попечении скитоначальника. Особое внимание он уделял чтению и пению на службе, личным примером учил относиться к богослужению с благоговением и трепетом.
Справляясь с управлением обителью и с руководством ее молитвенной жизнью и бытом, главным и важнейшим своим деланием старец считал духовное окормление братии и паломников, количество которых прибывало с каждым днем. Иногда он принимал людей, не отдыхая неделями, множество христиан нуждалось в его молитвенной поддержке и совете.
Продолжение следует…
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Жизнь преподобного старца Макария Оптинского (ч. 2)>>
19.09.2024