О союзе трех добродетелей
По моему разумению, вера подобна лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Первая всё может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть, по действию своему она есть упоение души, а по свойству — источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
Любовь, собственно, есть отложение всякого противного помышления, ибо любы… не мыслит зла (1 Кор. 13: 4, 5).
Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах.
По мере оскудения любви бывает в нас страх, ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата, ибо второе служит доказательством первого.
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
Сила любви — в надежде, ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
Надежда есть упокоение в трудах; она — дверь любви; она убивает отчаяние; она — залог будущих благ.
Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает.
Надежду разрушает гневливость, ибо упование не посрамит, муж же ярый неблагообразен (ср.: Притч. 11: 25).
Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — бездна осияния; любовь — источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь — утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.
Ныне же пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (ср.: 1 Кор. 13: 13).
Источник: Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018.
30.09.2024