X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Каждый должен быть на своем месте»

человек перед иконой

Сегодня гость нашей рубрики «Служение. Мастерские»брат Дмитрий Ананич, который несет послушание на втором посту охраны монастыря.

— История моя «рваная», «кусками». Но она такая и есть, — говорит брат Дмитрий. — Я из Беларуси, родился в Минске.

В детстве, помню, был большим хулиганом. Но наказывали меня редко: папа быстро сообразил, что это не тот метод, на меня это не действовало. Каждый раз, когда я получал ремня, думал: «Ну подождите, вот вырасту и вам покажу!» А потом отец заметил, что когда просто со мной поговорит, серьезно, по-отцовски — «Дима, пойдем, сядем. Мама, не заходи, сестра, не заходи», — то эти разговоры меня переворачивали. И после этого на недельку я становился «хорошим». Такая беседа — это единственное, что на меня действовало. А все эти ругани…

Например, такой случай. На каникулы нас, детей, отвозили в деревню. У меня братьев нет, лето проводил я с восьмью сестрами (как оказалось, это была подготовка к женскому монастырю). Мы играли на улице, я, бывало, забегал в дом воды попить, а там ковры домотканые постелены. Тетя моет полы, я прибежал, зацепил коврик, она начинает ругаться. Мои действия: выбегаю на улицу, становлюсь за угол, жду, когда она пойдет в другую комнату, только выходит — я влетаю и все ковры сминаю. Специально. Вот такой вредный был. И кроме разговоров, на меня ничем невозможно было повлиять. Если хотите, чтобы было хуже, — поругайте. Был отпор.

После школы я поступил учиться в институт управления, но не закончил. Это были 90-е годы, романтика — хотелось всё и сразу. Обычно логический конец такой жизни — тюрьма, куда я и попал. Я там был не один раз. Сразу было страшно, а потом нет. Там тоже люди, и нормальных людей большинство. Там и храм был. Правда, туда я в то время не ходил. Только когда был какой-то большой праздник, например Пасха.

К вере отношение было обычное, как у всех людей: Бог есть и есть. Не причащался, но в детстве был крещен. Бабушка моя верила в Бога. Она не причащалась: жила в деревне, у нее было большое хозяйство, дела. Но в хате в углу висела иконочка — убранная, полотенчико всегда беленькое, накрахмаленное. А молитва у бабушки была краткой и по делу. Мы идем летом в поле сено ворочать — она перед выходом подойдет к иконе: «Ну, кабы дождя не было». Или когда дед кабана бил: «Ну, кабы не мучился».

 

красный угол с иконами

Мое первое понятие о Боге было необычным. Я очень хотел Бога увидеть. Бабушка всегда говорила: «Так, чтобы в угол, где висит икона, не лезли, потому что там Бог — Он наругает, сильно накажет, если вы туда залезете!» А мы не понимали, Кто такой Бог. Я так и думал, что Он живет за иконой в уголке и поэтому ее нельзя трогать. А так хотелось туда залезть! Я ставил кучу стульев напротив божницы и всё пытался заглянуть за нее. На печку залазил, что-то высматривал, но лезть боялся. И всегда, когда мы ездили к бабушке, была эта идея.

Когда я уже был подростком, мы как-то весело проводили время: на лодках плавали, пиво пили. Была компания, все молодые — девчонки, пацаны… И когда шли домой, нам захотелось зайти в одну церковь по дороге, просто посмотреть. И там одна бабушка начала ворчать, что мы пришли не по форме одетые. Девчонки, которые с нами были, не знали, что нужно платки надевать. Ну мы потоптались, послушали бабушку и вышли — не сильно и хотелось.

Уже после у меня появился очень хороший знакомый — вроде еще не друг, но уже и не знакомый, а что-то ближе, мы были в очень хороших отношениях, — Синицкий Олег. И он мне рассказывал про Свято-Елисаветинский монастырь, про батюшку*. До этого я ничего не знал про обитель. По правде говоря, мне это было не очень надо, потому что внешне я и так хорошо себя чувствовал. А он всё говорил: «Поехали, познакомишься с отцом Андреем, побудешь, поживешь, на работу устроишься». Я отказывался, но он был настойчив. Благодаря его рассказам у меня в голове нарисовалась картинка — монастырь, батюшка, матушки. Она, конечно, была не такая, как в действительности, но уже появилась.

Постепенно у меня сложился фундамент. Я уже был готов поехать сюда и изменить жизнь — чисто внутренне. Но должно было что-то еще произойти. Я жил просто до того момента, пока не набралась критическая масса. А там уже нужен был только толчок.

В первый приезд в монастырь я познакомился с сестрой Натальей. Это было лет 8–10 назад. Она привела меня прямо за руку к батюшке, и он благословил съездить на подворье. Я тогда ждал суда, был под подпиской. Всё это время провел на Лысой Горе**. Сперва не нравилось. Я отцу Андрею говорил: «Что Вы меня в тюрьму посадили заранее?» Он: «Ну, побудь, побудь». А потом мне легло на душу. Просто было морально хорошо, спокойно. Я ходил в бушлате, в сапогах — как в деревне жил. Был на общих послушаниях. Но это не имело значения, мне нравилась сама атмосфера. А потом, после суда, когда с законом уже всё было хорошо, я сразу приехал к отцу Андрею, и он меня отправил к матушке Сусанне, благочинной монастыря.

 

деревенская дорога

Помню, мать Сусанна мне сказала: «На этом послушании главное — люди». Я подумал: «Какие люди?!» Тут бы запомнить все эти ходы-выходы, ключи, двери, скарбонки, ворота, время, крестные ходы, гульбище, где какой храм и как называется, а люди — пришли и ушли. Но потом понял — да, на самом деле. Потому что разные приходят и к каждому нужен свой подход.

Интересно, как я познакомился с матушкой игуменией Евфросинией (Лаптик). Я, когда устроился охранником, в первое время очень хотел ее увидеть — ведь никогда не видел вживую игумению монастыря. У меня такое было представление: будет идти с посохом, свита… Я другого охранника спросил: «Покажешь мне матушку?» Он согласился. В то время в храме во имя святителя Иоанна Шанхайского дежурной сестрой была мать Маргарита. Она сказала мне: «Дима, ключ от храма без моего разрешения никому не давай!» А я тогда боялся лишний шаг сделать. И вот раз подходит ко мне какая-то монахиня и просит ключ от храма святителя Иоанна Шанхайского. Я говорю: «Не дам, звоните мать Маргарите, берите разрешение». Она: «Хорошо». И ушла. А напарник говорит: «Это игумения и была». Я думаю: «Ого! Только бы по статье не уволили…» И вот я уже мысленно вещи собрал, когда мать Маргарита мне позвонила: «Дмитрий, дайте матушке ключ». Я даю, извиняюсь: «Матушка, я не знал…» А она: «Да ничего страшного». Вот так я увидел игумению в первый раз…

 

игуменья свято-елисаветинского монастыря

Иногда бывает желание всё бросить и уйти. На другое послушание хотя бы. Пойти к отцу Андрею и сказать: «Я просто не "вывожу" и когда-нибудь сам поеду в Новинки». Например, приходит женщина — нормально одетая, вроде разумная — «записаться на прием к Андрею Лемешонку». Я говорю: «Есть беседа, исповедь». А она вдруг начинает заводиться: «Какая исповедь?! Чего вас вообще садят на такие места? Ты вообще знаешь, что Лемешонок от алкоголизма лечит? Мне не надо беседа и исповедь!» Ну, я обычно тоже начинаю. Говорю: «О, простите. Я думал, Вы по духовным вопросам. По Вам и не скажешь, что у Вас проблемы с алкоголем». Она в ответ: «Это не мне, мужу моему надо». Я вида не подаю, говорю: «Вам надо поехать к наркологу по месту жительства, взять направление, но чтобы там было написано: "К Андрею Лемешонку". Приедете, я посмотрю график, на какой день свободно, и запишу Вас». Она: «Ну вот видите — можете же, когда хотите!» И мы на позитиве расстались.

 

духовник свято-елисаветинского монастыря

На Причастие и исповедь я хожу, когда надо. С возрастом меняюсь. Взгляды меняются. Изменения коснулись и моей семьи. Татьяна, жена, причастилась этим летом впервые в жизни. Кстати, она иногда убирает храм возле дома. Ее попросила матушка: там у них ремонт, а из прихожан — три бабушки. Леша крестился, сын. Это меня очень радует. Ему 18 лет, это произошло полуосознанно, но он это не принял в штыки. То, что он был некрещеным, меня раньше очень огорчало. И если я о чем-то жалел в жизни, то о том, что не крестил его в детстве. А сейчас, когда он крестился, решилась самая большая моя проблема.

Что мне помогает уже столько лет быть в монастыре? Думаю, это легкое чувство вины. Когда оно у тебя есть, то немного тебя приземляет. Тогда ты с людьми разговариваешь уже как-то не свысока, особо свое не навязываешь, свой устав не пытаешься написать. И боишься. А когда это легонькое чувство вины пропадает, ты начинаешь уже свое. Оно из тебя вылазит, и ты немного «настоятеля» включаешь. А каждый должен быть на своем месте. Можно ведь научить чему угодно — и медведя на велосипеде ездить. А как оно, естественно или против природы? Когда ты как рыба в воде на своем послушании — вот это самое главное. Всё на своих местах. И только после стольких лет я понял, что матушка Сусанна имела в виду, говоря, что главное — это люди. Не двери, замки, скарбонки и так далее, а на самом деле люди.

Чем для меня отличается работа в миру от послушания здесь? Наверное, в монастыре на первый план выходят отношения. И для меня это было открытие, потому что я нигде никогда не привязывался. Мне нужны были зарплата и условия. Если подворачивался более выгодный вариант, я без раздумий менял место работы. А здесь, если даже есть более выгодный вариант, то даже не знаешь, как матушке Сусанне сказать об этом, ведь она для меня стала как родная сестра.

То, что меня здесь держит, — это то, что я нужен кому-то. И люди ко мне не безразличны. Я не ожидал, что кому-то понадоблюсь. И первое время, когда матушка Сусанна или кто-то из матушек что-то для меня делали, угощали, дарили подарки на именины, я думал: «Чем я за это буду расплачиваться?» В кровь въелась уличная философия: бесплатный сыр — только в мышеловке. А тут я понял, что нужен без каких-либо условий, такой, какой я есть. И это меня зацепило.

 

сестра свято-елисаветинского монастыря

Подготовила инокиня Ольга (Великая)

Фотографии из архива монастыря

---------

* Здесь и далее речь идет о духовнике Свято-Елисаветинского монастыря — протоиерее Андрее Лемешонке.

** Местность, где располагается мужское подворье монастыря.

12.09.2024

Просмотров: 1510
Рейтинг: 5
Голосов: 16
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать