«Не живите по трафаретам, ищите Бога!»
Как, пытаясь послужить ближним, не надорваться, но и не стать бесчувственными? Как вынести человеческие трагедии, научившись полагаться на Бога, а не на себя? Как не запутываться в ложных понятиях современного мира? Об этом говорили на сестрическом собрании с отцом Андреем Лемешонком, гостьей которого была писательница, общественный деятель, автор книг по психологии Ирина Яковлевна Медведева.
Отец Андрей Лемешонок: Когда ты пытаешься быть внимательным к человеку и пытаешься сострадать, понять его — сердце становится сплошной раной. Нам нельзя надорваться, но и нельзя стать бесчувственными. Мы не можем многого, но что-то у нас должно получиться. Всё время поиск — как помочь — ставит тебя перед состоянием своего полного бессилия и непонимания, и это трудно для гордой души. И в то же время, когда все-таки, несмотря на свое безобразие, ты хочешь проявить сочувствие к человеку, появляется Дух — абсолютно неожиданно, непредсказуемо.
Если пришел к Богу, значит, надо что-то менять в своей жизни. Но мы еще на пути. Я думаю, мы еще не пришли к Богу по-настоящему — я лично про себя говорю. Я на пути, я сейчас всё пересматриваю и думаю, в каком безумном состоянии я был. И Бог мне помогал и даже через меня кому-то помогал, понимаете!.. А ты кто такой?! Бог знает, что делает. Но мы эту свободу Божию не можем в себя вместить, не можем ее принять, потому что мы несвободны, мы зависим от греха, от мира, даже от погоды. Да, но в какой-то момент встречи, наверное, происходит прикосновение к свободе — такая полнота! А потом всё опять: мелко, мелко, мелко, поверхностно…
Бог нас привел в Церковь, и Он нас здесь держит. Так хотелось бы быть свободным человеком, не зависящим ни от своей плоти, которая может болеть, ни от человека, который тебя может ненавидеть даже. Думайте, ищите, не живите по каким-то трафаретам, которые уже давно пора сменить! Ищите Бога! Взыщите Бога! (ср. Пс. 68: 33). Это путь.
Я надеюсь, что объединение молодости и мудрости будет положительно влиять на дальнейшие наши труды, на наше служение.
У нас есть прекрасный гость — очень умный, очень духовный человек — сестра Ирина. Ну, расскажите, нам нужно что-то услышать!
Ирина Медведева: Батюшка говорил, как тяжело вынести человеческие трагедии. Конечно, очень тяжело! Я сегодня, когда встречалась с родителями, не думала, что потом будет такая толпа людей, желающих сказать что-то свое, и не только сказать, а немедленно получить совет. Они прямо готовы записывать это как рецепт борща. Я не видела ни их жизнь, ни их ребенка — ничего, но они хотят получить точный совет.
Отец Андрей Лемешонок: Но по их вере Бог через Вас дает совет, и Он попадает в точку.
Ирина Медведева: Я уже стараюсь не сопротивляться, а что-то сказать, что-то посоветовать, хотя умом понимаю, что это глупость. Разве можно, не видя ребенка, вообще ничего не зная, так быстро, на ходу, а там еще очередь стоит других, таких же?..
Сегодня я вспомнила, как когда-то была в сибирском городе Усть-Кут на берегу реки Лены. Там всё вокруг занято лагерями и тюрьмами, и жила я в доме местного батюшки — у них с матушкой шестеро детей. Он построил при одном лагере деревянный храм и ходил туда исповедовать и причащать. Это был 2000 год, только-только кончилось ельцинское правление.
Вы, наверное, слышали про голодные обмороки, а я там видела это. Проводила семинар, а эти люди, закаленные морозом (тогда была зима — минус 52 ⁰С), у которых здесь же случались голодные обмороки, после этого не только сидели и слушали, а задавали вопросы. Я уже была еле живая, а они еще задавали вопросы. И после первого дня такого семинара я пришла полная впечатлений, а матушка сказала, что отец Павел сейчас как раз в тюремном храме. Я решила его подождать. Он приходит — я сразу к нему бросилась, потому что у меня уже накопился целый рассказ, как я провела день. И он меня так вот отстранил и каким-то неожиданным для меня холодным, чужим голосом сказал: «Отойди от меня, я как помойное ведро!» — он исповеди принимал у уголовников.
И я сегодня это вспомнила, потому что рассказы, которые я услышала, были просто ужасающие по своему трагизму, по своей, казалось бы, безвыходности. Как тут в Бога не верить? Только Божиим чудом можно победить то, что мне рассказали. Про супружескую жизнь послушала — ну ужас просто что творится! Но это наш народ, это наши люди, это наша жизнь.
Я слышала, как священник, который, наверное, был одним из организаторов этого съезда, вел собрание (уже после того, как я с вами общалась), и кто-то выразил большую благодарность за ценнейшие советы по поводу выгорания. Мне хочется вам сказать: не надо даже слово это повторять! Вы понимаете, какую жуткую ассоциацию это вызывает! Сердце, что ли, выгорело?! Душа выгорела?! Выгорает — это значит там всё сжигается. Нет никакого выгорания! Что делает человек, когда он устал? Он просто отдыхает и идет дальше, встает и дальше идет. Нет никакого выгорания! Это же какие-то разрушительные слова. Еще и советы теперь дают, как бороться с выгоранием. Ай-ай-ай, какая премудрость большая! Устали от работы… Все люди устают от работы! А тут, конечно, и душа устает, потому что каждое новое столкновение с человеком, особенно больным, это столкновение с еще одним горем, с еще одной трагедией. Да, конечно, трудно не надорвать сердце, а надо не надорвать. При этом надо сочувствовать…
Вместо того, чтобы сказать «трусость», говорят «панические атаки». Ну что это такое! Это же всё какие-то красивые слова — кальки с английского. Я думаю, что и слово «выгорание» — это калька с английского. У нас не было никогда такого!
Я вчера не пожалела ночного времени: слушала, как Владимир Путин беседует с героями Российской Федерации, которые принимали участие в СВО (специальная военная операция. — Ред.) и которых отобрали, чтобы из них ковать новую управленческую элиту страны. Какие мужчины, какие женщины там были! Я плакала от счастья. Нам нельзя унывать! Такие люди у нас умные, такие благородные! Никто их не учил так говорить, никто им не написал это, я видела, что они говорят своими словами. Вы бы послушали! Найдите эту встречу, это проект «Время героев». Это сплошные гении! И они пошли Родину защищать. Мужчины такие сдержанные, как и полагается мужчинам, но каждое слово — на вес золота. А женщина-хирург, капитан медицинской службы — молодая красавица! Я тогда еще подумала: как это здорово — красавица в военной форме! И она была в зоне СВО с первого дня, представляете, она рисковала жизнью — эта красивая молодая женщина. Владимир Путин задавал им такие сложные вопросы, и они не терялись: подумают, ответят. И эти люди что-то не говорили о выгорании, хотя вроде бы имели на это право — после таких ужасов.
За эти десять лет я трижды была на Донбассе. Там были такие зверства! Я много встречалась с людьми, которые это пережили. Я из первых рук знаю, что люди там пережили. И никто из них не говорил мне о выгорании, вообще никто не жаловался на психическое нездоровье. Я-то этого ждала, думала: надо реабилитировать — у них такие травмы… А у них совесть чистая, поэтому они травмы переживают как нормальные люди: горюют, а потом встают и идут дальше; даже горюя, всё равно противостоят злу.
Нам сейчас говорят: «Что можно сделать?» Всё время цитируют святителя Игнатия Брянчанинова: «Не покусись твоею немощною рукою…» Он, вообще-то, писал это об Апокалипсисе (я потрудилась посмотреть, как и где это написано). А это цитируют, оправдывая свою трусость, свое равнодушие. Как же не противостоять злу?! Конечно, с Божией помощью! Как же можно спокойно жить, когда творится зло?! Да еще зло, направленное на детей!
Хочется вспомнить апостола Павла: я иду стать всем для всех, чтобы приобрести хотя бы некоторых (ср. 1 Кор. 9: 22). Это сказал величайший из апостолов, величайший из людей — чтобы приобрести хотя бы некоторых. Посмотрите, какая скромность, какое скромное желание! А мы, которые помогаем больным, которые пытаемся быть миссионерами, хотим приобрести миллионы. Хотя Господь сказал: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12: 32). Мы акцентируем обычно внимание на словах не бойся, а Он ведь предупредил, что малое стадо-то будет.
С одной стороны, наше тщеславие нам говорит о каких-то великих свершениях, а с другой стороны, мы говорим: «Ну кто мы такие?! Мы маленькие люди!» Вот когда действительно надо противостоять, тут мы вдруг становимся маленькими людьми! Какое-то баранье блеянье! Мы овцы Христовы, а не блеющие от трусости бараны! И мы еще эту трусость выдаем за смирение. Какое может быть смирение перед злом?!
Еще мы любим говорить, что ничего не можем — не можем помочь людям прийти в храм. Знаете, я вот думаю, что в Древнем Риме, когда это были какие-то крохотные общины христиан, гораздо меньше было прав. Я говорю о том, что апостольское служение возможно не только в таком хрестоматийном виде — ходить по городам и весям и проповедовать Евангелие. Ну кто мы такие, чтобы ходить по городам и весям? Какие были права у первых христиан в Древнем Риме? У них ничего не было, кроме права получить в глотку раскаленное олово или быть растерзанными дикими зверями. У нас очень много прав по сравнению с ними. А ведь они своим образом жизни проповедовали. Они просто жили нормально, по-человечески, по-людски. Они показывали иной образ жизни. И они победили Рим и победили мир! Нам ли унывать! У Толстого была любимая пословица, которая очень для нас годится: «Делай как должно, а будет как Бог даст».
Последнее, что хочу вам сказать: вот любим мы и читать у святых отцов и любим сами себя и других называть скопищем грехов. Конечно, это так. Но уже хочется подумать об оправдании человека. Я, когда на Донбассе побывала, это прямо увидела: там такие люди, от которых оторваться невозможно. Всё равно, хоть на дне души, хоть маленький, но золотой слиток в каждом есть!
Отец Андрей Лемешонок: Мне кажется, людям важно, что Вы находите силы, время приехать сюда — на Белую Русь. Мы все-таки надеемся, что у нас Белая Русь! Главное — сохранить единство с Русской Православной Церковью, потому что это сейчас единственная сила, стержень, наверное, всего мира, иначе просто нет!..
Ирина Медведева: Лет 15 назад у нас с Татьяной Львовной Шишовой появилась новая книга, она называлась довольно иронично — «Оргия гуманизма». Кто-то привез ее отцу Илию, и позвонила его келейница, сказала, что он просит нас приехать. Он тогда служил в Оптиной пустыни и еще не был духовником патриарха. Мы приезжаем, он обнимает нас, целует, говорит какие-то ласковые слова. Потом таким старческим голосом: «Запомните, если глобализм победит, если они уничтожат нашу Церковь, Земля сойдет с оси». Так и сказал: «Земля сойдет с оси».
Отец Андрей Лемешонок: Когда была эта ужасная пандемия и нам сказали, что мы можем заболеть от Причастия инфекцией и что любовь Христова не всесильна, — это, мне кажется, уже конец света! И Бог всё это остановил! У нас есть любовь — это универсальное лекарство от всех болезней, от всех: физических, психических… Всё лечится любовью Христовой!
Вот сейчас можно, наверное, сказать, как может быть пришествие антихриста. Это модель: людям запретят выходить, общаться, люди будут всё делать по интернету — руководить будут по интернету, работать по интернету, пищу будут приносить тоже так как-нибудь. Это ужас! Это в мировом масштабе!
Ирина Медведева: Так антихристу ничего и делать-то особенного не придется. А потом он даже может сказать: «Я у вас отниму интернет, или поклонитесь мне!» А человек уже не может — он уже привязан к интернету, он уже не совсем человек, он приложение к своему интернету. И поклонится, вот и всё! И никаких особых усилий.
Поэтому, что мне показала поездка в Архангельский край, на родину отца Иоанна Кронштадтского, — заранее снимайтесь с иглы комфорта! Это не значит, что надо жить как монахи-пустынники — так мы и не умеем. Но потихоньку, потихоньку вводите в свою жизнь какой-то здоровый аскетизм — всё больше и больше, чтобы потом не было ломки, как у наркоманов. В Архангельском крае живут здоровые бодрые люди и не хотят уезжать оттуда. Они никогда не видели асфальта и ничего от этого не потеряли, а только приобрели большую жизнеспособность, большую стойкость и большее внимание к миру Божиему. Понимаете, их не засосал мир сей со своими благами. Они всё время мне говорили: «Посмотрите, как же можно уехать из этого края? Посмотрите, какая у нас красота!» И правда, красота невероятная! И я поняла: чтобы вырастить патриотов, которые пойдут на фронт не единично, а массово, если нужно будет, и будут хорошо трудиться на трудовом фронте, надо снимать сейчас, уже, даже не сажать на иглу комфорта детей, они все сидят на этой игле, и их родители, и все мы.
Говорят, что дурные примеры заразительны. А я вам хочу сказать, что хорошие примеры тоже заразительны.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Смотреть видеозапись собрания>>
23.07.2024