Икона Божией Матери «Троеручица»
25 июля — день памяти иконы Божией Матери «Троеручица»
Приидите, возрадуемся Приснодеве за многую благостыню Ея, приидите, поклонимся Царице нашей Богородице, приидите, припадем и целуем икону Ея Троеручицу, яже по воли Всенепорочныя Девы на осляти, никимже водимем, принесена бысть во обитель Хиландарскую. Ейже покланяющеся, умильно помолимся: о Всемилостивая Покровительнице и Заступнице наша, покрый нас и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных и даруй нам житие безгрешно, зачати и родити плоды покаяния.
Стихира на Господи, воззвах, глас 2
В VII веке Византийскую империю потрясала иконоборческая ересь. Император Лев III Исаврянин, вступив на престол, начал гонения на почитателей икон. Тем временем в Дамасском халифате, несмотря на мусульманское владычество, православные в своем исповедании веры стеснены не были. Туда и бежали священники, монахи и простые люди, спасавшиеся от преследований императора-еретика.
Первым министром халифа Язида II ибн Абдул-Малика, пользовавшимся его безусловным доверием, был Мансур ибн Сержун — ревностный христианин. Монарх не смущался вероисповеданием своего советника — его отец также был православным и в свое время верно послужил Дамасскому двору. Как-то Сергий (так звали отца советника) увидел на невольничьем рынке инока, обливавшегося горькими слезами оттого, что некому передать свои глубокие познания и духовный опыт. Он выкупил монаха и отдал ему на обучение своих детей — Мансура и приемного сына Косму. Это были будущие светильники Православной Церкви — преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Судя по всему, инок вложил в души своих учеников много полезного, потому что «Три защитительных слова против порицающих святые иконы», написанные Мансуром ибн Сержуном, имели колоссальный успех. Дамасский чиновник ревностно направил всю мощь своих знаний и таланта на борьбу с иконоборческой ересью. Своим многочисленным знакомым в Византии он переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Его сочинения тайно переписывались, передавались из рук в руки, немало способствуя уверению в истине православных и обличению еретиков-иконоборцев.
Прп. Иоанн Дамаскин (Мансур ибн Сержун) жил в VII–VIII вв. в Сирии. По происхождению — сириец, по вере христианин, по социальному статусу аристократ, служивший на высокой должности логофета — министра и советника в налоговой администрации арабского халифата
В конце концов деятельность Мансура стала известна и начала раздражать даже императора-иконоборца. Тогда еретики пустили в ход свое излюбленное средство — ложь. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Дамасского министра оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и государственной измене. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо Льву Исавру, в котором Мансур якобы обещал сдать византийцам город Дамаск. Это письмо коварный император-еретик преподнес халифу Язиду II. Не подозревая Льва в злой интриге, халиф не расследовал дело и жестоко наказал своего верноподданного: приговорил Мансура к отсечению правой кисти, которую после казни вывесили на базарной площади.
По преданию, Мансур упросил халифа отдать ему руку и со слезами долго молился перед старинной иконой Богородицы. Наконец, устав от нравственных страданий и измучившись от физической боли, он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и произнесла: «Вот, рука твоя исцелена, не скорби же более и трудись прилежно этой рукой». Когда Мансур открыл глаза и снял плат, которым была завязана кисть, то лишь красный шрам на запястье напомнил ему о том, что там была рана. Свою благодарность к Исцелительнице Мансур излил в дивном песнопении «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь». А в память о своем дивном исцелении к иконе, перед которой молился, прикрепил изображение кисти руки, выполненное из серебра. С тех пор за этим образом Богоматери утвердилось наименование «Троеручица».
Весть об исцелении советника быстро разнеслась по Дамаску. Халиф, убежденный чудом в невиновности своего министра, просил у него прощения, призывая вернуться к делам государственного управления. Но сердце советника Мансура теперь принадлежало Единому Богу. Он решил, что отныне все свои силы и способности отдаст на служение Ему. Взяв с собой икону, ниспославшую ему исцеление, Мансур удалился в Палестину, где принял постриг в одном из монастырей с именем Иоанн. По преданию, это была Лавра преподобного Саввы Освященного.
Гроб прп. Иоанна Дамаскина и его келлия в Лавре прп. Саввы Освященного, Святая Земля
Образ пребывал в обители преподобного Саввы до XIII века. Основатель Лавры перед своей кончиной (†532) завещал передать свой посох царственному богомольцу по имени Савва, великому архиепископу, человеку Божию, который в будущем придет из далекой западной страны и посетит обитель. Пророчество преподобного Саввы Освященного исполнилось через семьсот лет: в XIII веке святой Савва, первый архиепископ Сербский, во время паломничества по святым местам Палестины посетил Лавру преподобного Саввы, и монахи передали ему благословение великого подвижника. Вместе с посохом Лавра благословила святителя Савву двумя чудотворными иконами Божией Матери «Млекопитательница» и «Троеручица».
Свт. Савва Сербский принимает посох и икону «Троеручица» в Лавре прп. Саввы Овященного
Так в XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» была привезена в Сербию. В XIV веке во время турецкого нашествия благочестивые хранители иконы, чтобы избежать надругательства над святыней, возложили ее на осла и отпустили животное на волю Божию. Со своей чудесной ношей ослик беспрепятственно дошел до Святой Горы Афон и остановился у Хиландарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией. Икону поставили в соборном храме. А на месте обретения образа создаша, повествует история, малу стену и написаша на ней образ Пресвятыя Богородицы на воспоминание бывшаго ради чудесе. Этому событию посвящена служба, совершаемая 25 июля, в которой Православная Церковь прославляет чудесное пришествие «Троеручицы» в Хиландарскую обитель.
Икона и на Афоне явила свою чудотворную силу. Образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена. Вот пример одного из таких случаев. Однажды на монастырь решили напасть «френцы». Они разделились на два отряда и пошли вдоль стен обители навстречу друг другу — одни верхом, другие низом. Там, на месте, где обрели образ и где возвышается малая стена с иконой «Троеручица», они встретились, но, ослепленные страхом, не узнали друг друга, устремились якобы на врага и, продолжает историк, избишася междо собою даже до последнаго, и не един оста от ных.
Прошло около 300 лет, и в Хиландаре преставился игумен. Монахи выбирали нового настоятеля (по афонской традиции игумена в монастырях Святой Горы избирают монахи-насельники). Мнения иноков разделились, и они не могли принять решение. Придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли в алтарь на обычное место и после вечерней службы запечатали двери собора. Святыня трижды становилась не в алтаре, а на игуменское место, и одному из монахов-затворников во сне была открыта воля Божия: Пресвятая Богородица Сама благоволит управлять обителью.
С тех времен в Хиландарском монастыре нет должности игумена и избирается только наместник. Иноки же почитают Царицу Небесную «Троеручицу» своей Игуменьей и прикладываются к руке Пресвятой Богородицы, испрашивая благословение на богоугодное несение своих послушаний.
Хиландарская Игумения. Икона «Троеручица» в монастыре располагается на игуменском месте. Справа от чудотворной иконы — стасидия наместника
Со временем «Троеручица» становится одним из самых известных чудотворных образов Богородицы. Списки с хиландарской иконы стали расходиться во все концы христианского мира. Они прославились чудесами во многих городах и весях России, Сербии, Болгарии, Румынии.
В Россию первый список иконы Богоматери «Троеручица» был принесен в 1661 году архимандритом монастыря Костамонит Феофаном. Патриарх Никон, заказавший список образа, передал его в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список, сделанный с этой иконы в 1854 году, сам же образ утерян. В Москве наиболее чтимые списки иконы находятся в Успенском храме Болгарского подворья и Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 11 июля совершается празднование иконе Божией Матери «Троеручица» в память принесения списка иконы в Русскую Православную Церковь.
Современный список иконы Божией Матери «Троеручица», привезенный из Хиландарского монастыря, в Свято-Елисаветинской обители г. Минска
Московские иконописцы Артемий Федоров и Афанасий Иванов в начале XVIII века сделали список с привезенного из Хиландара образа и пожертвовали его на устройство новой обители в поселке Белые Берега под Брянском. Основатель Брянской Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни старец Серапион (в схиме Симеон) установил глубокое почитание образа, который начал именоваться Белобережской иконой Божией Матери и стал прототипом для многочисленных списков, расходившихся по России.
В самом Белобережском монастыре в честь иконы Божией Матери «Троеручица» был заложен новый пятиглавый храм. Пустынь принимала в год до пяти тысяч паломников, стремившихся к чудотворному образу. Даже на записках, подаваемых богомольцами о здравии, была изображена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», подающая исцеление всем, к ней прибегающим.
Основатель Свято-Троицкого монастыря в Киеве преподобный старец Иона более десяти лет подвизался по благословению преподобного Серафима Саровского в Белобережской пустыни и был свидетелем многочисленных чудес, происходивших от списка «Троеручицы». Когда по Божиему повелению преподобный Иона перешел в Киев и начал строительство обители во имя Святой Живоначальной Троицы, первый престол в монастырском храме освятили в честь этой иконы Божией Матери. По его просьбе в Белобережской пустыни был написан список с местной иконы и передан в Троицкую обитель. Преподобный Иона очень любил молиться перед иконой «Троеручица», также являвшей многочисленные случаи исцелений.
Список «Троеручицы» Белобережской в Никольском храме Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск
Перед иконой Божией Матери «Троеручица» молилась Царская семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины. Сегодня она находится в Храме-памятнике на Крови во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, построенном на месте, где прошли последние дни земной жизни императора Николая II, его семьи и четверых слуг и где они приняли мученическую кончину в ночь на 17 июля 1918 года.
Образ, ставший духовным свидетелем страданий и мученического подвига Царственных страстотерпцев и их верноподданных, был найден в Ипатьевском доме офицером, близким знакомым сестры императора Николая II Великой княгини Ольги Александровны. Офицер перевез икону в Данию и передал родственникам Царской семьи. Ольга Александровна завещала икону своему старшему сыну Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову, пожелавшему передать икону в Храм-памятник. Икона прибыла в Екатеринбург в 2003 году и сегодня доступна для поклонения всем верующим.
Прибытие в Храм-памятник на Крови келейной иконы Божией Матери «Троеручица», находившейся в Ипатьевском доме во время заточения Царственных страстотерпцев, Екатеринбург, 2003 г.
С образом «Троеручицы» связано множество исцелений и случаев чудесной помощи. Ей молятся женщины о даровании чадородия, о здравии и помощи в обстоятельствах, по-человечески кажущихся безвыходными, о защите от напраслин и клеветы.
Еще одним современным способом почитания чудотворного образа можно считать часы-куранты на здании Национальной художественной галереи города Йошкар-Ола. Именно этой иконой в 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание самостоятельной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Как символ пришествия Божией Матери на Марийскую землю в местном технологическом университете с одобрения и благословения митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна была разработана динамическая скульптурная композиция «Явление иконы Божией Матери "Троеручица"». Под пение тропаря «Богородице Дево, радуйся» каждый час в дневное время, после боя часов, в верхнем левом углу часов в открывающихся вратах появляется благословляющий образ Божией Матери «Троеручица». Окно закрывается, и из ворот «Хиландара» на часах выходит бронзовый ослик весом 450 килограммов с иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица» на спине. Выход ослика иллюстрирует предание о пришествии иконы на Гору Афон. Ослик с иконой направляется к воротам Успенской церкви Йошкар-Олы, что символизирует прибытие святыни на Марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние врата, после чего они закрываются, а в левом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной.
Городские часы Йошкар-Олы с динамической скульптурной композицией «Явление иконы Божией Матери "Троеручица"»
Так, пройдя Сирию, Палестину, Сербию, достигнув Афона, прибыв в Своих чудотворных списках на Русь, икона Божией Матери «Троеручица» уже почти полторы тысячи лет укрепляет православных в вере. Да пребудет Ее державная помощь и заступление с нами!
Зряще пречуный образ Твой, Богомати Милосердая, Самую Тя воистинну зрим, Богородицу сущую, и слышим глас Твой сладковещанный, егоже к первописанней иконе Твоей со властию рекла еси: с тою Моя благодать. Та же благодать и в подобообразных истинствует и во иконе Троеручице преизбыточествует, юже почитающе, благодарение Тебе приносим: радуйся, Благодатная, с Тобою Господь, Тебе же ради и с нами, спасая нас всегда.
Стихира на хвалитех, глас 8
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Дмитриева Н. В. «Троеручица» // О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. М.: Изд. Сретенского монастыря.
- Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. М.: Рипол Классик, 2010.
- Минея. Июнь. Часть вторая. М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002.
- Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в русской записи XVI века. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., Мартис, 1996.
- «Троеручица» на защите оклеветанных и зачумленных — Милосердие.ru (miloserdie.ru).
- Икона Божией Матери «Троеручица» / Православие.Ru (pravoslavie.ru).
- Чудотворный образ «Троеручица» | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь (stefmon.ru).
- Икона Божией Матери «Троеручица» | Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровск (Энгельс) (cerkov.ru).
- Царственные страстотерпцы / Православие.Ru (pravoslavie.ru).
- «Троеручица» Белобережская икона Божией Матери | Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь (cerkov.ru).
25.07.2024