Бог, открывшийся сердцу, а не разуму
Из XVII века входит в нашу современность взволнованный голос Блеза Паскаля, одного из самых глубоких мыслителей человечества. 23 ноября 1654 года этот математик, совершивший ряд научных открытий, пережил встречу с небесным миром, потрясшую его внутреннее существо.
Паскаль постиг, что Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и мудрецов. И что Бог есть Огонь, очищающий человека, сжигающий зло. И живой Бог ищет человеческую душу для усыновления, для ее воскресения, спасения в вечности.
Вера в Бога есть постижение и человека в высшем его раскрытии. «Сердце ощущает Бога, не разум, — говорит Паскаль. — Вот в чем вера: Бог, открывшийся сердцу, а не разуму».
«Вера — это отдание себя любви Божественной, умалившейся, чтобы заполнить нашу малость; вера есть познание любви, заполняющей пропасть между нами и Богом… Безгранично расстояние между физическим телом с его биологическими процессами и областью мысли; но еще более расстояние между человеческой мыслью и Высшей Любовью — Богом Духом. Это расстояние переходит границы природы. Самый малый ум человека выше всей земли и всех звезд, так как он познает всё это и себя. Но все тела и все умы, вместе взятые, имеют меньшую ценность, чем малейшее явление любви. Любовь Высшая принадлежит к порядку гораздо более высокому, чем мысль. И как из физических, материальных тел, вместе взятых, нельзя получить ни малейшей мысли, так и из всех умов, вместе взятых, нельзя извлечь ни малейшего движения (ни малейшей искры) любви…»
Эта мысль Паскаля иллюстрирует слова апостола Павла о разделении природы человека на «телесную», «душевную» и «духовную». Истинная вера в Бога есть всежизненная замена человеком своего эгоистического «Я» истинным центром бытия — Богом. На этом пути и воздвигается Крест, так как наше эгоистическое «Я» не хочет уступить Божественной жизни и умереть в Божией воле. Эгоистическое «Я» мы призваны заменить жизнью Божественной, Христовой… Оттого эгоцентрическая воля человека всегда чувствует трудность веры в Бога.
В знаменитом своем переживании, опыте мистическом, о котором свидетельствует клочок бумаги, который Паскаль носил всегда при себе, он говорит: «Уверенность… радость, мир». Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17: 3).
Последними словами этого знаменитого клочка бумаги, зашитого в одежду Паскаля, были: «Отказ от себя — полный и умиренный». Отказывающийся от себя, от своего эгоизма человек находит свою настоящую, очищенную личность. Так уже в этом мире начинается воскресение человека из мертвых, новая жизнь во Христе.
Умер Паскаль сравнительно молодым — 39-ти лет, оставив человечеству опыт удивительной жизненной устремленности к чистоте, напряженности в жажде высшей жизни и той реальности любви к Богу и людям, которая составляет сущность настоящей религиозной веры.
Иисус Христос, Спаситель, Богочеловек стоит в центре жизни и размышлений Паскаля. «Мне кажется, — пишет он, — что Иисус Христос дает прикоснуться после Своего Воскресения только к Своим язвам… Мы должны соединить себя только с Его страданием. Христос — Божественный ответ на человеческое, смертное состояние в мире. Можно верить в Бога, не зная этого своего несчастного смертного состояния, и можно также видеть это свое несчастное состояние без Бога… Но нельзя человеку познать Иисуса Христа, не познав тем самым и Бога, и свое несчастное без Бога состояние. В Иисусе Христе заключается для человечества полный и единственный ответ на всё. Без Него одно только отчаяние, горе и смерть. А чрез Христа Иисуса всё: и само страдание, и сама смерть — становится путем, входом в высшую жизнь…»
Журнал «Встреча» № 16 май за 2002 г.
14.06.2024