Гавриил — значит «крепость Божия»
«Собравшимся на конечное убиение Гавриила младенца иудеом, того уже измученное тело на стене распято бысть, и ребра ему оружием многажды прободоша, ниже стенаниями его умилишася нечестивии, ниже об отмщении Господни помыслити хотяху, но сего, яко мученика, прослави Христос Бог наш и яко подобника Своея спасительныя страсти христианом чтити повелевает».
(Стихира на стиховне, глас 3)
Пасха Креста и Пасха Воскресения. Одно невозможно без другого. Православие в Беларуси — это наши многострадальные святые, столпы, на которых больше тысячи лет зиждется православная вера края. Каждый из них — светоч, освещающий определенную историческую эпоху нашей земли.
В нынешнем году исполняется 340 лет со дня рождения мученика младенца Гавриила Белостокского. Дитя, сораспявшееся Христу, и уже четвертое столетие в молитвенном дерзновении предстоящее Богу за родную землю…
Мученичество — это тайна души и Бога. Некоторые святые идут к этому всю жизнь, готовятся, укрепляются, совершая подвиги, возрастая от силы в силу, чтобы, дойдя до высшей точки своей голгофы, сказать вместе с апостолом Павлом: Мне, еже жити — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1: 21). Но, наверное, только такая чистая и непорочная душа, как у младенца Гавриила, могла сораспяться Христу в день Его Светлого Воскресения и в мученическом венце войти в радость Господа своего, в малое время исполнив лета многа.
Родные Зверки близ Свято-Успенского Заблудовского монастыря — одного из оплотов Православия в период активного насаждения униатства католическими властями Речи Посполитой, молодая православная семья благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель, воспитывавшая первенца и жившая трудом своих рук, и иудейская секта в Белостоке, практиковавшая безумные ритуалы. В какой-то момент всё это сошлось в судьбе маленького мальчика, беззаветно верившего Христу, не противившегося злу и безвинно пострадавшего за свою веру от помраченного иудея Шутко. В этом фрагменте — вся суть крестного пути нашей земли. Только святость может в такой конфессионально, политически и исторически сложной ситуации устоять в истине. Правда, чаще всего ценой земной жизни.
Белосток и родное селение мученика младенца Гавриила — Зверки в Подляшье — историко-географической области на белорусско-польском пограничье между Холмщиной (на юге) и рекой Нарев (на севере). 150 лет Подляшье находилось в составе Российской империи, в ХХ веке передано Польше. Сегодня там проживает около 46 000 белорусов.
Это был особенный ребенок. Его доброта, доверчивость и смирение бросались в глаза каждому. Спокойный, вдумчивый, не знавший злобы и раздражения, Гавриил радовался жизни, никогда не унывал и легко делился со сверстниками тем немногим, что имел. С раннего детства мальчик постоянно молился. Нередко односельчане просили ребенка помолиться о них, и эти молитвы всегда помогали.
Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость Заблудовского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, в церкви которого мальчик был крещен и в котором во время богослужений он познавал Бога, духовно зрел и учился молитве. Успенскую церковь и обитель при ней устроил в 1567 году православный меценат Григорий Александрович Ходкевич — Виленский каштелян, гетман Литовский, Гродненский староста. Он же учредил здесь госпиталь и типографию. В 1566 году Ходкевич привез из Москвы печатников Ивана Федорова Москвитина и Петра Тимофеева Мстиславца, и 8 июля 1568 года в Заблудовской типографии приступили к печати первой книги — Учительного Евангелия. 17 марта 1569 года работа была закончена. На первой титульной странице было написано: «Книга зовомая Евангелие учительное», выпущенная «при пановании светлейшего властителя Жигимонта Августа… в очизном имении Г.А. Ходкевича… в месте зовомом Заблудов, на собственные средства его милости». Выпущенное в Заблудове Учительное Евангелие было очень популярно. Монастырь нерушимо пребывал верным Православию и во времена унии.
Действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы в Заблудове. Построена в 1847–1855 годах на месте деревянного храма Успенского монастыря, действовавшего до1821 года
Светлого отрока, истового молитвенника заприметил принадлежавший к иудейской «черной» секте арендатор еврей Шутко. Как впоследствии установило следствие, 24 апреля 1690 года, дождавшись, когда Анастасия отлучилась из дома, чтобы отнести супругу на поле обед, Шутко зашел в дом Говдель, выкрал ребенка и увез в Белосток. Там его уже ждали сообщники. Шел Великий пост. Обезумевшие фанаты мучили невинного ребенка в подвале девять дней. У него был пронзен бок, младенец истекал кровью и наконец был распят на кресте, укрепленном в корыте, и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. 3 мая на Пасху, на девятый день страданий, мученик Гавриил скончался. Тело ребенка изуверы бросили на опушке леса неподалеку от его родной деревни. Несмотря на жару, тело страдальца не подавало признаков тления. Чудесным образом стая бездомных собак несколько дней охраняла его от диких зверей и птиц, пока непрекращающийся лай и вой животных не привлек сельчан и они не обнаружили останки мученика. При стечении православного народа, глубоко потрясенного подобным зверством, маленького Гавриила погребли рядом с кладбищенским храмом в Зверках.
Страдания мученика младенца Гавриила Белостокского
Господь не допустил скрыться злодеям. Мученическая кончина младенца стала предметом громкого судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской». Имена преступников стали известны, и они были наказаны.
В 1720 году во время эпидемии холеры местные жители, стараясь похоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, однажды случайно задели гроб младенца Гавриила. Так через 30 лет были обретены его нетленные мощи. Их перенесли в крипту церкви. В 1746 году кладбищенский храм сгорел, но мощи мученика Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, которая после перенесения мощей в том же году в Покровскую церковь Заблудовского монастыря чудесно зажила и покрылась кожей. В монастыре мощи покоились с 1746 по 1755 годы.
В 1755 году в связи с ухудшением материального положения обители и из-за ухудшения межконфессиональных отношений в регионе было получено согласие высших церковных властей на перенесение мощей мученика Гавриила Белостокского из Заблудова в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь, бывший в то время одним из самых надежных оплотов Православия. Крестный ход с мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки святого держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы мученика исколоты, на теле рваные раны.
С первых дней пребывания в Слуцке у мощей мученика стали происходить исцеления безнадежных больных. Из больших городов и дальних деревушек везли слепых, глухих, немощных страдальцев, от которых давно отказались врачи. Особенно частыми были исцеления детей. Исцелялись православные, католики, протестанты, мусульмане. Чудесные случаи фиксировались монахами в специальной «слуцкой тетради», к сожалению, не сохранившейся до нашего времени.
Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в Белостоке, место нынешнего пребывания мощей мученика младенца Гавриила
Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. В 1855 году игумен Модест, ректор Слуцкой семинарии, составил молитву святому. В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким), он также написал канон святому. В 1897 году на добровольные пожертвования для мощей мученика младенца Гавриила была изготовлена новая серебряная рака.
В 30-х годах ХХ века Свято-Троицкий Слуцкий монастырь был закрыт. Святые мощи мученика младенца Гавриила были перевезены в Минск и находились в музее атеизма. В 1942 году их удалось перенести в кафедральный Преображенский собор Минска.
Преображенский собор в Минске, разобран в 1960-е гг.
В 1943–1944 годах священник Алексий Зноско, настоятель церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Свислочь, написал акафист мученику Гавриилу. В июле 1944 года мощи святого были перевезены из Минска в Покровский собор города Гродно. 21–22 сентября 1992 года по благословению святейшего патриарха Алексия II мощи мученика крестным ходом были перенесены из Покровского собора Гродно в Николаевский собор города Белостока, где почивают в настоящее время.
С 1993 года ежегодно 2–3 мая мощи младенца Гавриила переносят из Белостока в построенный в его родном селе Зверки женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они пребывают в летнее время до 21 сентября, после чего крестным ходом вновь возвращаются в Белосток. Память святого совершается 3 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых). Польской Православной Церковью также отмечается день памяти мученика 20 сентября (перенесение мощей в Белосток).
Рака с мощами мученика младенца Гавриила в женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в его родном селении Зверки (Польша)
Мученик младенец Гавриил является молитвенником и целителем детей, за три с половиной столетия известны тысячи случаев его благодатной помощи. Он небесный покровитель Братства Православной молодежи в Польше и в настоящее время его память отмечается всеми православными Церквами. Ему строятся храмы, частицы мощей святого благоговейно хранятся в церквях Беларуси, России, Польши. Тем не менее мученическая кончина младенца Гавриила уже не одно столетие является не только предметом глубокого почитания миллионов православных христиан, но и предметом религиозно-политических споров. О том, насколько зло не терпит обличения, свидетельствуют многократные попытки давления различных околоцерковных и внецерковных деятелей, а также представителей некоторых иудейских организаций на священноначалие Русской Церкви с целью «деканонизировать» святого младенца Гавриила.
К сожалению, недавно Польская Православная Церковь внесла изменения в тропарь и кондак святому мученику младенцу Гавриилу, составленные в 1752 году архимандритом слуцкого монастыря Досифеем (Голяховским) и до сих пор используемые за богослужением.
Тропарь 5 гласа «Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей люте от онехже в ребра прободен был еси и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашим» в Польской Православной Церкви теперь звучит как: «Святы́й младе́нче Гаврии́ле, ты за прободе́ннаго нас ра́ди от злых людей в ребра прободен был еси…»
Вместо кондака 6 гласа «Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истых зверей — иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое» используется «политкорректный» кондак «В богохранимой веси Зверки рожденный Мучениче Христов Гаврииле тамо свое малолетство прожив. Тамо из отчаго дома лестию похищен был еси от лютых людей и вся по ряду люте претерпел еси…».
Храм мученика младенца Гавриила в Минске
О том, насколько принципиальны формулировки в богослужебных текстах Православной Церкви, Которая есть столп и утверждение Истины (1 Тим. 3: 15), ясно свидетельствует дело новомученика Иоанна Восторгова. Во время Первой мировой войны, в 1915 году Белостокский епископ Владимир, чтобы сохранить святыню, отправил ковчег с частицей мощей мученика младенца Гавриила в Москву. Мощи поместили в Покровском соборе на Красной площади (более известном как собор Василия Блаженного). Настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов глубоко почитал мученика младенца Гавриила. Он всем сердцем полюбил святого и каждую неделю служил ему молебны, а во вдохновенных проповедях рассказывал прихожанам о мученической кончине святого младенца.
Священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918)
После Октябрьской революции богоборческие власти приговорили протоиерея Иоанна Восторгова за «употребление тропаря младенцу Гавриилу» по обвинению в других сфабрикованных делах к расстрелу. Главным «свидетелем» «преступления» отца Иоанна выступил как раз… тропарь и кондак мученику младенцу Гариилу, выгравированный на ковчеге с частицей мощей святого, перед которыми священник служил акафист. Наверное, на небесах эти святые уже были связаны незримыми нитями. В августе 1918 года московский Златоуст протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. Арестован был также весь клир храма, включая церковного сторожа, а сам собор Василия Блаженного закрыт.
Тропарь и кондак мученику младенцу Гавриилу запретили: «Употребление тропаря, глас 5-й, и кондака, глас 6-й, в честь святого Гавриила, как определенно контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности». А относительно ковчега с мощами в постановлении «Народного суда» города Москвы от 5 декабря 1919 года было написано: «Ящик с мощами так называемого мученика Гавриила сдать в судебное учреждение как вещественное по преступлению доказательство, для дальнейшего направления в соответствующее место. Этот ящик со всем содержимым сдан на хранение в Уголовный музей при Главмилиции» (из журнала «Революция и Церковь», 1919; № 6–8).
В сонме исчислимых лишь Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом. И наше почитание их подвига — это наша причастность к этой жизни и исповедание нашей веры. И здесь как раз и важна историческая и фактическая достоверность, чтобы зло обличалось и правда торжествовала. Иначе размытие границ ведет к отступлению от Истины, от чего да сохранит нас Господь молитвами мученика младенца Гавриила и всех святых Его. Аминь.
Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
Младенческаго незло́бия храни́телю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертном успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский). Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец (sinkovskoe.ru)
- МУЧЕНИК МЛАДЕНЕЦ ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ — Слуцкая епархия (sluck-eparchiya.by)
- Житие Гавриила Белостокского — Храм Ивье (xram.by)
- Митрополит Савва освятил монастырский храм на родине младенца мученика Гавриила в польских Зверках (sobor.by)
- Святой мученик младенец Гавриил Белостокский | Свято-Покровский кафедральный собор города Гродно (pokrovgrodno.org)
- Слу́жба свято́му му́ченику Гавріи́лу младе́нцу, въ лѣ́то Госпо́дне 1690-е отъ іуде́й уму́ченному въ Бѣлосто́цѣ гра́дѣ, его́же нетлѣ́нныя мо́щи во гра́дѣ Слу́цтѣ додне́сь почива́ютъ. — Поча́евъ: Тѵпогра́фія Поча́ево-Успе́нскія Ла́ѵры, 1908.
- Дело протоиерея Иоанна Восторгова. Часть 2.: ru_history — LiveJournal
03.05.2024