«Не умру, но жив буду»
Что ни делает человек, без Бога всё становится бессмысленным. Без Бога нет продолжения: конец, яма, могила — смерть победила… А с Богом мы говорим совсем по-другому: Не умру, но жив буду… (Пс. 117: 17). И сейчас, будучи еще в силах что-то делать и в более-менее здравом уме, мы заглядываем в будущее и видим там свой гроб, который будет находиться в храме, если, дай Бог, мы этого заслужим. И стоящие в храме люди, наши близкие, родные, будут петь «Со святыми упокой…». Представляете, вот разница! «Со святыми упокой душу раба Твоего…» И эта победа над смертью стала возможной благодаря тому, что Пресвятая Богородица, по сути, еще маленькая девочка, поверила Богу больше, чем всему миру с его законами и правилами. И это была победа, это было дерзновение — принять Благовестие, о котором даже Архангел Гавриил говорил со страхом, потому что он тоже не понимал, что это такое… Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38).
Самое главное сегодня в жизни православного христианина — это Христос, это соединение с Богом, которого мы достигаем на Божественной литургии, на этой Тайной Вечере, где мы, такие разные, подчас не понимающие и даже не принимающие друг друга, становимся единым Телом Христа. Ведь Церковь — это Тело Христово, а мы — Его уды, маленькие частички этого Тела. В каждом из нас живет Кровь и Тело нашего Спасителя, поэтому мы и говорим: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс. 117: 17).
Мы готовимся к переходу в вечность, как космонавты готовятся к полету в космос. Знаете, какая у них проверка? Знаете, какие у них физические нагрузки, как им непросто? Их готовят годами. И вот мы с вами тоже годами готовимся, вся наша жизнь — это подготовка к полету в тот мир Божией Любви, который начинается внутри каждого из нас. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21). Когда сегодня мы говорим о Причастии, неверующие возмущаются: «Сумасшедшие! Какие Тело и Кровь Христа? Когда Он жил?» А Он живет! И будет жить — в Церкви, в наших сердцах! Он меняет нашу жизнь. Потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16). Любовь очищает и освящает нас, делает нас способными тоже полюбить (потому что самонадеянностью было бы думать, что без Бога мы кого-то полюбим), послужить кому-то, забыв о каких-то своих желаниях и потребностях.
Семья — это служение Богу и ближнему. Семья — это отказ от своего «Я», от своих привилегий ради другого человека, ради своих детей. И как мало сейчас семей, в которых царит мир! Потому что грех разрушил и продолжает разрушать отношения между людьми. И первый удар наносится именно по семье. «Не надо рожать детей», — говорят на Западе. И уже появляются извращенцы, утверждающие, что это норма. Уже даже есть благословение Папы Римского венчать однополые браки. На наших глазах рушится то, что Господь дал человеку. Но мы с вами не сдаемся и продолжаем воевать — за себя, за наших ближних, за будущее наших детей и внуков, за ту жизнь, без которой утрачивается весь смысл этого мира. Вот когда закончится любовь, тогда будет конец света. А я думаю, у нас еще любви хватает. И все мы на Божественной литургии получили силы для того, чтобы и дальше любить наших ближних, чтобы и дальше служить им — ради Христа, ради той любви, которая открыла нам глаза и повела нас в новую жизнь, в жизнь с Богом.
С нами Бог, и мы обязательно победим и этот мир, и дьявола, и тот грех, который еще, к сожалению, живет внутри каждого из нас. Вот — Крест воздвигнут. Прикасайтесь к нему, лобызайте его и идите с миром домой.
Проповедь после Божественной литургии 7.04.2024 г., в Неделю Крестопоклонную и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
15.04.2024