«Жить покаянной верой…»
Сегодня вечером, в среду 5-й седмицы Великого поста, в храмах служится утреня с чтением всего Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вашему вниманию — слово Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на великом повечерии в 1-ю седмицу Святой Четыредесятницы, на чтении Великого покаянного канона в нашем монастыре.
— Поприще спасительного поста мы проходим, и каждое молитвословие побуждает нас к ревности о спасении своей души.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского… Многократно мы произносим запев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И тот, кто не совсем может разобрать или вникнуть в содержание тропарей, которые произносятся, уже самими песнопениями и многократным произношением этой молитвы побуждается к покаянию, к созданию особенного сокрушенного чувства в душе. Но если глубже вникать в содержание канона, мы видим, что преподобный Андрей — Критская похвала, как его именуют в церковных песнопениях, учитель церковный, святитель, — не стесняется говорить о том, что паче всех согрешил. Он не заботится о своем достоинстве — как другие люди посмотрят, оценят его. Он сам себя поставляет перед судом Божиим. Он приносит покаяние. Покаяние, которое не заключается, как обычно принято у нас, только в изменении жизни, в изменении ума своего, поступков, слов к лучшему, хотя и это очень важная, существенная составляющая покаяния. Он глубже смотрит на дело: он рассматривает весь период жизни человечества от Адама и до сего дня. Рассматривает и вспоминает, в каких условиях находился Адам с Евой, как согрешил, чего лишился, как последующие поколения искали Бога, искали и ищут потерянный рай; с какими трудностями, скорбями это сопряжено; что делали святые, ища Бога и потерянный рай; как и они падали, вставали и опять искали.
Преподобный Андрей не только за себя кается. Он кается и молится за всех людей, которые его окружают. Он сознает себя в истории одним из людей, чад Божиих, которые повинны перед Творцом. Через это в душе его рождается чувство сострадания к другим людям, осознание, что они нуждаются в Божественной помощи, как и он. Преподобный Исаия, размышляя на тему спасения человечества, говорит о том, что Бог, пожалуй, ничего так не хочет (и об этом свидетельствуют творения святых отцов), как чтобы человек не превозносился над другими людьми, чтобы он искал помощи Божией, через это смирялся перед Богом, сознавая, что без Бога не могу творити ничесоже (ср.: Ин. 15: 5), и чтобы он всячески старался соблюдать заповеди Божии. Через это в душу человеческую, по слову преподобного Макария, приходит просвещение, свет Христов освещает ее, и она начинает по-другому всё видеть, оценивать.
Если мы будем сосредоточены на молитве, будем размышлять о том, к чему призывает нас покаянный канон и всё богослужение, покаянные чувства, если мы будем, по слову святых отцов, жить покаянной верой, то увидим мир и себя (прежде всего себя, а потом мир и других людей) совершенно в ином свете. Если увидим их более снисходительно, если в сердцах наших увидим усилившуюся любовь, сострадание к ним и чувство своей вины перед Богом и перед ними, значит, пост приносит свой добрый результат. Если же этого не будет, будем просить всеусердно у Господа. И Он откликнется, потому что для того установлена Божественным определением Святая Четыредесятница — время благоприятное, время спасительное.
Помоги всем нам, Господь, на этом поприще.
20 марта 2024 года, храм в честь иконы Божией Матери «Державная»
17.04.2024