X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Верую, Господи! Помоги моему неверию»

Протоиерей Андрей Лемешонок

Мы идем вперед, к Пасхе. И, конечно же, этот путь дается каждому из нас непросто. Переживаются какие-то сложные периоды жизни, и потом человек смотрит на себя и удивляется: «Что я делал? Какой же дурак я был! Зачем я это всё себе устроил?..» И после такого осознания человек уже должен жить внимательнее.

Нельзя жить прошлым, надо жить настоящим и смотреть вперед. Попытаемся глубже понимать то, что происходит с нами, и воздерживаться от категоричных оценок. Потому что иногда сеющии слезами, радостию пожинают (ср.: Пс. 125: 5). И что у человека высоко, то для Бога может быть мерзостью (ср.: Лк. 16: 15). Потому что человек — эгоист, и если он не оторвется от своего «Я», то сам себя посадит в тюрьму. Ведь свобода — это когда человек может принять и услышать другого; когда ради другого он способен отказаться от своего «Я». Если, конечно, речь не идет о вере, когда уже другая задача — остаться верным Богу.

Сегодня* мы слышали в евангельском чтении, как Господь Иисус Христос по Своему человеческому естеству разгневался и сказал: …о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9: 19). В Нем два естества, и эти слова произнес не Бог, а человек: «Ну сколько можно?!» Представьте, вот сейчас Он пришел бы к нам и сказал: «Ну сколько можно?! Что вы делаете? Живите свято, любите друг друга! Чего вам не хватает? Вот Мое Тело! Вот Моя Кровь! Что Я еще должен вам дать для счастья?» А мы уже не знаем, чего хотим… Вроде бы сегодня только что мы побывали на Небе. А сейчас уже спускаемся с Неба и идем топтать эту землю. И у нас в мозгах может быть всё что угодно. Понимаете? Всё что угодно! Когда человек не контролирует себя, свои помыслы, эта вражья артиллерия поражает наше сердце и наш ум. Если мы не научимся бороться за своего внутреннего человека, то всегда будем в проигрыше…

Те, у кого есть дети, внимательно вслушайтесь в слова сегодняшнего евангельского чтения. Там речь идет именно о воспитании детей. Вот убитый горем отец, у которого мучается ребенок. И вот Спаситель, Который спрашивает: «Веруешь ли ты, что Я помогу твоему ребенку? Веруешь ли ты, что он выздоровеет?» И отец со слезами говорит удивительные слова, которые и нам должны помогать: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Понимаете, как это важно? Он хотел, чтобы его ребенок исцелился. Он хотел, чтобы Господь помог его сыну. Но у него не было веры, и он честно в этом признался, сказав: «Помоги моему неверию!» И ребенок стал здоровым… В этом отрывке всё отвечено родителям. Если мы будем искать каких-то психологов, психиатров, специалистов, будем разбираться, что, когда и почему произошло, то только еще больше запутаемся. А надо просто сказать Богу: «Помоги, Господи! Верую, но нет у меня веры, нет у меня духовной и церковной жизни. Я эгоист от рождения. И таким я сейчас пока и остаюсь».

Дорогие мои, Бог пришел нам помочь. Но Ему очень трудно это сделать. Род диавольский поразил этого несчастного ребенка, который валялся на земле, испуская пену. Наверное, он страдал чем-то вроде эпилепсии. И что Господь сказал? Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21). А кто-то сейчас говорит: «Я пока пост не соблюдаю. Но, наверное, когда-нибудь что-нибудь и буду соблюдать…» А знаете, преподобный Серафим Саровский говорил, что от того, кто не соблюдает пост, лучше отстраняться, лучше с таким не общаться. Я не говорю о людях, которые еще не пришли к Богу. А вот если человек пришел к Богу, ходит в церковь и при этом не соблюдает пост, то это просто непонятно. Почему? Что случилось? Тем более в наших сегодняшних условиях, когда пост — это настоящий праздник для гурманов, потому что как раз постная пища — самая вкусная, утонченная и к тому же полезная.

Но пост у нас должен быть в другом, конечно же. Семейная жизнь — это пост, круглогодичный. Я отказываюсь от своего «Я» ради другого. Я служу всем. Меня топчут, а я говорю: «Слава Богу за всё!» Вот в чем суть этого поста. Мое самолюбие уязвляется, а я говорю: «Слава Богу! Я не хочу быть гордым, надменным, самолюбивым человеком». И если человек со смирением терпит посылаемые болезни, понимая, что для него это епитимия духовная, ему это вменяется в пост и молитву. Вот человек заболел — и благодарит Бога за эту свою болезнь. Это уже очень высоко…

Ум, уста, сердце даны человеку для того, чтобы он служил Богу и ближним. Чтобы он славословил и благодарил Господа, а не роптал и не сетовал: «Ах, какой я несчастный, никому не нужный! Меня никто не любит, и вообще вся моя жизнь прошла напрасно…» А кто виноват? Сам виноват, исправляйся. Не хочешь исправляться — тогда ходи таким, какой ты есть.

Поэтому, друзья мои, мы все настраиваемся на высокую планку, мы все идем к победе над смертью. И не унываем, не опускаем рук, а, наоборот, поднимаем их и стараемся с Божией помощью за эти оставшиеся дни Великого поста и Страстной седмицы подготовить себя к воскресению из мертвых, чтобы это воскресение было нормой нашей сегодняшней земной жизни. А на меньшее я с вами не согласен.

Фрагменты проповеди после Божественной литургии 14.04.2024 г., в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

22.04.2024

Просмотров: 319
Рейтинг: 5
Голосов: 17
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать