Собор Архангела Гавриила
«Избраннаго Архангела, присно предстоятеля Престолу Вседержителя, таинника благодати, и радости благовестника, всечестнаго Гавриила, Пречистыя Девы невестокрасителя, пением похвальным благочестно почтим».
(Икос 1 акафиста Архангелу Божию Гавриилу)
По православной традиции на следующий день после великих Господских и Богородичных праздников Церковь вспоминает святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию библейской истории. Прославив Пречистую Деву, на следующий день после Благовещения, 8 апреля, христиане благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила. Слово «собор» в названии праздника означает, что верующие собираются в храме, чтобы совершить богослужение в честь и похвалу святого Архангела, который послужил делу Боговоплощения. Архангел Гавриил — первый благовестник спасения человеческого рода. Он был избран Господом, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Сына Божия.
Византийская икона Благовещения XIV века, монастырь Ватопед, Святая Гора Афон
Архангел Гавриил — это один из семи Ангелов, блаженных духов, всегда предстоящих Богу, которые, согласно книге Товита, приносят молитвы святых и входят пред славу Святого (ср.: Тов. 12: 15). Он называется вторым после Архангела Михаила. Имя Гавриил означает на еврейском языке «муж Божий» или «сила Божия». Святой Прокл, Патриарх Цареградский, так рассуждает о его имени: «Самое имя Ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Гавриил — значит "Муж Крепкий", происходит от слова Гавир, что значит "крепкий"». Весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и Ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. Для великого дела Божия необходимо было послать и великого Ангела. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, прежде чрез Гавриила же открытых святым пророкам, тем большей чести сподобился он в сонме самих Ангелов, почитаемый ими как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
По слову святителя Григория Богослова, «эти Умы (Ангелы) приняли каждый какую-либо одну часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо всё Устроившему и Распределившему. И все они имеют одно назначение — по мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно…» Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям — к жизни мира. Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества и волю Божию о нашем спасении. Он неоднократно является как Небесный вестник, которого Господь Бог посылает, чтобы возвестить людям Свой благой и спасительный Промысл о них.
Явление Архангела Гавриила пророку Моисею. Миниатюра Библейских книг, конец XV века, РГБ. Текст на свитке Гавриила сообщает, что Архангел является посланником Господа, дарующего благодать пророку. Моисею посылается «божественное сказание о бытии неба и земли и всякой плоти, сотворенных Богом» с тем, чтобы Моисей написал это в книге
Согласно церковному преданию, Архангел Гавриил наставлял в пустыне пророка Моисея, когда он писал книгу Бытия. По словам святителя Димитрия Ростовского, «Он Моисея <…> научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах, — потопе, и разделении языков; объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости».
Священное Писание свидетельствует, что Архангел Гавриил явился пророку Даниилу, который не мог понять значение данного ему видения, в котором сражались козел и овен. …Он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан. 8: 17). Видение предупреждает, с одной стороны, о скором воцарении коварного царя (Антиоха Епифана, по преподобному Ефрему Сирину), который придет в конце Ветхого Завета, с другой — об антихристе, который придет в конце Нового Завета: …Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве <…> и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою (Дан. 8: 23, 25). В Ветхом Завете Гавриил является вестником тайн как близкого, так и далекого будущего. Он открывает также пророку Даниилу таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена и о времени Боговоплощения (см.: Дан. 8: 16; 9: 21).
Архангел Гавриил, объясняющий видения пророку Даниилу. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, Вологодская обл., Дионисий, 1500–1502 гг.
Начало новозаветной эпохи было ознаменовано чередой явлений Архангела Гавриила. По церковному преданию, именно Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении у них Пресвятой Девы Марии. Став Ангелом Хранителем Пренепорочной от самого Ее зачатия, он неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, приносил Ей пищу во Святая Святых и впоследствии охранял Ее во всё время земной жизни. Согласно церковному преданию, Архангел Гавриил передал Деве Марии райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью, и весть о Ее преселении в горние обители за несколько дней до Успения.
Святой Архангел Гавриил — служитель Божественного Всемогущества. Как повествует евангелист Лука, Гавриил предстал старцу-священнику Захарии, когда он совершал каждение в Иерусалимском храме, и сообщил ему о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1: 5–25). За высказанное сомнение в возможности исполнения переданного благовестия Архангел, в удостоверение истинности своих слов, наказал Захарию немотой: …Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1: 19, 20). После рождения сына Захария снова обрел дар речи и произнес пророчество, известное как «Песнь Захарии» (см.: Лк. 1: 68–79).
Архангел Гавриил благовествует святому пророку Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года
После повествования о Благовещении Пресвятой Богородицы Священное Писание уже не называет Архангела Гавриила по имени, но предание указывает на него как на Ангела, который в дальнейшем не раз возвещал важнейшие новозаветные откровения. В богослужебных текстах Церковь именует Архангела Гавриила «служителем чудесе». Так, по преданию, именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (см.: Мф. 1: 20, 21), он же предупредил святого обручника о замыслах Ирода и повелел бежать с Младенцем и Пречистой Девой в Египет. После смерти Ирода Архангел сообщил Иосифу, что опасность миновала и можно возвращаться домой.
По Рождении Господа Архангел явился пастухам и возвестил им о пришествии в мир Спасителя (см.: Лк. 2: 8–12), указав на пещеру, где пребывал Богомладенец. По мнению некоторых отцов Церкви, Архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время Его молитвы в Гефсиманском саду перед Распятием. Он же, по преданию, благовествовал Воскресение Христово мироносицам, поведав им, что Спасителя нет во гробе и Господь восстал из мертвых.
Явление Ангела женам-мироносицам, фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Милешево, Сербия, до 1228 года
В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен с оливковой ветвью в руках — символом примирения Бога и творения. Встречаются также изображения Ангела-Благовестника с цветущей райской ветвью или лилией. Его образ вместе с образом Пресвятой Богородицы нередко помещают в храме на царских вратах. Архангел Гавриил также часто изображается на северных дверях иконостаса. Иногда его изображают со сферическим зерцалом в руке или со свечой внутри светильника. Архангел Гавриил также один из щитодержателей на гербе Российской империи.
Возможно, Архангел Гавриил первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в статье за 1037 год указано, что Ярослав Мудрый построил на Золотых воротах церковь в честь Благовещения, чтобы «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и Архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование Архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: "Радуися, обрадованая! Господь с тобою!", къ граду же: "Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!"» (БЛДР. Т. 1. С. 50).
Древнейший каменный храм, освященный на Руси во имя Архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде на улице Хревковой на Неревском конце. В Благовещенском соборе Московского Кремля имеется также придел в честь Архангела Гавриила. В 30-х годах XVI века церковь во имя Архангела Гавриила — небесного покровителя великого князя Василия III — была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня).
В крещении многие русские князья носили имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович (†1253), Василий III Иоаннович († 1533) и другие.
Большой герб Российской империи
Собор Архангела Гавриила Православной Церковью празднуется дважды в году: на следующий день после Благовещения и 26 июля.
В XVII веке в Константинополе освятили небольшой храм в честь Архангела Гавриила. Православный Царьград был тогда уже под властью Османской империи, поэтому освящение, которое произошло 26 июля, стало значимым событием. Оно вошло в церковный календарь как второй Собор в честь Архангела Гавриила.
Кроме этих общецерковных празднований, известен Собор Архангела Гавриила в Адине, который празднуется 24 июня. На Святой Горе Афон в пещере возле Кареи в месте, называемом Адина, жили старец и послушник. Накануне воскресенья 24 июня 982 года старец пошел на всенощное бдение в монастырь, а послушник остался в келлии. В полночь незнакомый монах попросился на ночлег. Гостеприимный послушник пригласил инока на молитву. Когда они дошли до молитвы «Честнейшую херувим», гость добавил слова: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — так, по его словам, в их местности величают Божию Матерь. Послушник в умилении попросил незнакомца записать слова этой молитвы, что тот и исполнил, начертав текст… перстом на каменной плите. Инок представился Гавриилом и стал невидим. Собор афонских старцев определил, что келлию посетил Архангел Гавриил. Песнопение «Достойно есть» состоит из двух частей: «Честнейшую херувим» — ирмоса трипеснца Великой пятницы, составленного Космой Маюмским († 787), и «Достойно есть» — припева более позднего времени. С тех пор ангельская молитва звучит во всем мире, а келья до сих пор так и называется — «Достойно».
Память Архангела Гавриила празднуется также 21 ноября в Соборе Небесных Сил бесплотных.
Храм Архангела Гавриила в Белгороде, Россия
Вспоминая в праздник Собора Святого Архангела Гавриила его многократные явления людям в истории Ветхого и Нового Завета, ревностное исполнение им воли Божией и веря в его ходатайство о христианах перед Господом, попросим заступничества и предстательства святого Архангела и за нас, грешных:
«На Небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник, и никтоже на ны».
(Кондак, глас 2)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
- Баталов А. А. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996.
- Благовещение Пресвятой Богородицы — Русская вера (ruvera.ru)
- Архангел Гавриил — Культура и искусство Уроки культуры (urok-kultury.ru)
- Русская книжная миниатюра XV века — Искусствоед.ру — сетевой ресурс о культуре и искусстве (iskusstvoed.ru)
08.04.2024