Лишенные своей Небесной Родины
Всё ближе и ближе Великий пост. Сегодня* мы слышали притчу о блудном сыне, который ушел на страну далече от своего отца (см.: Лк. 15: 11–32). А если ты родился в этой стране далече, воспитывался в ней и с рождения привык к рожкам свиным? А потом тебя Господь призвал на пир Своей любви, и ты вошел в Дом Отчий, но природа твоя испорчена грехом, и ты с сожалением вспоминаешь вкус этих свиных рожков? Господь нас всех очистил, но хотим ли мы быть чистыми? Господь нас всех накормил, напоил Своей любовью, но хотим ли мы сами всех любить? Или больше всех хотим любить себя? И тянет обратно — туда, где эти рожки свиные. Туда, где можно жить, ни о чем не думая и ничего не ценя…
Вот мы сейчас приняли Тело и Кровь Христа. Как мы должны теперь жить, выйдя из храма, а храм — это Дом Отца, это Небо на земле? Храм Мой храм молитвы наречется (Мф. 21: 13). И как жить дальше на стране далече? Без «рожков» мы пока не можем обойтись. И поэтому, смотря на себя, ты можешь даже отчаяться в своем спасении. Ты можешь увидеть свою зависимость от этого мира, лежащего в грехах, от этой плоти, от этой крови, которая еще не стала святой, хотя Господь переливает нам Свою Святую Кровь. Мы нуждаемся в этой Святой Христовой Крови, потому что наша кровь заражена грехом. Когда человек болеет, например, онкологией, ему пытаются перелить здоровую кровь… А у нас всё гораздо хуже — у нас рак души. И метастазы в душе нам внушают: «Бесполезно, бесполезно… Кровь Христа тебе не поможет. Тело Христа тебе не поможет. Ты каким был, таким и остался — "орел степной", как в песне». Но — не умру, но жив буду и повем дела Господня (Пс. 117: 17).
Простите, никого не хочу обидеть, но вы понимаете, насколько атрофировались наши мозги, в какое скотское состояние мы пришли, что уже привыкли к этой святыне?! И если священник скажет: «Слушай, друг, ты еще не дорос, не подходи к Чаше», мы еще и жалобу напишем — «пускай разбираются». Вот в каком мы состоянии сегодня. И как нам жить дальше? Наша воля парализована. Мы видим в первую очередь себя и только потом — окружающих. А тех, кто нам не близок, мы вообще не видим. Господь призвал нас к Себе, а мы всё равно уходим, бежим от Него.
И все-таки Отец Небесный ждет, когда мы вернемся. Можно привести такую аллегорию. К нам на подворье приходят братья с трудной жизненной судьбой. Им дается возможность трудиться и молиться. Крыша над головой, еда — всё есть. И вот кто-то приезжает и говорит: «Слушайте, что вы здесь делаете? Поехали с нами в Москву! Там деньги польются рекой!» И они попадаются на эту уловку. А потом проходит время — приезжают, приползают назад, измученные, испитые, истерзанные... Кто-то даже в рабстве побывал. Понимаете, таких дурачков берут просто в рабство, чтобы они работали бесплатно или за стакан водки. Казалось бы, живи спокойно в монастыре, но нет: «А может быть, там будет лучше и веселее? А может быть, там дадут больше?..»
Лишенные своей Небесной Родины, лишенные того, что уготовал Господь любящим Его, Своему высшему творению, мы живем в этом мире как на чужбине. И всё, чем мир пытается держать человека, — это обман. И вот нам с вами предстоит путь Великого поста. Мы должны пройти этот путь… Я лично трепещу от этой мысли. Как он начнется? Ты уже привык к этой миске со свиными рожками. Тебе плохо, ты поел — и стало легче. Ты немножко чем-то себя усладил — уже можно жить дальше. А тут надо будет от чего-то отказаться. Получится ли у нас это? Хотим ли мы дойти до Воскресения и победить, прожить опыт победы над смертью? Или мы так и останемся на этой стране далече?
Я помню, какую радость испытал, когда вдруг почувствовал бессмертие своей души. Когда почувствовал, что есть другая жизнь. В обычной, земной, жизни уже всё надоело, всё было известно. В ней всё было построено на человеческих законах — кто кого? И вдруг тебе открывается новая жизнь, и ты чувствуешь ее в самом себе. Я не мог нарадоваться этому. Но эта радость была кратковременной. Потом грех напомнил о себе с еще большей жесткостью и всё сделал для того, чтобы ты забыл о том, что уже был в Доме Отца Небесного, что ты уже вкушал эту радость любви и жил этой любовью. Раз — и ее нет… А где же эта любовь? «Господи, куда Ты ушел? Ты, наверное, спрятался от меня…» А Он не отвечает. И ты молишься год, два, пять, десять... Ты живешь ожиданием: «А может, всё, что было, повторится? Может, эта радость вновь придет ко мне? Может, надо еще чуть-чуть потерпеть?» Понимаете, надо потерпеть — и она придет. Надо потерпеть — и мы почувствуем в душе любовь Бога к нам, а через нас и ко всем людям. Ко всем! Но для этого нужно быть готовым на всё и идти до конца. Потому что «тебе половину и мне половину» — так не выйдет. Отдай Мне свое сердце (ср.: Притч. 23: 26). И вот сейчас наша задача — отдать Богу всё свое сердце. Весь живот наш Христу Богу предадим. Сами мы этого не сделаем, но благодать Божия обязательно нам поможет, если мы решимся на это. Действительно решимся, а не просто сходим пару раз в церковь или даже причастимся.
Мы сегодня не понимаем, что это такое — отдать свое сердце. Рожденные ползать летать не могут… Мы родились в этом мире, и он заставляет нас ползать. И вдруг ты захотел полететь — к Богу. Сумасшедший? Да, мы сумасшедшие. Мы действительно сумасшедшие для этого мира. Когда человек, имея всё, вдруг это оставляет и говорит: «Я хочу остаться только с Богом», разве это не сумасшествие для мира? И самый главный «сумасшедший», по логике этого мира, знаете кто? Христос! Казалось бы, Он — Царь, Он — Творец мира, Он должен покарать всех Своих противников. А Он идет на Крест — ради нашего спасения, ради любви к нам. Разве это не сумасшествие для этого мира? Но иначе бы нас здесь, в храме, не было.
Попробуем пожить с Богом. Будет очень трудно. Но надо попробовать. Потому что не хочется ползать на брюхе — хочется все-таки встать, и отряхнуться, и идти за Христом. Так что держитесь!
* Проповедь после Божественной литургии 3.03.2024 года, в Неделю о блудном сыне
11.03.2024