X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Икона Божией Матери «Огневидная»

Икона Божией Матери Огневидная

23 февраля — память иконы Божией Матери «Огневидная»

Древний византийский образ, упоминаемый с 598 года и именуемый «Кафрептис» — «Зерцало», в русском изводе известный как «Огневидная» икона Пресвятой Богородицы, получил распространение в Русской Церкви только в XVIII веке. Русское название образа связано с огненно-красными оттенками, в которых выполнены лик и одежды Божией Матери. По другому мнению, на Руси название иконе дали слова пятой песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай». При написании русских списков иконы в подавляющем большинстве случаев использовался извод, на котором Богоматерь развернута влево, то есть является зеркальным отражением византийского оригинала. Это можно объяснить использованием русским иконописцем образца, снятого в технике «на отлип» с одного из списков святыни (как в случае с Ватопедской иконой Божией Матери).

Чудотворный образ Богородицы «Кафрептис» пребывает в афонском монастыре Симонопетра. По преданию, он был обретен на Святой Горе 23 февраля 845 года. Сказание об иконе повествует, что, когда в IX веке император-иконоборец Феофил бросил икону вместе с прочими в огонь, было явлено чудо: икона не сгорела, а лишь обуглилась, а лик и облачение Божией Матери стали красного — «огненного» цвета.

 

Чудотворный образ Богородицы

Чудотворный образ Богородицы «Кафрептис» монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон

Наиболее раннее изображение Божией Матери «Огневидной» в русской иконописи находится на раме Владимирской иконы Божией Матери со сводом богородичных икон (1722, московский иконописец И. Дорофеев; частное собрание) из церкви апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице в Москве. Лик и мафорий Богоматери переданы одинаковым ярко-красным цветом. Позднее изображения Огневидной Божией Матери встречаются как на иконах-сводах, так и в виде самостоятельных произведений.

 

Монастырь Симонопетра Святая Гора Афон

Монастырь Симонопетра, Святая Гора Афон

Еще в VI столетии легендарный поэт и песнописец Средневековья Роман Сладкопевец воспел Пресвятую Деву как «зарю таинственного дня». Икону Божией Матери «Огневидная» можно считать олицетворением эпитетов Богородицы: образ неопалимости и огневидности. Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Также можно прообраз неопалимой купины осмысливать как указание на чистоту Пресвятой Девы: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси» (догматик 2-го гласа). В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая». И если не опалил огнь божества «девичьей утробы» Марии, то тем более не опалил лика иконы «Кафрептис» и земной огонь, разожженный безумием и тьмой неведения:

«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими:

Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света.

Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая.

Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение…»

(Икос 11 акафиста Пресвятой Богородице)

Эпитет Богородицы в византийском акафисте — первом песнопении в Ее честь (VI–VII вв.) перекликается с акафистами чудотворным иконам Богородицы: «Радуйся, огнь Божества неопально во чреве Твоем вместившая» («Троеручице); «Заченшая неопально огнь Божественный» («Тихвинской»); «Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго; радуйся, светоносная ложнице серафимы Повелевающаго» (иконе «Неопалимая Купина»). Поскольку Церковь еще не составила отдельного молитвословия перед иконой Божией Матери «Огневидная», обратимся к Пречистой Деве словами общеизвестной молитвы:

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего, и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен: и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя: яко благословенна еси от всех родов, и славится Пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Просмотр «Богоматерь Огневидная: особенности иконографии и живописи в культуре Ветки» | Искусство Евразии (eurasia-art.ru)
  2. Н. И. Комашко. Огневидная икона Божией Матери. Православная энциклопедия (26 мая 2023). Дата обращения: 22 сентября 2023.
  3. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в Православной Церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866.
 

23.02.2024

Просмотров: 814
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать