Житие старца Оптинского Анатолия (Зерцалова) (ч. 2)
Полнота Даров Святого Духа
Отец Анатолий обладал дарами прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Он предвидел смерть своих духовных чад, болезни и испытания и осторожно предупреждал о них.
Одной девушке он приоткрыл свое знание о скорой ее смерти, а инокине предрек болезнь ног, и немало было похожих ситуаций. Известна история с девушкой, от которой отвернулись родные, узнав, что она осталась в монастыре. Приезжала мать, увещевала свою дочь, но, поняв, что обратного пути нет, уехала, не простившись. Огорченная, девушка пошла к батюшке Анатолию, сидела и ждала в приемной, когда он освободится. И вдруг услыхала голос, певший: …отец мой и мать моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26: 10). Дверь отворилась, и вышел преподобный Анатолий в необыкновенной радости. Несомненно, он знал, что произошло, что было на сердце у девушки, и словами псалма выразил ей свое утешение.
Глядя на портреты старца, можно увидеть, что даже во внешности его отражалась духовная высота. Был он прост, добр и доверчив, собрав таким образом качества характера смиренного человека.
Отец Амвросий говорил о нем так: «Это израильтянин, в нем же лести нет» (ср.: Ин. 1: 47).
Келейник отца Варсонофия Никон (Беляев) записал его слова об отце Анатолии: «Он любил Бога, как только можно Его любить. И это чувствовалось всякому, кто к нему приходил. Врагов у него не было, он всех любил, даже тех, которые его не любили: он их как бы более любил, чем других».
Отец Никон (Беляев)
Философ Константин Леонтьев, восхищаясь мудростью старца Амвросия, писал: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, — огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно. Понимает прекрасно (по-моему, лучше отца Амвросия) теоретические вопросы».
Отец Анатолий не переносил лести и сам был прям и прост в своих высказываниях и отношениях с людьми, чем напоминал старца Льва, которому подражал.
Невозможно описать доброту и любовь отца Анатолия к ближним — он душу готов был положить за других. Много терпел от людей, но никогда не боялся, что про него скажут дурное, а радовался, когда слышал что невыгодное, твердил: «Видел бы Бог правду». Иногда он говорил: «Мне всё равно, что про меня скажут, правда выше всего. У святого Макария Египетского сказано, что он двенадцать лет просил у Бога даровать ему простоту, а я семнадцать лет просил и не могу ради людских мнений поступаться ею».
Все преподобному Анатолию были родные и близкие, сердце его горело Христовой любовью.
Служа литургию после аккуратного, тщательного приготовления, будучи уже в преклонных летах, он стоял на Херувимской с воздетыми руками и, казалось, уже находится в неземной обители.
Он воспитал своим трепетным и в то же время твердым окормлением великих старцев Оптиной пустыни последних лет перед революционной катастрофой — схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария.
Скорби
10 октября 1891 года не стало старца Амвросия. Его горячо оплакивала вся Россия, но особенно горевала основанная им община женской обители. В Шамордино было более 300 сестер, в приюте жило 50 девочек, работали богадельня и больница. Настоятельница матушка Евфросиния перед самой кончиной старца Амвросия ослепла, но выполняла волю преподобного и не отказывалась от управления обителью.
Епископом Калужским и Боровским Виталием (Иосифовым) были запрещены всякие сношения между Оптиной и Шамордино, осиротевшая община лишилась всякой поддержки.
Всё это отразилось на здоровье отца Анатолия. Потеря старца, лишение возможности видеть и поддерживать осиротевших шамординских сестер причиняли ему скорбь. Он не был здоровым человеком, прожив непростую монашескую жизнь, страдая головными болями более 30 лет. Боль утраты и перемен подкосила его. Простившись со старцем Амвросием, старец Анатолий ослабел здоровьем еще больше и через три года почил.
Последние встречи
В конце 1892 года преподобный Анатолий отправился в Петербург и посетил Кронштадт, где встретился со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Вместе с отцом Иоанном старец Анатолий 10 октября служил в память преподобного Амвросия. После службы два великих подвижника, имеющие друг к другу необыкновенное взаимное уважение, с радостью побеседовали. Старец Варсонофий вспоминал, что, когда началась литургия, отец Иоанн увидел двух ангелов, сослужащих отцу Анатолию…
Праведный Иоанн Кронштадтский
Через некоторое время сестрам Шамординского монастыря позволено было вновь вернуться к духовному руководству оптинских старцев. Отец Анатолий возобновил свои поездки в Шамордино. Они были взаимным утешением для него и его духовных детей.
Когда отец Анатолий почувствовал, что силы его начинают оставлять, он еще раз посетил Шамордино, помолился перед иконой Казанской Божией Матери, послужил на могилке матушки Софии, каждую сестру благословил и ободрил утешением и лаской. Земные дни подвижника шли к своему завершению.
Болезнь
У преподобного Анатолия была настолько сострадательная душа, что, если он вникал в чье-нибудь горе, в волнении и сопереживании доходил до сильной головной боли. А потом начало болеть и сердце, развился недуг… Врачи рекомендовали ему лечиться, советовали прогулки на свежем воздухе.
Ноги старца отекали, перестали входить в обувь — прогулки пришлось прекратить. С терпением, смиренно переносил старец свои недуги.
15 декабря 1893 года он тайно принял схиму. Об этом знали только его духовник отец Геронтий да несколько близких лиц. Отец Анатолий стал иеросхимонахом.
С этого времени начался его медленный уход. Однако в дни памяти своих любимых наставников старцев Макария и Амвросия — 7 сентября и 10 октября — силы вновь прибывали и давали больному старцу возможность послужить. В последние три месяца жизни он не вставал с кресла. Отец Анатолий часто приобщался Святых Христовых Таин, к нему приносили разные чудотворные иконы, отец Иоанн Кронштадтский прислал утешительную телеграмму.
Преподобный Макарий Оптинский
В дни недуга старцу читали Святое Евангелие, особенно 14 и 15 главы Евангелия от Иоанна, что приносило ему некоторое успокоение. Святого апостола Иоанна, Григория Богослова, Архистратига Михаила и святую великомученицу Варвару старец особенно чтил, призывал их и в дни болезни. Молился и древним подвижникам Антонию и Пахомию Великим. С молитвенным благоговением вспоминал оптинских старцев Льва, Макария, Амвросия, Моисея и Антония, а также матушку Софию и многих других, с кем прошла большая и важнейшая часть его жизни.
Епископ Калужский и Боровский Анатолий (Станкевич) благословил шамординских сестер ухаживать за больным старцем. Однажды сестры сказали ему: «Вот мы молимся о Вашем здоровье, но Господь нас не слышит». Старец ответил: «Может ли быть, чтобы солнце не освещало, вода не освежала, огонь не согревал; а Господь в тысячу раз светлее всякого солнца; Он слышит вашу молитву, но творит угодное Ему».
За полтора месяца до своего ухода отец Анатолий благословил Шамордино иконою Знамения Божией Матери. Молодую обитель он вручил попечению Пречистой.
Рождество Христово проходило грустно. Старец не поднялся с постели. На Крещение он увидел в окно, как идут монахи в церковь, и печально сказал: «Вот чада Божии идут в храм, а я, грешный, сижу дома, ни себе ни людям».
До последних дней старец утешал и наставлял своих духовных чад, среди которых были и миряне, и иноки других обителей.
«Готово сердце мое…»
Тем поздним вечером батюшка попросил внести стол, положить на него крест, поставить зажженные свечи и принести кадило. Когда всё было выполнено, запел: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» И всех батюшка попросил петь и кадить кругом. Потом благословил всё окропить крещенской водой. Когда все помолились и ушли, больной будто задремал, склонив голову. Вдруг он поднял голову и руки, как делает священник, служащий в алтаре во время пения Херувимской, и воскликнул: «О, Троице!» Взгляд его был устремлен вверх…
В понедельник 24 января отцу Анатолию сделалось настолько плохо, что он почти не открывал глаз, тяжело вздыхал. Слышно было, что он творит Иисусову молитву. До самой смерти не оставлял он Иисусову молитву, шептал ее немеющими устами. Иногда стоящие рядом слышали слова: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое».
После полуночи старец с особенным благоговением приобщился Христовых Таин и вновь впал в забытье. Кто-то тихонько сказал, что пришло время читать отходную… Умирающий сам сотворил начало: «Благословен Бог наш…» Собравшиеся у одра монахи тихо читали отходную, дыхание старца становилось всё реже, и настал час — он трижды глубоко вздохнул и мирно почил о Господе. Было это в 4:20 во вторник 25 января 1894 года, на семидесятом году его жизни.
В 1996 году преподобный Анатолий старший (Зерцалов) причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Анатолия покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Оптина пустынь
Уроки преподобного Анатолия о старческом окормлении
Отец Анатолий нередко говорил, что дня не мог прожить, не видя старца, не открывая ему своих помыслов. Старческое окормление он ставил выше иночества. Он советовал чаще и чище каяться, постоянно приносить сердечное покаяние Господу и ничего не скрывать от духовного отца. «Люблю тех, кто всё откровенно говорит о себе. Враг не может ничего посеять там, где всё открывается духовному отцу», — говорил старец.
Смирение, столь нужное для спасения, по словам старца, берет начало в открытии помыслов и сокрушении о собственной греховности. Не слушающие советов старца не имеют мира душевного.
Как сильна молитва за свое чадо, старец Анатолий однажды дал понять своей духовной дочери, приведя пример из Патерика: «Один брат, погрязший в грехах, стал умирать. Игумен с братией стал молиться за него. И видит видение: громадный змей всасывает этого брата, но не может всосать, потому что отец за него молится. Но брату этому так томно от этого душевного и телесного томления, что он сам уже умоляет отца своего, чтобы он не молился. Пусть, говорит, уж лучше поглотит меня змий, только не томи меня. Не есть ли безумие: будто в утробе змия лучше, чем наполовину втянутому в пасть! Но старец не внял его мольбе, а продолжал молиться и высвободил брата от пасти змия».
Наставления о молитве
Сам преподобный Амвросий говорил о силе молитвы старца Анатолия: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Старец Анатолий часто напоминал о том, что Иисусова молитва необходима постоянная для чистоты сердца. Этому учил своих чад и сам был внимательным делателем молитвы Иисусовой. «Я буду тебе гостинцев давать, только читай непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» — так своеобразно увещевал он сестер. Отец духовный знал, что глубины и таинственной силы этой молитвы им по молодости и неопытности не понять, но старался приучить юных послушниц постоянно пребывать в молитвенном состоянии.
Одна инокиня пожаловалась, что у нее плохое зрение и трудно читать молитвы. Отец Анатолий сказал: «Читай молитву Иисусову и спасешься». Советовал читать молитву Иисусову тем, кто особенно занят послушаниями, вместо правила.
А вот что вспоминала другая инокиня: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было пятнадцать лет, доктора нашли у меня порок сердца и горловую чахотку и сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать. Батюшка сказал мне: "Читай, как можешь, и сидя, и лежа, молитву Иисусову, и всё пройдет". Так я и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. И с тех пор прошло двадцать три года, и я живу и послушание несу по силам, и по келлии делаю всё для себя, хотя и не имею большого здоровья, но прежде не могла и по келлии ходить». «Надо молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость», — учил отец Анатолий.
Церковь — земное небо
Отец Анатолий своих духовных детей наставлял, как вести себя в храме: «В церкви стой как ангел, не разговаривай и не оглядывайся, потому что церковь есть земное Небо. Идя из церкви, читай "Богородице Дево, радуйся…" и ни с кем не заговаривай, а то будешь подобна сосуду, который был полон, да дорогой расплескался. Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову. Когда идешь приобщаться, то в эту обедню особенно смотри за собой, ни с кем не говори и никуда не обращай своих помыслов. Иди к Чаше со спокойной душой, призывая молитвы своего духовного отца. Бойся в храме смутить чью-нибудь душу; ты идешь просить милости у Бога и в Его же храме оскорбляешь своего ближнего».
Но несмотря на такое внимание к строгому выполнению уставного богослужения, старец Анатолий не одобрял рвения в идеальном выполнении всех правил тех, кто несет тяжелые послушания. Он видел в таком стремлении зачатки духовной гордости.
О терпении
Одна духовная дочь жаловалась старцу Анатолию, что ее невзлюбила начальница. В ответ она услышала: «Думаю, не Пелагея, так Акулина или Арина, а мозолить тебя будут. И ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный — терпение».
А в ответ на просьбу одной из сестер научить ее терпению сказал: «Ты, матушка, просишь научить тебя терпению… Чудная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди — сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, самим естеством способности терпеть — ты просишь у меня урока теоретического терпения… Терпи всё находящее — и спасешься!»
Насельница обители пожаловалась батюшке на соседку по келлии, мол, трудно с ней ужиться из-за дурного характера. А также сокрушалась, что ее мучают блудные помыслы, просила совета, как с ними справиться.
Отец Анатолий ответил ей так: «Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобой соседку и на блудную страсть. Несмысленная ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленная ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощной сестре! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься!»
Наставляя чад в терпении, старец говорил: «Возьми камень, бей его, хвали — он будет молчать. Так и ты будь в оскорблениях».
О внутреннем настроении души
Одна сестра при пении на службе «Твоя песнословцы, Богородице…» подумала, что только певчие спасутся. А она — не певчая, значит, останется без спасения. Огорченная, она направилась к старцу. Он трижды спросил ее: «Ты поешь?» Она трижды ответила «Нет, батюшка». Тогда он указал на сердце со словами: «Вот то-то и дело, что тут-то не поется». И добавил, что важнее всего в молитве внутреннее настроение души.
В скорби и слезах пришла сестра к отцу Анатолию: «Ах, зачем я пошла в монастырь?» И вот что она услышала: «Если б в миру знали, как трудно жить в монастыре, то хотя бы их палкой били, не пошли бы в монастырь, лучше бы босые ходили, да в миру; а если б знали, какая награда монашествующим на небе, все бы бросили и ушли в монастырь».
Письма и поучения
Читая поучения отца Анатолия в многочисленных сборниках, невозможно не заметить, как они актуальны и сегодня. И как внимателен был батюшка к людям разных сословий, возрастов и духовных уровней!
Вот как с добрым юмором поддерживает он 20-летнюю девушку: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей — несмотря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более двадцати лет, — но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет».
Зрелую и достигшую каких-то результатов душу удерживает от самомнения: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и исчисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда».
Старенькую монахиню жалеет и утешает, объясняя, что немощной, ей и в келлии можно молиться, и лежа, и попросить у матушки отпустить с послушания, когда оставляют силы.
Бережно обращался батюшка с девицами, встретившими в монастыре тяготы и скорби. Сочувствуя им, он всё же указывает на высоту их призвания: «Венец девства есть высшая христианская добродетель, она есть красота и венец Церкви… Святитель Димитрий Ростовский учит: "Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел"».
И еще: «Не унывай, уныние — главный враг монашествующих; пусть сейчас труд нелегок, а доля монашек ужасно высока, оттого она и тяжела здесь».
В поучениях старца Анатолия есть немало полезного для мирян. Вот, например, о том, как важно прощение: «Всё терпи — будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться — мир потеряешь, а с ним и спасение».
О том, как нужно молиться: «Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие».
Множество бесценных советов можно найти в письмах старца Анатолия. Все они выросли из жизненного опыта и любви к людям и Богу. Каждого касаются слова его утешения: «Всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза; но всё же радость всеобщая будет так велика, что мы только, глядя на ближних, будем утешаться и веселиться. Так хороши там будут все страдавшие здесь».
Святый преподобный отче Анатолие, моли Бога о нас!
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Житие старца Оптинского Анатолия (Зерцалова) (ч. 1)>>
08.02.2024