Навечерие Рождества Христова
«Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления».
(Тропарь 3-й на девятом часе Навечерия Рождества, глас 6)
Преддверие Рождества Христова, навечерие или сочельник. Последний из сорока дней, отведенных для приготовления души к прикосновению к тайне Боговоплощения…
Издревле на Руси 6 января было особо отмечено и в богослужении, и в народной традиции. Молитвенный труд сочетался с бытовыми хлопотами, связанными с приготовлением к великому празднику.
Сюжеты, связанные с преддверием Рождества, нередко вдохновляли отечественных художников, писателей и композиторов. Вот, например, как пишет о празднике И.С. Шмелев в своем романе «Лето Господне»:
«Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. <…> Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. <…> Морозная Россия, а… тепло!..
Сочельник, С.Ф. Колесников (1879–1955)
В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы*… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд всё больше. <…> В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках.
Елочный торг. Г.М. Манизер (1847–1925). Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних…»
В навечерие Рождества Христова богослужение совершается по особому чину. Читаются царские часы, изобразительны. Часы называются «царскими», так как в Византийской империи за этим богослужением обыкновенно присутствовал император и оно оканчивалось многолетием самодержцу и патриарху. Особенность царских часов в том, что обычную для часов структуру дополняют стихиры, паремии, прокимены, а также чтения апостольских посланий и Евангелия. Если сочельник не выпадает на среду или пятницу, вслед за царскими часами служится вечерня с чтением восьми паремий, раскрывающих суть праздника Рождества Христова. По вечерне совершается Божественная литургия святителя Василия Великого. За богослужением этого дня впервые звучит тропарь праздника «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…»: по окончании Божественной литургии священнослужители выходят на середину храма и перед иконой Рождества Христова совершают славление — поют рождественские тропарь и кондак.
Навечерие
Если навечерие случится в субботу или в воскресный день, то вышеперечисленные службы распределяются по трем дням: царские часы и изобразительны читаются в пятницу и Божественная литургия в этот день не совершается. В сочельник служится литургия святителя Иоанна Златоуста и после нее отдельно совершается великая вечерня. В сам праздник Рождества Христова служат литургию святителя Василия Великого.
Богослужение этого дня отражает трепетное стремление человеческой души войти в великую тайну Рождества Христова, созерцать Боговоплощение и непостижимое и страшное умаление Божества. Бог, будучи Невещественным, Бестелесным, Всесовершенным и Всесвятым Духом, обретает человеческую плоть… Он становится беззащитным малым Младенцем, ибо Он возлюбил этот мир, возлюбил до конца (см.: Ин. 13: 1). Господь не боится этого умаления: Христос совершает эту тайну, для того чтобы открыть человеку, что Он желает его спасения. Не случайно Бог становится Младенцем, Которого Ирод ищет умертвить с первых же дней (см.: Мф. 2: 1–3). В этой младенческой беззащитности явлена непостижимая Божественная Любовь.
Это и образ христианской души, которая рождается в вечную жизнь и становится сопричастницей Тела Христова, и встает в Его воинство. Но она уже не безоружна и не беспомощна, потому что ей дана сила Христа Спасителя: Его мужество, Его смирение, Его кротость, Его непостижимая любовь, в которые душа облекается и во всеоружии Божием становится способной выступить на брань с лежащем во зле миром сим и его князем.
В этот день, в преддверии Христова Рождества, предстоя пред Его вертепом и приникая к Его яслям, мы не только поражаемся и умиляемся чудному Богомладенцу Христу, но и видим Его мужество, силу и смирение как великого Мужа, Который выходит на брань с силами зла, с силой преисподней, чтобы явиться Победителем ради любви к человеку, ради его спасения. И в этих яслях мы видим преддверие и возможность нашего спасения, которую дарует нам Христос в Своем Рождестве, возможность обновления и причастия в жизнь вечную в Нем, нашем Божественном Спасителе и Искупителе, рождающемся ныне в Вифлееме.
«До первой звезды»
В преддверии праздника Рождества Христова Святая Церковь предлагает нам богатую духовную пищу, чтобы мы, питаясь, размышляя, занимаясь богомыслием, могли открыться великой духовной радости и встретить пришедшего в мир Спасителя.
«Сочельник становится дверью, которая вводит молящихся в праздник Рождества Христова. <…> Бытовая сторона Рождественского сочельника — это праздничная уборка, приготовление пищи, праздничных угощений. Даже само слово «сочельник», скорее всего, связано с тем или иным блюдом, которое традиционно готовили на этот последний день Рождественского поста», — пишет иеромонах Макарий (Маркиш).
В Типиконе, когда навечерие случается в субботу или Неделю (воскресенье), дается указание о вкушении сочива на вечерней трапезе. Это частное указание стало причиной того, что в обиходе день 6 января называют «сочельником». В Рождественский сочельник трапеза по уставу предписана один раз после вечерни, которая в современных условиях часто совершается вместе с остальным богослужением навечерия в первой половине дня. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти».
В сочельник многие православные христиане сохраняют благочестивый обычай не вкушать пищу до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Спасителя мира Господа Иисуса Христа.
Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые, чтобы не оскверняться от языческой идоложертвенной трапезы (см.: Дан. 1: 8), питались от семян земных. Можно также вспомнить слова Евангелия о Царстве Небесном, уподобляемом зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (ср.: Мф. 13: 31–36).
Сочиво — это размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса. На практике обычно варят кашу из цельных зерен указанных культур или из риса: из 1 стакана зерен пшеницы варят рассыпчатую постную кашу, охлаждают. Отдельно растирают 100 г мака до получения макового молочка, добавляют 1–3 столовых ложки меда, всё перемешивают и добавляют к пшенице. В конце добавляют 100 г толченых ядер грецких орехов.
Сочиво и взвар из груши и шепталы
Остается всего один день до великого праздника, а душа еще преуготовляется. Чем встретить грядущего Христа? Можно встретить Его примирившимся с ближними и дальними — туда, где мир и лад, приходит Господь и приносит Свою благодать. А можно сделать еще одно усилие и, сокрушаясь о себе, попросить милости у Бога, вынести на свет исповеди мучащую нечистоту, и в сердце, стремящемся очиститься от скотских проявлений, может возлечь, как 2000 лет назад в вифлеемских яслях, родившийся младенец Христос.
«Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ».
(Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
--------------
*Персики или абрикосы, сушеные с косточкой.
При подготовке использовались материалы:
- Скабалланович М., проф. (ред.) Христианские праздники. Кн. «4». Рождество Христово. Киев, 1916. С. 28.
- Проповедь в Рождественский сочельник. Проповеди на подворье Оптиной пустыни (optina.ru)
- Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) (azbyka.ru)
- Проповедь архим. Илии (Рейзмира) в Рождественский сочельник (xn--b1aecn0aafbh.xn--p1ai)
- Проповедь в Рождественский сочельник | Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого (inmil.ru)
05.01.2024