Крещение Господне
Крещение Господне является одним из двунадесятых праздников Православной Церкви. Этот день имеет также второе название — Богоявление, потому что при Крещении Иисуса Христа впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям.
Евангелие о Крещении Господнем
Событие Крещения Господня описано во всех четырех Евангелиях (Мф. 3: 13‒17; Мк. 1: 9‒11; Лк. 3: 21‒23; Ин. 1: 33, 34).
Последний пророк Ветхого Завета Иоанн, называемый Предтечей, пришел к берегу реки Иордан, в которой иудеи обычно совершали религиозные омовения. Будущий пророк вырос в пустыне, вел аскетичную жизнь, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким медом. Господь призвал его из пустыни для проповеди еврейскому народу. Здесь, на Иордане, он начал говорить людям о покаянии и крещении во оставление грехов. Тех, кто каялся в своих согрешениях, он крестил в иорданских водах. Это еще не было то таинство Крещения, каким мы его знаем сегодня, а был лишь прообраз будущего таинства — духовное приготовление к принятию Крещения водой и Духом в будущем.
И вот к водам Иордана пришел тридцатилетний Иисус Христос, Который сказал святому Иоанну крестить Его. Изумленный пророк, узнавший по откровению свыше, что перед ним стоит Сын Божий, ответил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но Спаситель сказал: так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 15). Таким образом Христос показал людям пример смирения и послушания Богу. Тогда Иоанн совершил Крещение Спасителя, в момент которого была явлена Пресвятая Троица: Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а голос Бога Отца говорил с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 17).
После Крещения Спаситель удалился в пустыню для приготовления к Своему служению — открытой проповеди Евангелия.
История появления праздника
Крещение Господне как празднуемое событие упоминается уже в «Апостольских постановлениях и правилах». Но в самом начале Крещение и Рождество Христово были одним праздником — Богоявлением. Примерно с конца IV века Крещение становится отдельным праздником, хотя в богослужении и сейчас можно увидеть некоторое единство этих дней — оба праздника предваряются сочельником (строго постным днем).
В первые века христианства на праздник Богоявления существовала традиция крестить новообращенных (оглашенных), и этот день называли «днем Просвещения» или «праздником Светов» в знак того, что таинство Крещения очищает от греха и просвещает Светом Христовым. Со второй половины V века праздник Крещения уже отмечают как отдельный, а слово «Богоявление» становится его синонимом, не касаясь уже праздника Рождества.
Богослужебные особенности на Крещение
Праздник имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — дни перед большими праздниками, в богослужения которых уже входят молитвословия, посвященные празднику. Попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника Богоявления совершается 27 января по новому стилю — последний день праздника, отмечаемый особым, более торжественным, богослужением.
Поста в сам праздник Крещения нет. Но накануне, в Крещенский сочельник, как уже говорилось, надлежит строгий пост. В этот день принято готовить особое блюдо, сочиво — смесь из пшеницы или риса с медом и изюмом.
В этот день было принято освящать воду в водоемах. Изначально это происходило только в полночь. В X веке водосвятие было перенесено с полуночи на навечерие. Но в нашей Церкви существует традиция освящать воду во второй раз, хотя изначально это касалось только Иерусалимской Церкви. Там второе освящение воды совершали в память о Крещении Самого Спасителя, и верующие выходили для водосвятия на реку Иордан. Постепенно эта традиция распространилась на весь православный мир. Накануне праздника, 18 января, в Крещенский сочельник совершается чин великого освящения воды, который также называется Великой агиасмой. Второй раз воду освящают на Божественной литургии — в день Богоявления, 19 января.
Облачение духовенства в день Богоявления состоит из белых риз.
Народные традиции праздника
Второе освящение воды во многих церквях принято совершать в любом водоеме. На Руси во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с символичным голубем изо льда. После литургии в день Крещения люди шли к такой проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая Божие благословение, после чего все сельчане набирали из проруби святую воду. Многие окунались.
Святая крещенская вода
В день Богоявления христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно храня ее как святыню, принимая в болезнях и немощи. По традиции, крещенскую воду пьют натощак, благоговейно и с молитвой.
Святая вода — по-гречески «агиасма» — «святыня». Мы окунаемся в нее в таинстве Крещения, трижды погружаемые в купель. Она обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди давал людям пить богоявленской воды. Преподобный Оптинский старец Амвросий смертельно больному человеку отправил однажды емкость со святой водой — и неизлечимая болезнь отошла от страждущего. Святой Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять пищу крещенской водой.
«Вода имеет образ смерти, принимающей тело для погребения, а Дух вливает животворящую силу, обновляющую жизнь души нашей от смерти греховной в первозданную жизнь…», — писал о Крещении святитель Василий Великий.
«Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо апостол говорит: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8: 9). Если кто не родится водою и Духом, тот не может видеть Царствия Божия», — отмечал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Молитвы праздника
Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Материал подготовлен редакцией obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
19.01.2024