«Ибо Той победит враги» (часть 1)
О Богородичных догматиках
На классической иконе Рождества Христова в центре изображается Божья Матерь. И сам праздник нераздельно связан с почитанием Родившей Сына Божьего в зимней пещере Вифлеема.
Подготовка к празднику Рождества может стать более основательной и духовной, если мы обратим особое внимание на одно из, казалось бы, привычных песнопений, которое звучит в храме на каждом воскресном всенощном бдении. Его поют в первой половине службы после стихир на «Господи, воззвах». Называется песнопение «догматик». Такое название присвоено ему потому, что в нем содержится догмат о Боговоплощении. Для чего и от Кого, и как родился на земле Бог? Православно, то есть правильно, верующему человеку важно знать четкий ответ на эти вопросы. Тема Рождества Христова настолько важна, что целый год мы вспоминаем об этом событии в любой воскресный день благодаря догматикам.
Глас 1
Богородичен догматик:
Всеми́рную сла́ву / от челове́к прозя́бшую / и Влады́ку ро́ждшую, / Небе́сную дверь / воспои́м, Мари́ю Де́ву, / Безпло́тных песнь и ве́рных удобре́ние: / Сия́ бо яви́ся не́бо и храм Божества́; / Сия́ прегражде́ние вражды́ разруши́вши, / мир введе́ и Ца́рствие отве́рзе. / Сию́ у́бо иму́ще ве́ры утвержде́ние, / Побо́рника и́мамы из Нея́ ро́ждшагося Го́спода. / Дерза́йте у́бо, дерза́йте, лю́дие Бо́жии, / и́бо Той победи́т враги́, / я́ко Всеси́лен.
В наше время догматиками называют восемь песнопений по числу гласов (раньше считали таковыми и другие воскресные Богородичные песнопения). Автор их — знаменитый составитель Осмогласия (Октоиха) преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.).
«Славу всего мира, происшедшую от людей и родившую Владыку, Небесную дверь воспоем, Марию Деву…» Действительно, Матерь Божия — слава всего человечества. Будучи такой же, как мы, по природе, как бы выросшая (прозя́бшая) на поле человеческого рода благоуханным и дивным цветком, Она удостоилась родить Владыку Бога и тем самым открыла дверь на небо, через которую в наш мир вошел Христос Бог.
«Высочайший предмет воспевания Бесплотных Ангельских Сил и украшение истинно верующих, ведь Она одновременно явилась небом и храмом Божества…» Когда мы слышим и произносим на каждой службе слова «Честнейшую Херувим», то тем самым признаем величие Божией Матери. Честь и слава, воссылаемые Ей нами, более высокие, чем имеют даже Херувимы и Серафимы — высочайшие Ангельские Силы, предстоящие пред Самим Богом. А если уподобить весь человеческий род зеленеющему весеннему полю, то Пресвятая Богородица — уникальный и неповторимый, необыкновенно красивый и неувядающий цветок на нем. Почему Она названа Небом? Но разве не по небу движется источник света — солнце, дающее жизнь всему сущему? В нашем понимании — это Солнце Правды Христос Бог наш, как поется в Рождественских гимнах. А почему Храмом, понятно, ведь храм — место особого присутствия Бога на земле, место, куда Церковь призывает всех людей для встречи с Живым Богом в совместной молитве и таинствах.
«Она, разрушив преграду вражды, мир водворила и Царство отверзла…» Вот уже много тысячелетий между Богом и человеком утверждена стена, но две тысячи лет назад появилась возможность каждому из людей преодолеть это разделение. К сожалению, не все этого хотят. Кому-то грех, страсти, духовная слепота не позволяют приобщиться к тайне спасения. Но верующие во Христа, особенно православные христиане, верующие согласно учению святых отцов, апостолов и Самого Господа, призваны подвигом жизни и страдания за любовь Божию приобщиться к делу, которое осуществил Подвигоположник Христос, и, совместно с Богом, разрушить эту стену! А за ней человеку открывается непостижимый мир души, основанный на примирении с Богом и общении с Ним. Это по сути и есть вход в Царство Небесное, где уготованы вечные обители тем, кто жизнью своей возлюбил Бога.
«Ее имея в качестве опоры веры, Защитника приобретаем — от Нее родившегося Господа…» Важный момент: нужно правильно определиться, Кем является Матерь Божья для нас? Самоценным источником Спасения, как считают католики? Обычным человеком, не достойным прославления и почитания, как думают многие протестанты? Нет, Она — опора, или, лучше сказать, фундамент нашей веры. Можете себе представить надежное, красивое здание без фундамента? Так и вера в Воплотившегося Бога без почитания Той, через Кого Ему передалась человеческая — наша с вами — природа, не является полноценной и вполне спасительной. В ней нет опоры, признания одинаково ценного для Спасения соединения двух естеств (природ) в Сыне Божием — Божественной и человеческой. Человеческая природа не есть нечто падшее и не достойное внимания! Это образ и подобие Божии, замутненные, искаженные нами, людьми, те самые, которые Божия Матерь, в противоположность многовековому воздействию мира, как драгоценнейший дар чистоты и святости приносит Богу от лица всего человечества. Приносит, чтобы их освятило присутствие Самого Бога для возможности спасения всех, кто прикоснулся к этой тайне! А для причастников тайны Бог становится Защитником от греха, проклятия и смерти. Он отметает их Своим схождением во ад и, как Озаряющий темноту, напрочь прогоняет всякую нечисть и нечистоту из души и тела человека, рассеивает их как ночь перед восходом солнца, становясь вечным светом Горнего Иерусалима.
«Дерзайте, стойте в вере, люди Божьи, ведь Он победит всех врагов, ибо Всемогущий!» Не случайно людям посылаются испытания в жизни, не случайно путь из прекрасных роз усеян шипами. Вера познается через дерзновение. Ты делаешь поворот к вере в своей рассеянной жизни? Становишься по призванию на путь героев веры? Это может быть путь противостояния человеческой злобе, одиночеству, непониманию окружающих, скорбям и болезням. Скромный труженик на ниве Христовой — учитель, врач, администратор, пенсионер, обремененный немощами, мать и отец, борющиеся за спасение семьи и детей, инвалид, каждый день смотрящий в вечность, — все мы становимся героями, если только крест, возложенный Богом, терпеливо несем до конца. Тогда Он с нами, Он защищает нас, слабых, но становящихся непобедимыми Его силой. Ведь Он — Всесилен!
Глас 2
Богородичен догматик:
Пре́йде сень зако́нная, / благода́ти прише́дши: / я́коже бо купина́ не сгара́ше опаля́ема, / та́ко Де́ва родила́ еси́ / и Де́ва пребыла́ еси́. / Вме́сто столпа́ о́гненнаго / пра́ведное возсия́ Со́лнце, / вме́сто Моисе́я, / Христо́с, спасе́ние душ на́ших.
«Прошла, исчезла закона тень, когда явилась Благодать…» Важнейший вопрос о Боговоплощении: в каком соотношении по степени важности стали теперь, с началом Новой Эры, события Ветхого и Нового Заветов? Одно уступило другому, старое — новому, и, следовательно, о старом, ветхозаветном, теперь можно забыть? Но разве десять заповедей Моисея как закон отношения к Богу и закон человеческого общежития потеряли актуальность в наши дни? «Прошла тень закона» не стоит понимать лишь в том смысле, что закон был тенью, мешающей свету. События Ветхого Завета, все книги Библии, составленные до Рождества Христова, можно и нужно изучать и познавать Священное Писание, наполняя каждое событие и слова пророков новым содержанием, которое может дать только свет Христов! «Исчезла тень», мешающая нам вполне понимать волю Божию, слова, сказанные через пророков, когда явился Свет Божественной Благодати. Недаром мы и сегодня слышим в храме Божием и Псалтирь, и паремии Ветхого Завета, и многочисленные воспоминания событий из жизни праотцев. Но Ветхий Завет нужно читать при одном естественном условии: чтобы «тень прошла», чтобы понимание Священного Писания для нас уже, насколько возможно, освящалось светом Божественной Истины.
«Ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Дева родила и девою осталась…» Одно из событий Ветхого Завета (см.: Исх. 3: 2, 3), явление Бога пророку Моисею в виде горящей огнем купины (куста), обретает новое значение в Новом Завете. Пресвятую Богородицу мы уподобляем Неопалимой Купине (даже икона такая есть — «Неопалимая Купина»). Почему? Можно ли себе представить горящий куст, который долгое время пылает и не сгорает, не становится углями и золой? Так невозможно вообразить, чтобы Вездесущий Бог, наполняющий Собой весь мир видимый и невидимый, мог уместиться во чреве Девы. Однако так и произошло, чтобы показать всемогущество Бога не только в том, что касается Его величия, но и в том, что касается Его непостижимого смирения. И как из горящего пламени святой Моисей слышал голос Бога, так и Рожденный от Девы по прошествии некоторого времени произнес Божественные слова, будучи Сам по ипостаси Словом Божьим. А то, что Божия Матерь — Приснодева, Церковь многократно утверждает и дорожит этим учением, ибо в нем залог сверхъестественной силы Божией, заграждающей уста насмешников мира и заблуждения еретиков.
«Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды…» Этот столп света шел впереди стана израильтян во время их бегства из Египта (см.: Исх. 13: 21). Для чего был дан израильтянам такой чудесный источник света? Огненный столп позволял им передвигаться не только днем, но и ночью. Благодаря этому беглецам удалось значительно продвинуться к Чермному (Красному) морю, пока египтяне снаряжали вслед за ними погоню. Вот мы читаем об этом событии в книге «Исход» Библии. Но как же снять «тень» не полного понимания, что же на самом деле произошло и не только в этот момент Библейской истории, а по аналогии и во всех других событиях Ветхого Завета? На первый взгляд, мы видим только униженный трехсотлетним рабством еврейский народ, получивший возможность обрести долгожданную свободу. Вот он выходит из Египта, за ним гонится фараон (вернее, его войско)… Вместе с тем в новозаветной традиции «египет» обозначает власть греха, бегство из него — возможность искупления, Моисей и другие пророки — апостолы новозаветного учения, а впереди них, над ними — сам Бог, ведущий Свой народ ко спасению. Солнце правды, Иисус Христос…
«Вместо Моисея — Христос, спасение наших душ». Все пророки говорили от имени Бога. Им была дана такая благодать. И никто из них не дерзал, подобно падшему ангелу, имея необыкновенную силу свыше, назвать себя Богом. Наоборот, чем ближе к Богу, тем смиреннее становился человек-пророк. Даже Моисей, собственноручно принявший заповеди на горе Синай, называется в Библии кротчайшим из всех людей на земле (ср.: Числ. 12: 3). «Кротчайший из всех людей»! Думаю, это сказано не ради красного словца. Когда говорится «вместо Моисея», мы не должны думать, что Христос занял место «следующего пророка». Этим мы как будто «продолжаем» Ветхий Завет. «Вместо Моисея», на мой взгляд, означает «вместо всех пророков вообще», вместо самого принципа ветхозаветного Богообщения, когда пророки пересказывали народу волю Божию. Новым Заветом заканчивается эпоха «тени», и Сам Бог, разгоняя мрак греха, становится источником Спасения. Он ведет Свою Церковь и в Ней каждую душу из «египетского плена» в Землю Обетованную, в Царство верных людей, искренне любящих Его…
Продолжение следует…
06.12.2023