X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Безошибочный путь

старец Ефрем Филофейский

8 декабря 2019 года отошел ко Господу о. Ефрем Филофейский (Мораитис), один из ближайших учеников Иосифа Исихаста. В день памяти старца приводим отрывок из его книги о молитве и трезвении.

«Жизнь идет, покидает нас: годы, месяцы, дни, минуты… Мы видим, как время летит и дает нам понять, что всё кончится — или от старости, или от болезни, или вследствие непредвиденных обстоятельств и происшествий мы умрем. Это может случиться с каждым из нас, и поэтому необходимо быть бдительным, целеустремленным, иметь трезвение и подвизаться. Иметь лейтмотивом стремление к тому, чтобы имя Христово победно воцарилось в нашем сердце. Один святой говорил, что если у человека есть молитва, то по смерти она будет держать бесов на расстоянии.

Мы, несчастные, позволяем нечистым духам влиять на нашу жизнь, и они бросают нас в ров критики, осуждения и превратного представления о людях. Когда это повторяется снова и снова, то порождает в сердце страсти. Через это загрязняется ум, сердце и уста, и мы становимся нечистыми перед Богом. Однако, призывая Христа, мы сосредотачиваемся на достижении нашего единственного и святого предназначения — жить с Богом, стать едиными с Ним, то есть, чтобы пришел Христос со Отцем и Святым Духом и создал обитель в нашем сердце. Он не может создать эту обитель, не может прийти, если мы не призываем Его, если не вспоминаем о Нем, если не прилагаем усилия к памяти Божией.

Нельзя позволять диаволу похищать у нас время. Мы не должны оставлять молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Не можешь умом? Говори устами.

<…>

В жизни всё меняется, всё сомнительно и неопределенно. Сама жизнь наша и всё, что мы имеем, легко может ускользнуть из наших рук. Единственно, что невозможно потерять, — это смерть. Можно много говорить об этой истине. <…> Меня удивляет, что, имея веру в эту великую истину и проповедуя о ней, бывает, я забываю об этом. Думаю: «Ты только погляди, как устроен человек! Если ты об этом забываешь, если это ускользает от твоего внимания, то что можно сказать о человеке, который сам этого не учил, и никто не беседовал с ним об этом?» <…> Забвение — великое зло! Часто оно целиком захватывает нас, и мы становимся людьми без ориентиров, как будто перед нами нет той великой цели, о которой говорилось выше. Поскольку ад и рай приобретается в незначительный момент времени, то зачем медлить?

Вот женщина ведет машину и держит в руке четки. Руль и четки. Почему? Потому что услышала простое учение святых отцов Церкви о том, что необходимо произносить молитву вслух. Одни четки она держит в руке, другие повесила на зеркало заднего вида, еще одни — в кармане, и постоянно повторяет молитву. Ведет машину и шепчет молитву. Часами ведет машину с молитвой на устах. И подумай теперь, что может послужить препятствием для человека? Вот женщина живет в миру, имеет семью, машину, работу, но вместе с тем находится в общении с Богом.

 

афонский старец закат

«Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е»

Нас ожидают трудные времена. Поэтому необходимо напрячь все силы, дабы возросла наша вера. Но как возрастает вера? От слов? Не от слов, а от чувства, от ощущения Христа. Если мы посредством молитвы не почувствуем Христа своим сердцем, то как сможем проповедовать Его? <…> Мы уповаем на благодать Божию, однако необходимо иметь некоторые предпосылки для того, чтобы она действовала. Мы говорим о православной вере, но православная вера не существует без православной жизни. С одной стороны — мы отстаиваем православную веру, догматы и прочее, а с другой — ведем такой расслабленный образ жизни и совершаем такие поступки и грехи, которые не свидетельствуют о нас как о православных христианах. Чтобы бороться за Православие, нужно бороться с самим собой, держать себя в правой вере, противостоя духу времени и свойственной этому времени бездуховности…

Необходимо ни много ни мало разложить всё это по полочкам в своей голове и со всей серьезностью подойти к проблеме. Нужно всё тщательно взвесить, потому что время сокращается, умаляется, и мы уже приближаемся к концу. Что нас ожидает в будущей жизни? Что будет с нами? Сможем ли мы освободиться от смерти, сможем ли миновать ее? Есть ли там какая-то форточка, в которую можно было бы выскользнуть? Нет, ничего там нет! Нет иного пути. Туда, напрямик! Каким бы великим и умным ты ни был, не сможешь избежать этой дороги. Ты пойдешь по ней, ты пройдешь через узкие, низкие, неудобные и мрачные врата, это надо признать.

Будем хранить память смертную и молитву. Если человек имеет память смерти с молитвой в духе смирения, то благодатью Божией он безошибочно шествует по пути жизни. Что это значит? То, что упомянутые духовные средства (молитва и память смертная) оживотворяют и оздоравливают душу. В чем состоит здоровье души? В чистоте сердца. Но как оно становится чистым? Если в нем будет имя Христово, то оно очистит его. Если в нем будет память смертная, то очистит его. Старец Силуан Афонский говорил: "Сведи свой ум, свою мысль, представление, смысл, чувство в ад — и избежишь ада"*.

Проснемся же, чада, не будем нерадивыми, не будем зевать, не будем позволять уму блуждать повсюду. <…> Ограничим себя, понудим немного, потому что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11: 12)».

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Источник: книга «Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма. Том 1. О молитве и трезвении». — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2022.

-----------

*Ср.: Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан Афонский. Ч. II. Гл. III. СТСЛ, 2015. С. 332.

08.12.2023

Просмотров: 617
Рейтинг: 5
Голосов: 32
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать