X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (ч. 2)

священномученик Аркадий

По церковным делам отец Аркадий часто бывал в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, а служил в Пименовском храме на Новослободской улице. За каждым богослужением отец Аркадий обязательно проповедовал. На его богослужения приходило много молящихся, желавших исповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин и послушать вдохновенное слово пастыря. В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Сергий (Страгородский).

Почти сразу после хиротонии, в октябре 1926 года, владыка Аркадий был арестован и выслан в Харьков, куда ГПУ выслало многих выдающихся архиереев и священников украинских епархий. Хотя въезд в епархию, в город Лубны, ему был запрещен, епископ решился ехать, чтобы отслужить пасхальное богослужение.

В Лубны епископ Аркадий приехал тайно. Перед самым началом пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, он вошел в алтарь в пальто и в темных очках — в таком виде святитель мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца: ждут приезда назначенного к ним архиерея, и гостю совсем не место сейчас в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, и когда пришел священник, епископ Аркадий открылся и сказал, что он и есть назначенный в Лубны архиерей.

 

Епископ Лубенский Аркадий

Епископ Лубенский Аркадий, викарий Полтавской епархии

После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Пасхальная служба еще не закончилась, как в храме стали появляться представители властей. Дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, поэтому сразу после богослужения он был вынужден скрыться. Это было единственное богослужение, совершенное им в назначенной ему епархии.

Епископ уехал в Ново-Афонский монастырь на Кавказе, жил в горах, встречался с подвижниками, которые населяли в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Но и здесь было неспокойно: власти преследовали монахов, выслеживали их с помощью охотников, арестовывали и расстреливали. Осознавая, что в любой момент его могут убить, епископ носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи.

 

Ново-Афонский монастырь

Ново-Афонский монастырь, Абхазия

Оторванный в силу внешних обстоятельств от своей епархии, епископ Аркадий тем не менее поддерживал тесную и частую переписку с духовенством Полтавской епархии. В конце 1927 года, после опубликования декларации митрополита Сергия, один из священников его епархии обратился к владыке с письмом, в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту Сергию из-за декларации, так как она и ее применение на практике, по его мнению, по существу является изменой Православию. Владыка Аркадий в ответ послал священнику письмо, где, в частности, поздравил его с днем ангела, а затем пытался убедить в ошибочности его крайних взглядов. Священник несколько переделал письмо, опустил начало с личным обращением, поменял конец письма и в таком виде выпустил как послание епископа Аркадия к православным вообще и, в частности, к верующим Полтавы. Послание получило распространение в Украине, где епископа Аркадия хорошо знали в бытность его миссионером, священником и организатором братства, а затем и в России.

В конце двадцатых годов поднялось новое гонение на Русскую Православную Церковь, начались аресты духовенства и верующих. Великий пост владыка Аркадий провел тайно в Санкт-Петербурге. Но Пасху 1928 года исповедник решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. В первый день Пасхи он участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение властей.

Святитель Аркадий относился к числу тех священнослужителей, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. Зная, что нет возможности получить место служения в какой-либо епархии без объяснения с богоборческой властью, владыка поехал в Москву, чтобы встретиться с начальником 6-го отделения СО ОГПУ Тучковым, к каким бы это ни привело последствиям.

 

в заключении

9 мая 1928 года епископ Аркадий пришел в приемную ОГПУ. Его арестовали не сразу, но продержали до 15 мая. Дело владыки рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест. Преосвященному Аркадию как преступление вменялось его письмо к лубенской пастве. На допросе владыка взял всю ответственность на себя и не назвал фамилии распространившего без его ведома письмо священника:

— Как фамилия этого священника Александра?

— Назвать ее не могу.

— Почему?

— Не желаю, чтобы он отвечал. Пусть вся ответственность лежит на мне.

— Значит, отказываясь назвать фамилию распространителя (притом самовольно распространявшего документ), вы хотите укрыть антисоветского деятеля?

— Не хочу выдать и не хочу укрыть; предоставляю этот вопрос времени.

После допроса епископ был заключен в Бутырскую тюрьму.

14 июля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение. 23 июля Коллегия ОГПУ постановила заключить епископа Аркадия в концлагерь сроком на пять лет. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха, некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы. 12 августа преосвященный Аркадий прибыл в Соловецкий концлагерь и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу. 10 сентября епископа перевели в 12-ю роту и назначили сторожем. Сторожем епископ прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы — рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года епископа Аркадия отправили на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер.

 

Анзерский скит Соловецкого монастыря

Анзерский скит Соловецкого монастыря

В лагере его положение осложнялось тем, что он встретил своих бывших «оппонентов» из числа украинских автокефалов и обновленцев. Неприязнь к владыке с их стороны была настолько сильной, что они не гнушались доносами, «информируя» о его жизни лагерное начальство.

Действительно, владыка не вписывался в лагерный порядок: организовав вокруг себя православных священников, он внимательно следил за их дисциплиной, благочестием и за тем, чтобы никто не утратил бодрости духа и молитвенного настроя. Для священнослужителей, не имевших никакой поддержки от близких и родственников, он организовал кассу взаимопомощи. Иногда ему удавалось совершать у вольных монахов, остававшихся еще в монастыре, службу архиерейским чином.

Владыка принимал участие в работе Соловецкого Музея общества краеведения, копировал древние грамоты. Им было скопировано 28 документов 1625–1797 гг. Большинство из них сегодня хранится в Государственном историческом музее.

Уважение, которое он вызывал к себе, стало причиной того, что его переводили с места на место, пытаясь «ограничить влияние», и так он оказывался то в кругу священников, то среди уголовных преступников. Владыке предлагали остаться на службе в лагере в качестве кассира и обещали прекратить его преследование, если он откажется от священнослужения. Но преосвященный Аркадий отверг это предложение.

Срок епископа заканчивался 9 мая 1933 года, но 18 мая 1931 года против него было выдвинуто обвинение по новому, внутрилагерному «делу», возбужденному на основании доноса. Инкриминировали ему на этот раз «исполнение обрядов с антисоветским оттенком», «антисоветскую агитацию» и «призывы к организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих деньгами, продуктами и одеждой». Один из свидетелей по его делу показал, что епископ Аркадий «среди заключенных пользовался особой популярностью, и каждое его слово считали почти за святое».

Дело было групповым, рассматривалось внесудебным порядком. По нему было осуждено 15 человек, и главным обвиняемым был епископ Аркадий. По решению тройки ОГПУ владыке определили дополнительный срок — еще пять лет. После оглашения приговора в качестве наказания епископа перевели на некоторое время на Секирную гору.

 

Голгофо-Распятский скит

Голгофо-Распятский скит, гора Секирная, остров Анзер

По воспоминаниям современников, Секирная гора представляла собой подобие внутренней тюрьмы с самым суровым режимом. Там было два отделения — верхнее и нижнее. Целыми днями заключенные верхнего отделения должны были сидеть на жердочках, не доставая ногами до пола, вплотную друг к другу. На ночь разрешалось лечь на голом каменном полу, и не давали ничего, чем можно было бы укрыться. Заключенных было столько, что спать приходилось всю ночь на одном боку. В зимние месяцы это превращалось в пытку, так как окна в камере были разбиты. Через некоторое время заключенных из верхнего отделения переводили в нижнее и тогда позволяли работать, но работу давали самую тяжелую.

Несмотря на то, что епископ был осужден в лагере за помощь священникам, он, как только представилась возможность, снова стал помогать духовенству. Так, в Соловках в течение двух лет он оказывал духовную и материальную поддержку братьям-священникам Правдолюбовым. Войдя однажды в барак, владыка спросил: «Где здесь Правдолюбовы?» Они отозвались. Епископ Аркадий протянул им свежий огурец и сказал: «Не беспокойтесь, я вас не оставлю». И затем поддерживал их и помогал им до своего освобождения в начале 1937 года. Из лагеря владыка вышел совершенно седым.

 

Святые Сергий Владимир и Николай

Священноисповедник Сергий, мученик Владимир и священномученик Николай Правдолюбовы в Соловецком лагере, 30-е гг. ХХ века

Отбыв десять лет заключения, в феврале 1937 года епископ Аркадий прибыл в Москву. Его ожидало назначение на новую кафедру, в Бежецк. Но и в Тверской епархии ему служить не пришлось: место постоянного проживания для него было определено в Калуге. Владыка уехал к родственникам Правдолюбовых; несколько месяцев он жил в селе Селищи Рязанской области у протоиерея Михаила Дмитрова. Средств к существованию практически не было. По свидетельству самого владыки, «жил на деньги, вырученные от продажи художественной литературы, — русских классиков». Иногда епископ выезжал в Москву, в Киев, в Житомир, посещал близких людей и духовных чад. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал. В Житомир он специально поехал, чтобы побывать на могилах отца и матери, скончавшейся во время его пребывания в Соловках. В его собственной жизни так и не было ни отдыха, ни передышки. Живя в Калуге, он часто виделся с архиепископом Калужским Августином (Беляевым), с которым поддерживал дружеские отношения как с человеком одного с ним подвижнического духа.

Через полгода после освобождения владыки Аркадия заработал новый маховик репрессий. В сентябре 1937 года начались массовые аресты среди духовенства и верующих. 21 сентября в девять часов вечера НКВД арестовал архиепископа Августина, о чем тут же узнал епископ Аркадий. На следующий день около полуночи преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но власти уже искали его. Состав был задержан, в поезд вошли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован.

Поначалу владыку держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве.

 

Бутырская тюрьма

Бутырская тюрьма, последнее место заключения святителя Аркадия (Остальского)

17 октября начались допросы. Чем мог он оправдаться во время следствия и какое значение для палачей могли иметь слова о том, что непродолжительные беседы со знакомыми, которых он иногда встречал, касались исключительно духовных сторон жизни Церкви? Отвечая на вопросы, он пытался прояснить и свою позицию: «Я являюсь последователем Православной Церкви по своим религиозным убеждениям, политическая же моя программа и отношение к соввласти основаны на предсмертном завещании патриарха Тихона от 1925 года и на декларации митрополита Сергия от 1927 года и его интервью от 1930 года».

На допросе владыка Аркадий говорил: «Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь. Нравственное усовершенствование является единственным средством укрепления Церкви, и наивысшим средством мы не можем располагать».

Его не слышали… Приговор был готов заранее.

15 ноября состоялся последний допрос.

— Ваше отношение к советской власти? — спросил следователь.

— После пятнадцати лет, проведенных в ссылке, на сегодняшний день я остаюсь не согласным с советской властью по вопросу религии и закрытия церквей.

— Следствие располагает данными, что вы после отбытия срока наказания вернулись в Москву и возобновили нелегальную контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете?

— Нет, я это не подтверждаю, контрреволюционной деятельностью не занимался.

— Вы даете неверные показания, следствие требует правдивых показаний.

— Свою контрреволюционную деятельность я категорически отрицаю.

 

фреска со святым аркадием

В начале декабря следствие было закончено. 7 декабря тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. Епископ Аркадий был расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой и погребен в общей могиле.

Но праведник вовеки живет. В августе 2000 года священномученик Аркадий (Остальский) был причислен к лику новомучеников Церкви Русской Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Алмазами сияют в его венце и судилище в Житомире, и лагерные бараки со «штрафной ротой», и допросы в Бутырской тюрьме, и мучительные последние часы в дощатом сарае, где избитые и окоченевшие от холода люди ожидали расстрела… Очень жаль, что большая часть оригинальных богословских сочинений священномученика погибла при скитаниях и переездах, до нас дошли его проповеди и сочинения о Кресте и таинстве Покаяния. Главной же проповедью епископа является пройденный им крестный путь и мученическая кончина.

Присылайте нам ваши записки с молитвенными прошениями священномученику Аркадию по ссылке>>

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

Сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (ч. 1)>>

При подготовке использовались материалы:

  1. Дамаскин (Орловский), иг. Соловецкие новомученики. — Соловецкий монастырь, С. 405–423.
  2. Соловки — Сщмч. Аркадий (Остальский) (solovki-monastyr.ru)
  3. Священномученик Аркадий (Остальский) «О Таинстве Покаяния» | Исповедь и причастие (ispowed-prichastie.ru)
  4. «Благодарю Бога за всё»: священномученик Аркадий Остальский — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
  5. Cвященномученик Аркадий (Остальский) — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
  6. Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий: diomedes2 — LiveJournal

02.11.2023

Просмотров: 392
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Комментировать