X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (ч. 1)

священномученик Аркадий

1 ноября, 29 декабря — дни памяти священномученика Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого

Жизнь и смерть святых — это воплощенный «идеал истинного, духовного и возвышенного жития, — пишет архимандрит Дамаскин (Орловский), — и по этой причине она может показаться странной и непонятной. Душа иного подвижника так чиста, так свободна от всяких греховных и омрачающих помыслов, что нам трудно это представить. Поэтому и описать душевное состояние святого нелегко — оно не сходно с нашим. Не дерзая на это, поставим себе цель получить душевную пользу, читая жития подвижников, чтобы потом сказать: "Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!"» Всё сказанное с полным правом относится к одному из многочисленных свидетелей Истины на нашей земле священномученику ХХ века Аркадию (Остальскому). В сознании Церкви мученики вовсе не «жертвы» кровавых репрессий со стороны безбожных гонителей — они победители, и рождают не жалость и сострадание, а восхищение их мужеством и верностью Христу. Из огненных испытаний, которые выпали на 49 лет его земной жизни, Аркадий Иосифович Остальский вышел архиереем Божиим, увенчанным мученическим венцом.

 

Житомир Замковая гора

Житомир, Замковая гора, 1900 г.

Будущий святой родился 25 апреля 1889 года в семье священника в селе Скаковка* Солотвинской волости Житомирского уезда. Впоследствии родители переехали в Житомир по месту служения отца.

Жили Остальские скромно, в небольшом доме из трех комнат, крытом соломой. Аркадий тоже мечтал посвятить свою жизнь служению Богу. Он успешно окончил волынскую Духовную семинарию, а в 1910 году — киевскую Духовную академию. Выбирая между мечтой о монашестве и послушанием воле родителей, желавших видеть его семейным священником, юноша выбрал последнее.

 

Аркадий Остальский по окончании семинарии

Аркадий Остальский в 1910 году по окончании волынской Духовной семинарии

В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника и приписан к Староконстантиновскому собору. При этом он нес послушание епархиального миссионера, которое с великой ревностью исполнял до самого начала Отечественной войны. В 1914 году, разделяя тяготы военного времени с народом и паствой, отец Аркадий стал военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку.

 

Георгиевские кавалеры

Георгиевские кавалеры 408-го Кузнецкого пехотного полка

В 1917 году отец Аркадий вернулся с фронта. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Сначала он служил в храме преподобного Серафима Саровского, затем — в Николаевской церкви. За вдохновенные проповеди современники называли отца Аркадия Златоустом, а он в то время за различными богослужениями говорил по несколько проповедей в день. Во время гражданской войны по благословению святого епископа Фаддея, бывшего в то время епархиальным архиереем, отец Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких и родственников. Батюшка сам руководил деятельностью братства, входил во все подробности, поименно помнил всех опекаемых больных, спрашивал, кто дежурит сегодня у такого-то больного, кто понесет такому-то обед и т.п.

Воспитывая членов братства в духе ревностного христианского служения, отец Аркадий вместе с ними предпринимал долгие пешие паломничества к православным святыням, в частности, в Киев. Дорогой пелись акафисты и церковные песнопения. Это были крестные ходы по двести и более километров в кругу верующего народа, укреплявшие волю и веру, в чем многие тогда среди военных испытаний и государственной разрухи особенно нуждались. Свято-Николаевское братство получило большую известность, и в Житомир стали приезжать люди из других городов, чтобы принять непосредственное участие в его деятельности.

Между словом и делом у житомирского Златоуста не было расхождения. Побуждая паству к нищелюбию и жертвенности, отец Аркадий сам являл крайнее нестяжание. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу. Эту шубу он надел всего раза два, а затем отдал бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей. Когда мать священника, Софья Павловна, спросила его, где шуба, он ответил, что она висит в алтаре. Затем и в церкви поинтересовались, куда делась шуба, и отец Аркадий вынужден был со смущением ответить: «Она висит там, где нужно». Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Оказалось, что ему на пути встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. В другой раз отец Аркадий отдал какому-то неимущему брюки и остался в нижнем белье, а чтобы полы не распахивались и этого не было видно, зашил впереди подрясник.

 

Житомир начала ХХ века

Житомир начала ХХ века, соборная площадь

Батюшка часто служил и всегда исповедовал. На исповеди никого не торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу и отягощает совесть, и исповедь иногда продолжалась до двух часов ночи.

Активная деятельность священника обратила на себя внимание безбожных властей. На Волыни шла гражданская война, область занимали то немцы, то петлюровцы, то большевики, поэтому отца Аркадия арестовали не сразу. Когда в Украине создалась раскольничья автокефальная украинская церковь, которую поддерживали националисты-петлюровцы, отец Аркадий отнесся к ней отрицательно, как к организации неканонической, и, несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших к переходу в раскол, стоял непоколебимо в своей верности канонической Церкви.

В 1920 году в Житомире утвердились большевики, и весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов. Отец Аркадий прочел в церкви послание патриарха Тихона, полученное архиереем. В нем предлагалось передавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. Батюшка не отдал богослужебные сосуды и вскоре был арестован после Божественной литургии на глазах у своих прихожан при выходе из храма вместе со своим отцом, священником Иосифом Остальским. В тюремном заключении отец Иосиф вскоре скончался.

Верующие окружали своего пастыря и сотрудников ГПУ и пытались отстоять священника, поэтому вместе с батюшкой была арестована и заключена в Житомирскую тюрьму часть его паствы. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, и в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и всем заключенным, и надзирателям.

Через два дня всем арестованным за защиту священника было предложено освобождение при условии, что они подпишут бумагу, в которой отец Аркадий обвинялся в сопротивлении органам советской власти и возбуждении против нее народа. Арестованные отказались, написав, что пошли за отцом Аркадием по собственной воле. Тем не менее верующих всё же освободили.

Вскоре состоялся открытый судебный процесс, на котором отца Аркадия обвинили в прочтении послания патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. Было вызвано множество свидетелей, которые говорили об отце Аркадии как об удивительном пастыре, прекрасном человеке, бессребренике, священнике, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Приводилось множество примеров, характеризующих его доброту и исключительную самоотверженность. Прокурор, подводя итог свидетельским показаниям, сказал, что данные характеристики только утяжеляют характер преступления священника Аркадия Остальского, показывая в нем человека идейного, убежденного. Проповедуемые священником религиозные идеи противоречат установкам и идеям советской власти. Такие люди, как священник Аркадий Остальский, не только не нужны советскому государству, но и крайне вредны для него.

Суд приговорил отца Аркадия к расстрелу. Во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти.

— Ну что ж, — сказал батюшка, — благодарю Бога за всё. Для меня смерть — приобретение.

 

 Житомирская тюрьма

Житомирская тюрьма, в которой священномученик Аркадий Остальский отбывал заключение в течение двух лет

После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен пятью годами заключения, которое отец Аркадий отбывал в житомирской тюрьме. В 1924 году власти приняли решение освободить всех тех, кто был приговорен революционными трибуналами по делам об изъятии церковных ценностей, и таким образом отец Аркадий после двух лет заключения вышел на свободу.

Пока священник был в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной армии и потребовала, чтобы отец Аркадий дал ей развод. Детей у них не было. Отец Аркадий и в этом испытании возблагодарил Бога — все свои силы и время он теперь отдавал молитве и церкви и был рад, что Господь разрешил его от семейных уз.

 

Блаженная Мария Ивановна Дивеевская

Блаженная Мария Ивановна Дивеевская

После освобождения из заключения отец Аркадий отправился в Дивеевский монастырь и в Саров. В Дивееве его встретила блаженная Мария Ивановна, которая сказала приехавшему помолиться священнику: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В Саровской Успенской пустыни** Аркадий Остальский был пострижен в мантию с оставлением прежнего имени.

По возвращении из Сарова иеромонах Аркадий, отрешившись от мира, усилил свои молитвенные и аскетические труды. Всё время он теперь отдавал братству. На одной из открыток, подаренной духовной дочери, он написал пожелание, которое в такой же степени относил и к себе: «Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным». «Мы не должны бояться никаких страданий», — говорил отец Аркадий, показывая решимость, если придется, снова пострадать за Христа…

 

Иеромонах Аркадий

Священномученик Аркадий (Остальский), на втором плане Саровская пустынь начала ХХ века

Присылайте нам ваши записки с молитвенными прошениями священномученику Аркадию по ссылке>>

Продолжение следует…

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

----------

* По материалам издания Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии; [сост. диакон Игорь Кучерук]. — Житомир: издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви, 2007.

** По другим сведениям, постриг состоялся на Валаамском подворье в Москве в апреле 1924 года: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/6697/

Сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (ч. 2)>>

При подготовке использовались материалы:

  1. Дамаскин (Орловский), иг. Соловецкие новомученики. — Соловецкий монастырь, С. 405–423.
  2. Соловки — Сщмч. Аркадий (Остальский) (solovki-monastyr.ru)
  3. Священномученик Аркадий (Остальский) «О Таинстве Покаяния» | Исповедь и причастие (ispowed-prichastie.ru)
  4. «Благодарю Бога за всё»: священномученик Аркадий Остальский — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
  5. Cвященномученик Аркадий (Остальский) — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
  6. Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий: diomedes2 — LiveJournal
  7. pateric.pdf (bezheparhia.ru)
  8. АРКАДИЙ (pravenc.ru)
  9. Священномученик Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович), епископ (facebook.com)

01.11.2023

Просмотров: 514
Рейтинг: 4.6
Голосов: 12
Оценка:
Комментировать