Еще одна судьба ХХ века. Отец Иоанн Чижевичский
Семьдесят семь ликов изображено на иконе Собора Белорусских святых. А это семьдесят семь судеб, уникальных путей к Богу и скорых помощников верующим.
Среди Божиих угодников — святые, которые при жизни принадлежали к различным сословиям и были современниками разных эпох. Монахи и священники вели людей к Богу разными путями. Немало белорусских князей приняли монашество и были канонизированы как преподобные, крестьяне и светские люди становились праведными. Все они служили Христу.
ХХ век дал огромное количество священномучеников и мучеников — пятьдесят из семидесяти семи. Наибольшее количество святых ХХ века канонизировано в начале ХХI. Пришло время рассказать об одном из них — священномученике Иоанне Панкратовиче, пастыре Чижевичском.
Молодой учитель из Клецка
27 сентября 1870 года в ничем не примечательном местечке Клецк Слуцкого уезда Минской губернии появился на свет человек, которому было суждено проявить в своей жизни путем мученичества наивеличайший из земных талантов — святость.
О юности будущего священномученика Иоанна известно мало. Достигнув определенного возраста, юноша поступил в Несвижскую учительскую семинарию. Занятия в этом учебном заведении, действовавшем с 1875 по 1919 годы, проходили в здании упраздненного доминиканского монастыря.
Несвижская учительская семинария. Фото ХХ века
Город Несвиж находился недалеко от Клецка. После окончания семинарии молодой человек вернулся в родной город и учительствовал в начальных классах Клецкого народного училища.
Как это бывает в жизни каждого, Иван встретил человека, чья личность на него произвела впечатление. Это был местный священник, именно он стал духовным отцом молодого учителя и побудил его сердце к богопознанию. Иван Панкратович стал чтецом при Клецком Свято-Покровском храме. Его всё глубже увлекали вопросы веры и судеб рода человеческого, он изучал богослужение, и духом, и мыслью постигал церковные таинства. Постоянным чтением молодого человека стала духовная литература, начался новый этап развития его как христианина.
Иван отличался благочестием и долго не задумывался о браке.
Короткое счастье семейное
Однажды в храме Иван встретил девушку на 15 лет моложе и полюбил. Любовь Скороходова происходила из духовного сословия. Родители Любы на сватовство Ивана ответили словами: «Бери нашу дочь, но только становись священником — учитель ей не пара».
Во втором ряду первая слева — Любовь Александровна Скороходова
В то время в браках люди редко выходили за пределы сословия. Ивану была по душе священническая стезя, и он поступил в Пинскую духовную семинарию, а окончив ее, в 1904 году был рукоположен во священника. Тогда же он стал настоятелем Спасо-Преображенского прихода села Язвинки. «Неисповедимы пути Господни, и к вере привела любовь», — так молодые супруги характеризовали свою судьбу.
Семья отца Иоанна и матушки Любови Панкратовичей росла: в ней появилось шесть дочерей и два сына. Жили супруги дружно и счастливо, с любовью воспитывали детей. Жена понимала ответственность служения священника и старалась во всем быть помощницей своему супругу.
Отец Иоанн Панкратович
Но счастье сопереживания и понимания, семейной гармонии и радости длилось недолго. Матушка Любовь умерла, когда их младшей дочери едва минуло три года. Все тяготы по воспитанию и содержанию детей легли на плечи отца Иоанна. Он один справлялся с хозяйством, служил, а еще был не только кормильцем, но и наставником и учителем своих детей — преподавал им все необходимые дисциплины начальной школы.
Пастырь добрый, пастырь славный
Даже лишившись помощницы, отец Иоанн не оставлял привычно насыщенной деятельности в приходе. Все прихожане были увлечены его неравнодушным, поистине пастырским, творческим отношением к храму, богослужению и людям, приходящим в церковь. Яркая, интересная жизнь прихода привлекала в него людей. Многие стремились потрудиться во славу Божию, послужить друг другу.
Спасо-Преображенская церковь села Язвинки
Предыдущий настоятель храма передал отцу Иоанну приход, в котором уже сложились традиции, он ни в чем не испытывал нужд, однако требовалась реставрация храма. Отец Иоанн увлеченно и стремительно взялся за дело. К концу 1910 года в приход съехалось много народа из окрестных деревень и местечек для того, чтобы поучаствовать в богослужении и присутствовать при торжественном освящении храма. Для того чтобы это свершилось, интенсивно велись строительные работы, а прихожане жертвовали церковную утварь, денежные средства.
Жизнь для людей
Параллельно с реконструкцией храма и воспитанием и обучением собственных детей отец Иоанн занимался педагогической деятельностью. Батюшка нередко сокрушался: «Население по темноте своей мало интересуется грамотностью, и девочек почти не посылают в школу». Мало того, что он обучал грамоте своих взрослых прихожан, он еще и на проповедях, на приходских собраниях убеждал крестьян отдавать детей учиться. Батюшка разъяснял, что учиться нужно всем: девочки должны постигать азы грамотности наравне с мальчиками, уметь читать, писать и считать. Отец Иоанн добился того, что сельские дети садились за парту и становились грамотными людьми. В годы его служения в Спасо-Преображенском приходе села Язвинки количество учащихся в приходской школе превысило все ожидания.
При отце Иоанне Спасо-Преображенский приход отличался приверженностью к торжественным крестным ходам. Нарядные прихожане с иконами и хоругвями во главе со своим священником совершали их и в церковные праздники, и в знаменательные государственные исторические даты.
В 1908 году огромный резонанс в народной среде вызвало 300-летие со дня преставления «борца за Православие в Минском крае» князя Константина Острожского. Это событие было отмечено масштабным крестным ходом после того, как отец Иоанн отслужил торжественную панихиду и произнес проповедь, высокие и проникновенные слова которой еще долго вспоминали очевидцы.
Князь Константин Острожский
В 1912 году в Российской империи отмечалось 100-летие Бородинского сражения. И в честь него священник Иоанн Панкратович провел крестный ход. Крестные ходы под его руководством шли наиболее часто в город Лунинец, в село Кожан-Городок, Вичин и другие. В канун престольных праздников храмов обязательно служили молебны, совершалась Божественная литургия.
Тяжелая крестьянская жизнь очень волновала батюшку. Случались массовые заболевания жителей деревень, а также засухи и другие природные катаклизмы. Он обходил с крестными ходами сельские улицы, поля и пастбища, совершал молебны. Крестные ходы укрепляли отношения людей, живущих в разных селах и деревнях, сплачивали разные приходы. Духовное объединение близлежащих приходов — несомненная заслуга отца Иоанна.
Этот священник обладал необходимыми для пастыря качествами: он был молитвенником, наставником для своей паствы и примером для нее, любил людей, заботился о них и укреплял их веру пламенными проповедями и человеческим участием. Простой народ любил своего пастыря и сплачивался вокруг него. Благодаря такой самоотдаче делу Церкви отцу Иоанну личным примером удавалось воспитать в своих прихожанах любовь к богослужению и молитве. Батюшка вел приходскую летопись, в которой однажды записал: «Еще об одном отрадном явлении следует заметить: число молящихся на всех богослужениях заметно с каждым разом увеличивается. Народ начинает привыкать к храму и посещает его. Стали водить с собою детей, чего прежде не было. Охотно и даже с видимым интересом начали бывать также на воскресных и праздничных чтениях. Учащихся в церковно-приходской школе увеличилось вдвое. Стали посылать в школу и девочек».
Такое впечатление, что это написано сегодня…
Служба в Чижевичах
В конце ноября 1913 года о. Иоанн Панкратович подал прошение о переводе в Свято-Покровскую церковь села Чижевичи Минской губернии. Его прошение было удовлетворено.
И на новом месте были высоко оценены по заслугам духовные и организаторские качества этого священника. Вскоре после начала служения в Чижевичах отец Иоанн был избран членом строительного комитета одного из церковных округов Слутчины, а на Пасху 1918 года получил в награду за усердное служение скуфью.
Свято-Покровская церковь села Чижевичи
Но батюшке там было непросто. Время благоденствия для Православия заканчивалось. В 1914 году началась Первая мировая война. Урон, нанесенный ею, поразил буквально каждую семью. Колоссальное количество погибших, экономический упадок территорий, на которых велись боевые действия, отражался и на церковной жизни общин.
Еще больше нестроений и горестей принесла советская власть. После сумятицы и бед военного времени Клецк, в котором родился батюшка, оказался в составе Польского государства, а Чижевичская церковь, в которой он служил, — на территории Советской Белоруссии. Отец Иоанн не пополнил ряды тех священнослужителей, которые приняли советскую власть.
Почему же он не вернулся на родину? Образовалась новая граница, была возможность переселения: шло интенсивное движение переселенцев с обеих сторон, и он мог бы влиться в привычное житейское русло, не подвергая себя опасности. Возможно, отец Иоанн решил остаться со своими прихожанами. Сегодня точно на этот вопрос никто не ответит…
Страдания за веру
Казалось бы, сложно себе представить повторение преследований христиан даже до смерти, как это было в Римской империи. Но в первые десятилетия советской власти гонения против Православия повторились с буквальной точностью. Особенно в Беларуси, которая должна была стать первой советской образцовой атеистической республикой.
1930-е годы отличались особой жестокостью по отношению к православным христианам. Советская пресса красноречиво передает атмосферу тех дней. В газете «Рабочий», например, речь идет об антирелигиозном митинге в Минске в праздник Крещения Господня. Приведем цитату: «Костер пылал… яркие ленты пламени взвивались в темноте. Горели иконы. Группа демонстрантов принесла небольшой гроб, "чинно" положила в него десяток икон, которые навсегда изгнаны из квартир трудящихся, и подожгла. Костер горел посреди площади Свободы. Тысячи минских трудящихся пришли на площадь требовать от городского Совета передачи церквей под культурные заведения…»
Можно только представить, какие чувства вызывали подобные зрелища у христиан. Поистине, они напоминали начало Армагеддона. Храмы, в которых звучали молитвы веками, подвергались поруганию, использовались в кощунственных целях. В них устраивались клубы, туалеты, склады. В конце 1936 года в БССР была закрыта 1371 церковь, действовало только 74.
Конечно, эти изменения не миновали и приход в Чижевичах. В 1934 году Свято-Покровский храм был закрыт. Изгнанный из храма священник Иоанн Панкратович тем не менее продолжал служить. Он всё так же духовно окормлял людей, требы и таинства совершал на дому порою при смертельной опасности. Всю свою жизнь веру и свое служение он считал главным предназначением. Так и жил, не страшась наказания за правду и истину, которой служил. Когда проходила Всесоюзная перепись населения, отец Иоанн убеждал прихожан не скрывать своей веры и в соответствующей графе указывать принадлежность к Православной Церкви.
Деятельность отца Иоанна, который не страшился наказаний и не прятался от властей, не могла не привлечь внимание НКВД. За ним пришли 23 августа 1937 года. Детям не дали попрощаться с отцом, его уводили быстро. Соседка успела принести буханку хлеба, но взять ее батюшке не разрешили.
Настоятеля храма Иоанна Панкратовича обвиняли в том, что он тайно крестит детей и отпевает усопших, не скрывает своей веры и собирает подписи для открытия опечатанной церкви в Чижевичах. В ходе следствия появились новые обвинения, которые не имели ничего общего с действительностью, что было обычной практикой в те времена.
Священномученик Иоанн Панкратович
Жизнь отца Иоанна — это прямой путь к мученическому венцу: чистая юность, подвижническая зрелость, исповеднический закат земных дней… Отец Иоанн мужественно вел себя на допросах. Ему предлагали отречься от сана — он не отрекся. Его обвиняли в противозаконных действиях — он виновным себя не признал. Верность Христу и правде была для него дороже жизни. Через месяц после ареста на заседании Тройки НКВД БССР Панкратович Иван Федорович был приговорен к расстрелу и конфискации имущества.
До последнего мига земной жизни отец Иоанн сохранял мир в душе, молился Господу о вразумлении своих мучителей.
6 октября 1937 года жизнь иерея Иоанна Панкратовича была прервана выстрелом.
Священномученики ХХ века зачастую не имеют даже могилы. Такая участь постигла и тело отца Иоанна. Приблизительное место его захоронения родственникам удалось узнать лишь недавно: упокоился добрый пастырь в 15 километрах от Слуцка.
Новый храм, новый музей, новая жизнь
15 марта 1989 года священник Иоанн Панкратович посмертно реабилитирован прокуратурой БССР. Через 10 лет, в 1999 году, Синод Белорусской Православной Церкви канонизировал иерея Иоанна Панкратовича как местночтимого святого в числе 23 новомучеников Минской епархии. Общецерковное его почитание было установлено на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в Москве.
Икона Собора новомучеников Минской епархии
Но на этом история удивительного исповедника не закончилась. Летом 2017 года в Покровском приходе деревни Чижевичи в честь святого священномученика Иоанна Панкратовича был освящен новый храм.
Младший сын отца Иоанна Вадим не уезжал из деревни Чижевичи. До 1991 года его дети и внуки не слышали от него рассказов об отце Иоанне. Многие люди в советское время старались забыть, что в их роду были священники, к сожалению, среди них были и родные дети. Таким был и Вадим. В деревне многие знали о расстреле, но относились по-разному: пропаганда не позволяла людям иметь свое мнение, да и страх, пережитый родными репрессированных, не отпускал десятилетиями. В 1937 году Вадим, будучи юношей, видел, как его отца уводили навсегда. На плечи молодого человека легла забота о младших сестрах. Как и многие, пережившие подобные потрясения, он боялся за своих детей и внуков, но вера в Бога в семье продолжала сохраняться.
В 2020 году семья внучки священномученика Иоанна Валентины Голуб передала в дар государству землю с домом, где жил ее дед. Сохранились личные вещи и семейные фотографии, их тоже Валентина отдала для создания музея священномученика Иоанна Чижевичского. 6 октября 2022 года, в день памяти отца Иоанна, открылся этот музей.
Дом-музей священномученика Иоанна Панкратовича
Таких музеев, как храмов Божиих, может быть много на нашей земле — мест, рассказывающих о людях большой веры и преданности Богу и Церкви даже до смерти.
Жития святых — это сама история, чьи события отражены в судьбах людей, преданно служащих Богу и выполняющих свое предназначение. Они говорят о том, что есть еще и духовная жизнь, выходящая за пределы смерти, но начало ее — здесь, на земле, где человек стоит перед выбором и выбирает истину. Все подвижники, молитвенники и мученики шли за Христом, а нам — следовать за ними, не теряя своего уникального духовного пути.
Подготовила Татьяна Дашкевич
05.10.2023