Думаем ли мы о будущей жизни?
Сегодня в воскресном евангельском чтении — два человека. Один успешный, у него всё время праздник, пиры, всего в достатке, райская жизнь. А другой, по имени Лазарь, — больной, нищий, валяющийся где-то у ворот (см.: Лк. 16: 19–25). И вот вопрос современному человеку, человеку этого мира. Если бы вам сказали: «У вас есть два варианта. Первый — вы будете жить счастливо. У вас будет вилла на море, машина, красивая любящая жена. В общем, будет всё, что вы хотите. А второй вариант — вот этот нищий, в струпьях, больной человек, который валяется, никому не нужный, страдающий». Что вы выберете? Первое. Вот в том-то и дело.
Люди говорят: «А что там будет, на Небе? Мы не знаем. Нам нужно жить сейчас — здесь и сегодня». Такое состояние человека-потребителя. Нужен ли человеку Христос, окровавленный, умирающий на Кресте? Или ему будет нужен тот, кто придет во славе и скажет: «Я дам вам мир, работу, деньги, развлечения, только забудьте о Христе, о своем небесном происхождении. Вы сейчас здесь будете жить в свое удовольствие!»
Трудный вопрос, очень трудный… Иногда кажется, что тебе невыносимо жить. Не потому, что невыносимо. А потому, что ты себя жалеешь и кажется, что у тебя больше нет сил… Мы не думаем о вечности. Мы живем здесь — во времени и пространстве, и нам хочется, чтобы наша жизнь была удобной, красивой, счастливой. Но счастье у нас временно. И когда придет очередная скорбь, очередная боль, мы должны вспомнить об этой притче. О том, что этот евангельский богач — на самом деле бедный. Он уже свое отгулял, отпраздновал. А сейчас будет вечно мучиться. Но если бы он думал о вечности, то что бы он сделал? Он накрыл бы стол и собрал всех таких нищих лазарей. Он бы всё им раздал, пожертвовал… Сейчас есть богатые люди, которые это понимают. На свои деньги они строят храмы, монастыри, задумываясь о своей загробной участи. А нищие, наоборот, бывают иногда очень страшными людьми, пребывая в злобе и осуждении…
Думаем ли мы о нашей будущей жизни? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века…» Вот я этого чаю. А каким будет мое воскресение, если во мне останется эгоизм, если я буду привязан к наслаждениям этого временного мира? Там этих земных удовольствий уже не будет — там будет другое. А другого я не знаю, Христа я в своей жизни не встретил…
Встреча с Богом полностью переворачивает нашу жизнь. И в нас действительно, как апостол говорит, «живет два человека…». Они тянут нас в разные стороны, и это невыносимо. С одной стороны, я знаю, что надо принять всё, что есть, а с другой — мне себя так жалко, что я больше не могу терпеть. И вот мучается бедный человек. До тех пор, пока не сделает выбор: «Ладно, буду жить здесь. А что будет там — уже неважно». Но это и есть позиция человека. И Господь с этой позицией считается. Он дает нам свободу выбора.
А другой человек все-таки говорит: «А вдруг там есть другая, новая, вечная жизнь? А вдруг там будет так, как пишут святые: …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9)»?
Не видел, не понимает человек, что будет, если он попадет в Царствие Небесное; какая там будет любовь, какой там будет свет. А верующий человек уже это немножко знает. Потому что те драгоценные минуты, может быть, даже секунды прикосновения к нам Божией любви дороже, чем годы жизни, проведенные в бессмысленной суете, толкотне и болтовне. И для нас очень важно просить помощи Божией, потому что без благодати мы не выберем второе. Да, по своей греховной природе мы выберем первое.
А вот по благодати… Мы знаем святых, которые, наоборот, покидали дворцы, бросали свои богатства и уходили в затвор, в пустыни, чтобы стяжать Дух Святой, чтобы попасть в Царствие Небесное. Они замуровывали себя, чтобы не отвлекаться от Бога. Принимали образ больных, Христа ради юродивых, чтобы их никто не хвалил и чтобы мир ничем не мог удержать их. И на примере этих святых мы учимся православной жизни.
Хотелось бы, чтобы мы все-таки сделали правильный выбор. Мир нас подталкивает: «Смотри, смотри, у него всё есть. Он совсем молодой, а уже столького достиг! А у меня этого нет… Нет справедливости в мире». Да, конечно, нет и не будет. Никакой правды, никакой справедливости в этом мире нет. Мир лежит во зле. Но есть Божия любовь и есть новая жизнь, к которой мы должны идти, пока мы здесь, на этой земле. Поэтому скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114: 3, 4). Поэтому святитель Лука Крымский писал: «Я полюбил страдание». Поэтому, когда у одного монаха на Афоне что-то перестало болеть, он сказал: «Бог меня покинул, я потерял Бога…» Представляете, какое восприятие? Что вот эта болезнь — это мои вериги ради Царствия Небесного. Сейчас я не могу прыгать, летать, носиться из стороны в сторону, но это для меня спасительно. Вот я с палочкой, вот я в колясочке, вот уже не встаю с постели. А это всё, знаете, будет. Ну и что? А во мне внутри любовь, и она побеждает смерть, и я чаю воскресения из мертвых.
У нас в интернатах есть люди — кто был, тот знает… Они с детства не могут вставать и ходить, не могут ничего делать. А когда на них посмотришь… Я вам скажу, у меня одно из самых сильных впечатлений — это когда на Пасху мы причащаем в детском интернате «лежачков». Там есть детки совсем маленького роста, хотя им уже по двадцать лет. Кормят их там через трубочки. Они лежат, у них только глаза… Но, когда их причащаешь на Пасху, ты в раю. Потому что эти по земным меркам несчастные, больные дети — уже в раю. Вот и всё.
А мы пока еще не в раю. И неизвестно, попадем в рай или нет. На сегодняшний день по устроению нашей души, по нашему состоянию мы в раю просто не смогли бы находиться. Поэтому нам очень важно как-то приходить в себя и доверять Богу. И если происходят в жизни скорби, значит, это попускается для спасения моей бессмертной души. А не просто потому, что мне в этой жизни не повезло.
Проповедь после Божественной литургии 5.11.2023 г.
13.11.2023