X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Детям нужно отдать душу

Протоиерей Андрей Лемешонок

С воскресным днем поздравляю всех, кто пришел на Тайную Вечерю, чтобы соединиться с Богом. В мире скорбни будете (Ин. 16: 33), но помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120: 2). Самое главное мы сегодня сделали — мы победили смерть. Победили то разделение, которое разрушает мир Божий в человеке и делает его безумным, бесцельным, бессмысленным. Поэтому стопы моя [Господи] направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118: 133).

Храм Мой храм молитвы наречется (Мф. 21: 13). Я хочу у всех попросить прощения — дети из интерната сегодня очень плохо себя вели… Простите нас. Но вы знаете, когда детей перестали приводить на литургию, я почувствовал, что отошла благодать. Всё не так просто. У этих детей нет семей, они живут в интернате. Они больные. И я думаю, то, что наши сестры и братья приводят их в храм и они причащаются, это и для нас большая помощь. Просто надо нам, наверное, учиться жить, молиться в храме внимательно. Когда человек молится, ему никто не мешает. Но если у человека в душе, знаете, так — «туда-сюда», то он отвлекается и ему всё мешает, мешают дети…

Хотя, дорогие родители, если уж вы привели детей в храм… Я не воспитатель, я сам человек немощный, но так вам скажу: все-таки иногда мы видим, как дети носятся по храму, и родители этому умиляются. Но это неправильно. В таком состоянии дети потом привыкнут, что в храм можно ходить, чтобы просто пообщаться со сверстниками, «побалдеть». Я помню такую картину: у нас в храме идет литургия, евхаристический канон, а дети, подростки — в телефонах… Мы благодарим, что дети в нашем храме. Но необходимо, чтобы они приучались к молитве. Не просто: открой рот, и вот тебе Причастие. А это уже называется воспитание — духовное воспитание. Почти никто сейчас об этом не говорит. А ведь дети — наше будущее. И мы не можем к этому относиться спустя рукава. Может быть, надо ребенка вывести, что-то рассказать, поговорить с ним. В некоторых храмах делают так: собирают детей в другом помещении, они там чем-нибудь занимаются хорошим, а потом выходят и причащаются. Хотя мне кажется, детей надо все-таки приучать к службе. Поэтому, конечно же, будем друг к другу терпимы. Но в то же время будем ответственно относиться к тому, что происходит в нашей жизни и с нашими близкими.

Я с 1979 года тружусь в храме, и у меня был очень печальный опыт, когда детей «таскали» в храм. Они уже не хотят, они уже подростки, но их всё время причащали, причащали, причащали… А потом они просто уходили из Церкви. И говорили: «Я больше в храм не пойду». Чтобы привести ребенка в храм, его надо подготовить. Может быть, накануне почитать жития тех святых, память которых совершается, какую-то молитву, какую-то книжку, рассказать что-то… Вот это для них и есть подготовка. Но это означает отдать свою душу. Не быть просто потребителем. Богу не нужны наши посты и наши правила. Это нужно для нас.

Да, я ленивый, но с ленью можно бороться. Да, я нетерпеливый, но с этим тоже можно и нужно бороться. Ведь мы же должны расти, духовно развиваться. Иначе будет, наоборот, деградация. Кто трудится, кто стремится к Богу, у того не будет в старости никакой деменции. Не будет, поверьте. Я видел девяностолетних, которые соображают лучше, чем я в молодости. Потому что они бодрствовали, они не жили расслабленно. И поэтому наше будущее в сегодняшнем дне. Наше будущее — это то, как я сегодня помолился в храме. И не только за себя, а за всех, кого я знаю. И за тех, кто уже отошел в вечность.

Сегодня строится наша новая жизнь, вечная жизнь. И для этого не нужно «ложиться на амбразуру»… Как патриарх сказал: сегодня монахам не надо стрелять из пушек, как это было при польской интервенции, а надо помогать раненым, больным. Так и от нас не требуется сегодня не спать или ничего не есть. Но мы должны искать свою меру. Она у всех разная. Кто-то очень говорлив и сварлив. И для него воздержаться, промолчать, язык прикусить — это подвиг. А кто-то угрюм и не хочет ни на кого смотреть. Тому нужно себя заставить и поговорить с человеком.

У нас разные недостатки, болезни, но все они связаны с грехом, с нашей греховной природой. И мы сегодня пришли в храм не просто отдохнуть и набраться сил, а лечиться — лечиться от греха. И Господь нас лечит. Смотрите, какие мы разные. А сейчас мы одинаковые, потому что в нас Христос. И это чудо. В мире всё разрушается, всё разъединяется — личность, семья, государство. А Господь нас соединяет. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Христиане — это Новый Израиль». И христиане идут в землю обетованную — в Горний Иерусалим. Вот какая у нас задача: войти в Горний Иерусалим, начать жить с радостью, благодарить Бога за всё.

События сейчас очень-очень тревожные. И если мы не утвердимся на камне веры, если у нас в жизни не будет опоры, то мы можем предать Бога, когда начнутся испытания. Ни больше ни меньше. Для верующего человека всё, что происходит в мире, — это борьба антихриста со Христом. Это борьба за вечную жизнь, за Царствие Небесное. Вот так рассуждает православный человек. А другие всё читают газеты, интернеты… Не надо этого делать. Мы и так знаем, что происходит. Один афонский монах читал в газете про голод в Индии и говорил: «Я читаю, чтобы молиться за этих людей». А старец Силуан ему сказал: «Кто молится, тому ничего не надо читать, он и так всё знает». Он знает, что люди оказались в страшном положении после грехопадения, что каждый человек мучается. И он знает, что есть радость в Господе. Да возрадуется душа моя о Господе (Ис. 61: 10). И как сегодня Христос в Евангелии воскресил сына вдовы, так Он воскресит и нас с вами. Но только тогда, когда мы этого захотим сами и когда не будем прятаться от Бога, ища легких путей.

Путь в Царствие Небесное узкий. И каждый из нас должен пройти этот путь своими ногами. Никто нас туда не перенесет на ручках. Да, в какой-то момент Господь нас на ручках подержал, конфетки дал, показал, что можно жить в радости, в любви, а потом опустил на землю и сказал: «Иди дальше сам». А что говорят маленькие дети, когда их отпускают? «Не хочу! Мамочка, на ручки, на ручки хочу!» — «Иди». Ребенок падает, коленки разбиты, лоб разбит. А мама: «Нет, вставай, иди». Это умная мама, мудрая мама. И этот ребенок вырастет настоящим человеком. А глупая мама: «Ой-ой, всё!» И уже ребенок, понимаете, почти с нее ростом, а она его на руках носит.

Важно не переборщить. Нужен и пряник, и кнутик, в каких пропорциях — мы не знаем. И нам необходимо, чтобы Господь давал нам и кнутик, иначе мы обленимся. Но и пряничка нужно немножко, чтобы не заунывать. Так что всё у нас прекрасно — если мы доверяем Богу, если в воскресный день мы в храме, если мы сегодня пойдем служить Богу, каждый на своем месте. Придем домой, принесем радость, то есть Христа, поделимся с ближними, что-то сделаем хорошее. Вот сегодня такая задача стоит перед каждым из вас. «Твоя от Твоих Тебе приносяще за всех и за вся». Мы принимаем святыню и отдаем ее своему ближнему. Вот так мы побеждаем этот мир. А мир нас учит совершенно другому: «Бери себе, никому ничего не давай, живи для себя». А это смерть. Ад — это вечное одиночество, в котором человек никого больше не увидит. А если попадем в рай, то встретим своих близких и скажем: «Привет! Я пришел». Представляете, какая будет радость встречи? У нас же есть много людей, которых мы любим, а они уже ушли отсюда, из этого мира. И там мы их встретим. А в аду человек никого не встретит. Там будет только тьма и грех. Так что выбирай, друг: куда идти и как жить тебе дальше.

Проповедь после Божественной литургии 22.10.2023 г.

30.10.2023

Просмотров: 457
Рейтинг: 4.9
Голосов: 34
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Храни Бог Вас, отец Андрей!Такие проповеди проникновенные!!!Как ни задуматься?
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать