Воскресение словущее, или Осенняя Пасха
«Обновления Духа в сердцах и просвещение внутренним даруй верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя, Единe во святых Прославляемый».
(Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме глас 2)
Накануне Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня Церковь вспоминает торжественное освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, совершившееся 26 сентября 335 года.
Священные места крестной смерти и воскресения Господа Иисуса Христа долго попирались язычниками, пока в IV веке равноапостольный император Константин Великий не направил в Иерусалим свою мать — равноапостольную царицу Елену — обрести Крест Господень. Также было решено очистить от языческой скверны все места, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа, а на месте Его страданий и воскресения воздвигнуть храм, освятить его и обновить город Иерусалим.
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Икона. Костромская провинция, первая половина XVIII века
Императрица Елена организовала настоящую археологическую экспедицию, которая оказалась очень успешной: удалось отыскать и лобное место, и пещеру, в которой был погребен и воскрес Господь. Обретя Крест Господень, царица Елена на долгое время осталась в Иерусалиме и возвела несколько храмов: базилику Рождества Христова в Вифлееме, церкви на месте Вознесения Христа на Елеонской горе, Святого Семейства в Гефсимании, а также в других памятных евангельских местах.
На Голгофе, где был обретен честной Крест, святая царица начала созидать храм, который под своей кровлей объединил и место страданий Господних, и место Его погребения и славного воскресения. Строительство длилось десять лет.
Храмовый комплекс императора Константина Великого, 325 г. н.э. (не сохранился)
Окончание сооружения храма Воскресения Христова совпало с тридцатилетием царствования Константина и Тирским поместным Собором. Все иерархи были приглашены на торжества. Эти архиереи, а также многие другие святители из Палестины, Сирии, Персии, Месопотамии, Финикии, Фракии, Вифинии, Аравии, Киликии, Каппадокии, Египта и иных стран съехались в Иерусалим на торжественное освящение храма Воскресения Господня.
Иерусалимские церковные поэты написали для службы этого праздника прекрасные песнопения. Некоторые из них теперь поются всякий раз, когда освящается какой бы то ни было храм — на вечерней службе накануне дня его освящения.
«Обновляйтеся, братие, и, ветхаго человека отложивше, в новости жизни жительствуйте, всем узду наложивше, от нихже смерть: вся уды накажем, всякую лукавую древа снедь возненавидевше, и сего ради точию поминающе, древних да бежим. Тако да обновляется человек, сице чтится обновлений день».
(2-я стихира на вечерне)
В других песнопениях праздника также звучат параллели между освящением конкретного храма и Церковью как таковой, между новизной построенного и новизной жизни во Христе, между храмом-зданием и храмом души.
Можно считать, что освящение храма Воскресения Христова и самого Иерусалима было осуществлено силами всего христианского мира. Тогда и было установлено празднично отмечать этот день каждый год, как день победы и триумфа Христовой Церкви. С 335 года, когда 26 сентября был освящен храм Воскресения Христова, было также положено праздновать Воздвижение Креста Господня на следующий день, 27 сентября. Эти два взаимосвязанных праздника важны для Церкви как свидетельство о том, что распятие и воскресение Христовы — это не просто символы, но реально произошедшие исторические события, чему есть в том числе и вполне материальные подтверждения, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Иерусалиме во времена императора Константина Великого.
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, современная кувуклия над Гробом Господним, сооруженная 200 лет назад
Как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистив Святое Святых от осквернения сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (см.: 1 Макк. 4: 36–59), о чем упоминает Евангелие: Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления… (Ин. 10: 22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей Вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской. Обновление (освящение) Иерусалимского храма стало первым обновлением в ряду других в христианскую эпоху — позднее, к примеру, совершалось обновление храма Святой Ирины и храма «великой Церкви» Святой Софии при Юстиниане.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, Москва
По православным представлениям храмом Воскресения Христова может именоваться только Храм Гроба Господня. Поэтому самому Воскресению Христову посвящен только один храм — тот, что находится в Иерусалиме. Остальные Воскресенские храмы посвящены именно празднику Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В России праздник получил второе именование — «Воскресение словущее», что указывает на то, что он лишь слывет (именуется) Воскресением, в отличие от собственно праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи.
Церковь Воскресения Словущего на Литераторских мостках, Санкт-Петербург
Посвящение в честь Воскресения словущего традиционно для кладбищенских храмов. В этот день в храмах, освященных в честь Воскресения словущего, служба совершается пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» В народе этот праздник называют еще «осенней Пасхой».
«Обновляйся, обновляйся, новый Иерусалиме: прииде бо ти свет и слава Господня на тя возсия. Сей храм Отец созда, сей храм Сын утверди, сей храм Дух Святый обнови, просвещаяй и утверждаяй и освящаяй души наша».
(Стихира на хвалитех)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- О празднике Обновления храма / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Андреевский листок № 15 (Престольный праздник — Воскресение Словущее) (andreevsky-monastery.ru)
- Воскресение словущее (fondholyland.ru)
- О храме Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (vslov.ru)
26.09.2023