Почаевская икона Божией Матери
Чудотворная Почаевская икона Божией Матери — одна из известнейших святынь христианского мира. Особенно почитают ее в Украине, Беларуси, России, а также в Восточной Польше, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии.
Празднование иконы совершается 5 августа (23 июля по старому стилю), 24 апреля (11 апреля по ст. ст.) и 21 сентября (8 сентября по ст. ст.), а также в пятницу Светлой седмицы.
Божия Матерь на Почаевской горе
Почаевская икона Пресвятой Богородицы уже более 400 лет пребывает в Свято-Успенской Почаевской лавре на западе современной Украины. Сама же обитель находится в небольшом городке Почаеве Тернопольской области, в 22 километрах к юго-востоку от Кременца и в 67 километрах к северу от Тернополя.
В XIII–XIV веках, времени, когда впервые на Почаевской горе поселились иноки, эти земли относились к Галицко-Волынскому княжеству, одному из удельных княжеств Древней Руси.
Свято-Успенская Почаевская лавра
Хотя в летописях обитель впервые упоминается в 1527 году, монашеская жизнь на Почаевской горе началась около 1240 года (по другим источникам, 1340 года).
По преданию, иноки из Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от нашествия монголо-татар под предводительством хана Батыя в 1237–1240 годах, пошли на запад, к Волынским землям, и поселились в скалистых пещерах безлюдного, поросшего непроходимыми лесами холма, называемого Почаевской горой.
Есть и другая версия возникновения обители. Как она гласит, еще до нашествия татар на этом месте был скит, основанный афонским монахом Мефодием в 1228 году. Однако большинству исследователей эта версия представляется спорной.
Однажды одному из двоих подвизавшихся в тамошних пещерах иноков, в то время как он молился на вершине Почаевской горы, явилась Сама Царица Небесная. Она стояла на скале в столпе пламени, «горя и не сгорая, подобно ветхозаветной Неопалимой Купине. Объятый благоговейным страхом, пустынник позвал своего собрата, дабы и тот мог узреть дивное чудо».
Явление Пресвятой Богородицы в 1240 году на Почаевской горе
Третьим очевидцем этого явления стал местный житель Иван Босой (Босый), пасший поблизости овец. Он увидел издалека на скале Пресвятую Богородицу в огненном столпе и стоящего перед Ней инока. Спешно приблизившись к инокам, пастух спросил, что это было за видение. Иноки поведали ему, что Божия Матерь явилась на этом месте и после Ее явления остался отпечаток правой Ее стопы, из которого забил источник. Втроем они воздали благодарение Богу за явленное чудо…
Дивное чудо! Отпечаток остался в твердом камне, как в теплом воске, и наполнился целебной водой. И по сей день, сколько бы ни черпали из него, святой источник не иссякает. На месте, где ступали пречистые стопы Богородицы, был позднее возведен Успенский храм и возникла монашеская обитель.
Появление иконы Богородицы в Почаеве
Чудотворная икона Богородицы появилась в Почаевском монастыре в середине XVI столетия. Ее подарил местной помещице Анне Гойской проезжавший через Волынские земли греческий митрополит Неофит, впоследствии ставший патриархом Константинопольским. Существуют косвенные свидетельства славянского происхождения митрополита (вероятно, сербского или болгарского).
Старинный список Почаевской иконы Божией Матери с отпечатком Ее цельбоносной стопы
Анна Тихоновна Ерофеева Гойская (именно так она подписывается в своем завещании, «Ерофеева» — возможно, потому что покойный муж ее был Ерофей) происходила из старинного русского дворянского рода Козинских. В ее имении Орле близ Почаева владыка Неофит остановился для отдыха по пути в Москву, где собирался испросить щедрой материальной помощи у русского государя (по другим сведениям, возвращаясь из Москвы). Благодарный за гостеприимство, владыка благословил благочестивую вдову небольшим образом Божией Матери Елеу́сы (от греч. Ελεούσα — милостивая, милующая), или по-русски — Умиления.
Некоторое время святыня пребывала в домашней часовне Гойской. Постепенно стали замечать необыкновенное сияние от иконы. В 1597 году, когда после молитвы перед иконой исцелился от слепоты (по другим сведениям, от хромоты) родной брат Анны Тихоновны Филипп Козинский, она, страшась единолично обладать такой святыней, передала образ инокам Почаевского монастыря.
Что интересно, за год до этого чуда братия обители отказались принять Брестскую церковную унию 1596 года, оставшись верными Православию. История церковной унии показала, что эта попытка объединить две ветви христианства — Западную и Восточную — имела самые плачевные последствия.
Благодетельница Почаевского монастыря Анна Тихоновна (Ерофеева) Гойская из рода дворян Козинских
Анна Гойская щедро одарила монастырь, в том числе выделила средства и для основания в нем типографии. Она заповедала, чтобы никто не дерзал отобрать Почаевскую обитель с ее святыней у православных, и письменно поклялась, что будет судиться с нарушившими ее волю на Страшном Суде.
Первые чудеса от Почаевской иконы
После смерти Анны Гойской наследником образа стал польский магнат Анджей (Андрей) Фирлей. Анджей был лютеранином (по другим источникам, кальвинистом) и ненавидел Православие. 10 (23) июня 1623 года Фирлей напал на Почаевский монастырь и похитил, в числе иных святынь, Почаевскую икону Божией Матери. Святой образ находился в его замке в местечке Козине около 20 лет.
Однажды жена Фирлея кощунственно надела священническую фелонь и стала издевательски имитировать «службу» перед Почаевской иконой. Тут же последовало Божественное возмездие: женщина повредилась рассудком (злой дух вошел в нее). Не помогли и самые искусные лекари. Разум вернулся к несчастной только после того, как Андрей смирился и в 1644 году вернул Почаевскую икону законным владельцам.
Эта история с захватом Андреем Фирлеем иконы из обители и счастливым ее возвращением произошла во время игуменства в Почаевском монастыре великого святого — преподобного Иова (Железо), прозванного также Почаевским. С преподобным Иовом Почаевским связан период расцвета монастыря.
Рака с мощами преподобного Иова Почаевского
Нетленная рука прп. Иова Почаевского
Икона после своего возвращения на святую Почаевскую гору вновь стала сиять чудесами. Расскажем о самом известном из них.
В 1675 году во время правления Яна III Собеского Польская корона вела так называемую Збаражскую войну с Османской империей. В июле татарские полки турецкого войска во главе с ханом Нурредином (Нуреддином) окружили Почаевский монастырь.
Насельники обители и вместе с ними спасавшиеся за монастырскими стенами от вражеского нападения жители Почаева усердно молились Божией Матери и к тому времени уже причисленному к лику святых преподобному Иову.
На рассвете 5 августа (23 июля по старому стилю) татары готовились к штурму, а осаждаемые начали по повелению игумена Иосифа Добромирского петь акафист Божией Матери. Внезапно все увидели стоящую на воздухе Саму Пречистую с Небесными Силами бесплотными. Там же был явлен преподобный Иов, молящий Пресвятую Богородицу о заступлении за людей Своих.
Враги в страхе стали стрелять в небесное явление, однако стрелы их возвращались и ранили их же самих. Ужас объял татар. Они пытались спастись бегством и поражали друг друга.
Многие из них были захвачены в плен, а кто-то потом принял православную веру и даже стал монахом.
5 августа (23 июля по старому стилю) мы празднуем именно это чудесное спасение Почаевской обители от турецко-татарской осады.
Чудесное избавление Почаевского монастыря от турок и татар. Картина на входе в галерею и пещерную церковь во имя прп. Иова в Почаевской лавре
А вот и еще одно чудо, явленное Почаевской иконой Божией Матери. Однажды одного из иноков обители захватили в плен татары. Томясь в неволе, он тосковал по родной обители с ее святынями и дивными богослужениями. В канун главного праздника монастыря — Успения Пресвятой Богородицы — несчастный пленник особенно горячо молился Божией Матери о своем избавлении. Внезапно стены темницы исчезли, а инок чудесным образом был перенесен к стенам Почаевской обители.
Почаевская икона в руках униатов
С 1569-го по 1793 годы Волынский край находился под властью польской Речи Посполитой. В 1725 году не стало державного защитника православных в Польше Петра Великого. Русский царь посещал Почаевский монастырь во время Прутского похода 1711 года и с тех пор имел попечение о нем.
В это время постепенно, под давлением польских властей, церковных и светских, а также из-за произвола местных вельмож происходило отступление Почаевской обители от Православия. После смерти царя Петра обитель всецело перешла в руки печально известных униатов (последователей церковной унии — греко-католиков). Более чем на век Почаевский монастырь стал одним из центров Василианского (Базилианского) ордена.
Справедливости ради надо сказать, что униаты почитали Почаевскую икону и записывали явленные ею чудеса. В 1773 году лики младенца Христа и Его Пречистой Матери украсили присланные Папой Римским Климентом XIV золотые короны.
Почаевская икона Божией Матери в киоте с украшениями. Фото из Почаевской лавры.
Приблизительно к этому же периоду относится чудо, случившееся с богатым вельможей Николаем Потоцким. Однажды он путешествовал через Почаев. Вдруг экипаж его перевернулся. Граф Потоцкий был скор на гнев, поэтому тут же попытался застрелить кучера. Перепуганный насмерть возница вслух обратился к Божией Матери, явленной в Почаевской иконе, моля Ее о спасении. И пистолет неудавшегося убийцы дал осечку, затем — другую, третью…
Граф был настолько поражен этим чудом, что решил заехать в святую обитель к Почаевской иконе. И там, перед дивным образом Божией Матери, произошло еще большее чудо — преображение души. После посещения святыни это был уже совсем другой, смиренный и богобоязненный человек. В 1774 году Николай раздал всё, что имел, постригся в монахи и остаток своих дней провел в Почаевской обители, где и обрел вечное упокоение.
Граф Николай Потоцкий — католический покровитель Почаевского монастыря
Вновь в лоне Православной Церкви
В 1831 году произошло радостное событие — Почаевский монастырь и икону вернули Православной Церкви, а в 1833 году обитель получила статус лавры (от греч. Λαύρα — многолюдный монастырь — название мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение). Событие это было ознаменовано, как говорили современники, «делами дивными и чудными».
Монастырские документы свидетельствуют, что, например, «в 1832 году чудеса совершились: 1) над женой унтер-офицера Матфея Миропольского Елизаветой, исцелившейся от жестокой болезни в ноге; 2) над священником Каменец-Подольской епархии Никитой Голинкевичем, по собственному его письменному сознанию, выздоровевшим от долговременной болезни, после того как он всю надежду свою возложил на милость Матери Божией Почаевской; 3) над 28-летней девицей Оренбургской губернии Матроной Шлеговой, видевшей во сне преподобного Иова, игумена Почаевского, повелевшего ей идти в Почаев к Божией Матери, и по исцелении ею сего повеления действительно получившей освобождение от тяжкого недуга; 4) над девятилетней солдатской дочерью Анной Якимчуковой, на первом году жизни лишившейся от оспы зрения».
Слепую девочку Анну Якимчукову по ее усиленной просьбе взяла с собой ее бабушка-униатка, Агафья Андреевна Каминская. Более чем 200 километров 70-летняя бабушка и 9-летняя внучка шли из Каменец-Подольска, чтобы помолиться святой Почаевской иконе Божией Матери. Когда Анна приложилась к иконе и затем омыла больные глаза водой из святого источника, бьющего из отпечатка стопы Богородицы, она прозрела. Потрясенная этим чудом, бабушка ее Агафья Андреевна тут же приняла Православие.
А сколько еще было удивительных знаков милости Божией от этой святой иконы! Известия о них облетели всю Русь, с Почаевской иконы делалось множество списков (копий). Некоторые из этих списков также стали чудотворными. В самой Почаевской лавре тоже имеется такой список — больших размеров икона Почаевской Божией Матери. Образ этот был написан в благодарность за избавление Киева от эпидемии холеры в 1848 году. Внизу иконы изображен отпечаток стопы Богородицы в камне Почаевской горы.
Чтимый список Почаевской иконы Божией Матери со «стопочкой Богородицы» внизу образа
Чтимые копии Почаевской иконы
Всего существует более 300 списков Почаевской иконы Божией Матери, также почитаемых чудотворными. Большинство из них находится в России, например, в Иоанно-Введенской обители, что недалеко от Тобольска в Сибири; в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве; в храме св. вмч. Димитрия Солунского также в Москве; в храме свв. апостолов Петра и Павла в Лефортово (район в восточной части Москвы).
В 1933 году чтимая копия Почаевской иконы появилась и в Свято-Троицком храме в г. п. Мир (Беларусь). Больной супруге тогдашнего настоятеля церкви протоиерея Владимира Свирского во сне явилась Почаевская икона Божией Матери, и голос свыше сказал: «Молись сему образу и исцелишься!» Матушка Екатерина стала усердно молиться и на самом деле поправилась. Тогда о. Владимир попросил, чтобы в Почаеве ему написали копию Почаевской иконы. Для этого нового списка батюшка и нашел почетное место в иконостасе своего храма, как раз на том месте, где ранее висел утраченный во время лихолетья начала века старинный Мирский образ Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «Почаевская» над царскими вратами Свято-Троицкого храма в г.п. Мир, Беларусь
Иконостас Свято-Троицкой церкви в г.п. Мир с Почаевской иконой Божией Матери над царскими вратами
Храм Святой Живоначальной Троицы. Памятник культуры XVI в., г.п. Мир, Беларусь
Иконография Почаевского образа
Почаевский образ Божией Матери относится к иконографическому типу «Умиление» («Елеуса»). Техника письма — темперная, древняя византийская. Материал — липа. Богородица изображена по пояс. Мария с нежностью прижимает к Себе Божественного Сына и оборачивает Его босые ножки платом. Богомладенец щекой касается лика Своей Пречистой Матери. Левой рукой Он обнимает Богородицу, а правой благословляет молящихся. Матерь Божия смотрит на Сына с любовью и грустью, будто предчувствуя Его будущие страдания.
Древняя Почаевская икона Божией Матери. Фото
Размер иконы — 23х30 сантиметров. На полях — миниатюрные изображения святых: пророка Илии и мученика Мины — слева; первомученика Стефана и преподобного Авраамия — справа; внизу иконы — великомучениц Параскевы, Екатерины и Ирины. Как правило, такие дополнительные изображения по периметру «основной» иконы характерны для так называемых семейных икон. Обычно это изображения святых покровителей всех членов семьи.
Вероятнее всего, Почаевский образ Божией Матери изначально принадлежал роду митрополита Никифора и передавался в семье по наследству. Примечательно также и то, что изначально все надписи на иконе были на славянском языке. Это свидетельствует о том, что, возможно, «образ Почаевский писан рукой русскою» (или, во всяком случае, славянскою).
Есть и другая разновидность Почаевской иконы — без боковых изображений святых. Вместо них в нижней части образа символически изображается скала и отпечаток правой стопы Божией Матери, чудесно оставленный Ею в Почаевской горе.
В чем помогает икона Богородицы Почаевская
С того времени, как прозрел Филипп Козинский, и до наших дней исцеляющая благодать Божия, исходящая от святой Почаевской иконы, сотворила множество чудес. Истинно, по-евангельски, у этого чудного образа Божией Матери слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют… (Мф. 11: 5).
Чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей по молитве перед Ее Почаевским образом, подтверждены неоспоримыми свидетельствами очевидцев и зафиксированы записями в монастырских книгах. О чем бы мы ни попросили Матерь Божию с верою, всегда слышит нас наша теплая Заступница: в тяжких болезнях и житейских скорбях, в неразрешимых, казалось бы, ситуациях, в недоумениях и переживаниях за близких людей, в плену и даже на смертном одре.
Исцеление монахини в советское время
17 июня 1950 года в Почаевской лавре чудесно исцелилась до того страдавшая целых 48 лет параличом обеих ног монахиня Варвара (в миру Елена Константиновна Путятина). Она приехала из Чкалова (теперь г. Оренбург, Россия) вместе с помогавшей ей инокиней Марией. Когда монахиня приложилась к святой иконе Почаевской, то тут же встала на ноги. А ставшие ненужными ей костыли и поныне стоят в храме обители как безмолвные свидетели чуда исцеления.
Исцеление шестилетнего мальчика
Шестилетний Юра Кокорин из Екатеринбурга (Россия) после тяжелой болезни потерял слух. Врачи быстрого выздоровления не обещали. Однажды, навещая мальчика в больнице, его бабушка Валентина рассказала, что побывала в Почаевской лавре и привезла оттуда иконку Почаевской Божией Матери. Юра попросил оставить ему икону до утра.
На следующий день из больницы, где лежал Юра, позвонили его родителям и сообщили поразительную новость — они могут забрать своего ребенка домой, так как он уже хорошо слышит. Однако радость была недолгой — вскоре мальчик опять стал терять слух.
Как раз тогда в Екатеринбург привезли из Почаева чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Юра с родителями прошли крестным ходом во главе с этой иконой, и тогда болезнь отступила окончательно.
«Папа мне ушки не вылечил, мама не вылечила, врач не вылечил, — рассказывал мальчик о чуде. — А сейчас словно кто-то продул их, я всё слышу».
Чтимый список Почаевской иконы. Фото крупным планом
Исцеление Ирины (г. Кривой Рог, Украина)
«Я, раба Божия Ирина … в 2000 году очень заболела, практически не могла ходить. [Почти всё время] я лежала, даже не могла сидеть, были сильные головные боли, беспокоило сердце. Не чувствовала половину своего тела. Скорая помощь практически через день приезжала ко мне… Никто не мог поставить правильный диагноз, а, значит, и [назначить] правильное лечение. [На] два года я, молодая женщина с маленьким ребенком на руках, оказалась практически инвалидом… Иногда посещало нежелание жить.
По воле Божией меня привезли в монастырь… В первый же день в монастыре я смогла отстоять службу, которая длилась около пяти часов. Я сама не поверила, что могу стоять. Мы поклонились Почаевской иконе Божией Матери. А когда я приложилась к мощам святого Иова Почаевского, у меня на лбу с правой стороны (я тогда не чувствовала правую сторону своего тела) появилось красное пятно, как после ожога, и у меня появилось ощущение тепла в этом месте. В тот же день у меня появилась сила и уверенность в ногах, руках, я поняла, что могу ходить сама, не боясь, что упаду.
Домой из монастыря я возвращалась с чувствами, которые просто невозможно было описать. Я не стала абсолютно здоровой, но я стала выздоравливать, чувствовать себя уверенной, появилось желание жить. Я могла выйти из квартиры и пройти сама 100–200 метров, это для меня было чудом!
И когда я [сама] привела своего ребенка в школу в первый класс, было огромное чувство радости! После Божьей милости, которая произошла со мной в Почаевском монастыре, я и вся моя семья обратились к Богу! Слава Богу за всё!»
Чудесное рождение дочери
«Около десяти лет назад побывали с мужем в Почаевской лавре. Я тогда еще не была воцерковлена, и, помню, мне было очень тяжело находиться в храме, поскольку я ни разу до того времени не была на исповеди. Когда спустилась святая икона, пришло облегчение. После возвращения из лавры в скором времени, несмотря на прогнозы врачей, я забеременела и [у меня] родилась дочь. Это чудо, о котором, наверное, нужно рассказать. Божья Матерь, Пресвятая Владычица, Заступница, спасибо Тебе за всё! Слава Богу за всё! Просто реально могу сказать, пройденное на собственном опыте, жизнь БЕЗ Бога уже здесь на земле как ад. А когда человек хочет быть с Ним, всегда Господь ему помогает. Низкий поклон всем, кто трудится в этом святом месте, и огромное спасибо!»
Помощь Божией Матери р. Б. Леониду (г. Киев)
«В самой лавре мне пока побывать не довелось, но могу поделиться случаем, связанным с иконой Почаевской Божией Матери. Во время Всеукраинского крестного хода уже на подходе к Киеву (где я живу) группа, шедшая из Почаевской лавры, остановилась в селе Дмитровка. Я после работы поехал встретить крестный ход в Дмитровку. Там народ отдыхал возле местного храма, а в самом храме выставили для поклонения икону Почаевской Божией Матери. Я, естественно, подошел к ней приложиться. Ничего специального не просил. Но к вечеру того же дня вдруг заметил, что у меня вот так вот враз прекратились желудочные боли, которые беспокоили к тому моменту уже несколько дней. И, пожалуй, с тех пор и не возвращались. Вот так вот, даже без специальной просьбы, Божия Матерь увидела мою небольшую проблему и помогла! Действительно, чудотворная икона!»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской», глас 5
Пред свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́ры и́стинныя позна́ние прие́млют/ и ага́рянская наше́ствия отража́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ припа́дающим,/ грехо́в оставле́ние испроси́,/ по́мыслы благоче́стия сердца́ на́ша просвети́,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской», глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м/ к ди́вному о́бразу Ея́,/ и́же на горе́ Поча́евстей:/ к нему́же уми́льно взира́юще/ и моля́щеся Цари́це Влады́чице/ из глубины́ душе́вныя вопие́м:/ О Пречу́дная Де́во,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ от лет дре́вних избра́вшая оби́тель Поча́евскую/ в ме́сто селе́ния Своего́!/ Зе́млю оте́чественную на́шу в правосла́вии и ми́ре утверди́,/ и спаси́ всех предстоя́щих/ и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред Пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми./ Не отврати́ рабы́ Твоя́ тщи́:// Тя бо еди́ну Наде́жду и́мамы.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской», глас 1
Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ Поча́евская Твоя́ ико́на, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к ней притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ ла́вру Твою́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест стоя́щих страна́х утверди́,/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х:// ели́ка бо хо́щещи, мо́жеши.
Велича́ние Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской»
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и почита́ем честну́ю ико́ну Твою́,/ ю́же от лет дре́вних// на горе́ Поча́евстей просла́вила еси́.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской»
К Тебе́, о Богома́ти, моли́твенно притека́ем мы, гре́шнии, чудеса́ Твоя́, во святе́й ла́вре Поча́евстей явле́нная, помина́юще и о свои́х сокруша́ющеся прегреше́ниих. Ве́мы, Влады́чице, ве́мы, я́ко не подоба́ше нам, гре́шным, чесого́ проси́ти, то́кмо о е́же Пра́ведному Судии́ беззако́ния на́ша оста́вити нам. Вся бо на́ми в житии́ претерпе́нная, ско́рби же, и ну́жды, и боле́зни, я́ко плоды́ паде́ний на́ших прозябо́ша нам, Бо́гу сия́ на исправле́ние на́ше попуща́ющу. Те́мже вся сия́ и́стиною и судо́м Свои́м наведе́ Госпо́дь на гре́шныя рабы́ Своя́, и́же в печа́лех свои́х к заступле́нию Твоему́, Пречи́стая, притеко́ша и во умиле́нии серде́ц к Тебе́ взыва́ют си́це: грехо́в и беззако́ний на́ших, Блага́я, не помяни́, но па́че всечестне́и ру́це Твои́ воздви́гши, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу предста́ни, да лю́те соде́янная на́ми отпу́стит нам, да за премно́гая неиспо́лненная обеща́ния на́ша лица́ Своего́ от рабо́в Свои́х не отврати́т, да благода́ти Своея́, спасе́нию на́шему посо́бствующия, от душ на́ших не оты́мет. Ей, Влады́чице, бу́ди спасе́нию на́шему Хода́таица и, малоду́шия на́шего не возгнуша́вшися, при́зри на стена́ния на́ша, я́же в беда́х и ско́рбех на́ших пред чудотво́рным Твои́м о́бразом возно́сим. Просвети́ умиле́нными по́мыслы умы́ на́ша, ве́ру на́шу укрепи́, наде́жду утверди́, любве́ сладча́йший дар сподо́би нас прия́ти. Си́ми у́бо, Пречи́стая, дарова́ньми, а не боле́зньми и скорбьми́ живо́т наш ко спасе́нию да возво́дится, но, от уны́ния и отча́яния ду́ши на́ша огражда́ющи, изба́ви нас, маломо́щных, от находя́щих на ны бед, и нужд, и клеветы́ челове́ческия, и боле́зней нестерпи́мых. Да́руй мир и благоустрое́ние жи́тельству христиа́нскому предста́тельством Твои́м, Влады́чице, утверди́ Правосла́вную ве́ру в стране́ на́шей и во всем ми́ре. Це́рковь Апо́стольскую и Собо́рную умале́нию не преда́ждь, уста́вы святы́х оте́ц на ве́ки непоколеби́мы сохрани́ и всех к Тебе́ притека́ющих от ро́ва поги́бельнаго спаси́. Еще́ же и е́ресию прельще́нных бра́тий на́ших или́ ве́ру спаси́тельную в грехо́вных страсте́х погуби́вших па́ки ко и́стинней ве́ре и покая́нию приведи́, да вку́пе с на́ми, Твоему́ чудотво́рному о́бразу покланя́ющеся, Твое́ предста́тельство испове́дят. Сподо́би у́бо нас, Пресвята́я Госпоже́ Богоро́дице, еще́ в животе́ сем побе́ду и́стины Твои́м заступле́нием узре́ти, сподо́би нас благода́тную ра́дость пре́жде кончи́ны на́шея восприя́ти, я́коже дре́вле насе́льники Поча́евския Твои́м явле́нием победи́тели и просвети́тели ага́рян показа́ла еси́, да вси мы благода́рным се́рдцем вку́пе со А́нгелы, и проро́ки, и апо́столы, и со все́ми святы́ми, Твое́ милосе́рдие прославля́юще, воздади́м сла́ву, честь и поклоне́ние в Тро́ице пева́емому Бо́гу Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
20.09.2023