X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Монахам украшение — преподобные отцы Соловецкие

Святые соловецкие

Кто доволен изрещи ваша чудодеяния, преподобнии отцы Зосимо, Савватие и Германе? Мы убо, радостию и божественною любовию почитающе всехвальную и всечестную память вашу, от непостижнаго ума нашего недостойнии, малое сие пение приносим: Радуйтеся, исполненнии Христовы красоты, и пресветла от Него и преизобильна восприимшии вечнующая воздаяния: телесы убо вас морский остров прият, души же самое Небо, идеже почести трудов своих, прехвальнии, восприясте от Христа всех Царя и Бога. Темже молим вы: посещайте милостивно и молите непрестанно о всех нас, преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, монахом украшение.

Икос канона прпп. Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

 

В ХV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 год) и второе перенесение их святых мощей и мощей преподобного Германа Соловецкого в 1992 году. Прославленные на Макариевском соборе в 1547 году Зосима и Савватий в жизни никогда друг с другом не встречались, но тем не менее в сознании русских людей и в церковной традиции их имена навсегда связаны.

Церковь чтит и третьего из основателей Соловецкого монастыря — преподобного Германа, который в 1428 году первым посетил это место, облюбовал его для молитвенного уединения, но остаться здесь в одиночку не решился. Белое море восемь месяцев в году лишено судоходности: оно не замерзает, а превращается в бассейн с опасными дрейфующими льдинами, тем самым отрезая человека от сообщения с большой землей. Никто долгие годы не дерзал селиться на острове. В 1429 году преподобный Герман привез на остров Савватия, и они стали первыми соловецкими жителями. После преставления преподобного Савватия в 1436 году со старцем Германом приехал на Соловецкий остров преподобный Зосима.

Но имена преподобных принято произносить в другом порядке: Зосима, Савватий, Герман, хотя Зосима оказался на острове последним из всех троих. Вероятно, это связано с тем, что он является строителем первого храма, создателем монастыря, а также одним из первых его настоятелей.

 

преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

В иконографии преподобные Зосима и Савватий Соловецкие традиционно изображаются вместе, хотя в земной жизни они никогда не встречались

У каждого из преподобных была своя миссия на Соловках. Святой Герман был первопроходцем-разведчиком, верным другом, сподвижником, объединителем, хранителем памяти. Он являл собой образ смиренного монаха, готового оказать помощь ближнему в самых обыденных делах. Его постоянной функцией была доставка продуктов и нужных для монастырского хозяйства вещей с материка на остров. Всякий раз, отправляясь в путешествие по студеному Белому морю, он рисковал жизнью и проявлял чудеса смелости.

Неутомимый труженик родился в бедной семье, до конца жизни был неграмотным, но его радением записаны жития святых Савватия и Зосимы, он хотел сохранить память о них для потомков и сам диктовал свои воспоминания ученикам. Преподобный Герман скромно отстранялся от подвигов своих духовных друзей и был причислен к лику святых только через 150 лет после прославления Зосимы и Савватия, но очевидно, что ни одно важное решение не принималось без совета с ним.

 

Преподобный Герман рассказал старцу Савватию

Преподобный Герман рассказал старцу Савватию, что есть воля Божия быть на этом месте обители иноческой, где соберется множество монахов, и имя Божие прославится ими на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет

Преподобный Савватий Соловецкий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. О его предшествующей жизни ничего не известно: ни кем он был, ни откуда пришел в обитель преподобного Кирилла Белозерского, ни где принял пострижение. Житие преподобного сообщает, что он подвизался в обители «во дни благочестивого князя Василия Васильевича», то есть после 1425 года (начало княжения Василия II).

Житие Савватия так рассказывает о начале подвигов преподобного: «Услыхав о том, что в Новгородской же области находится озеро Нево (то есть Ладожское), а на нем остров, называемый Валаам, где находится монастырь во имя Преображения Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, день и ночь благоугождая Богу и питаясь трудами рук своих, преподобный Савватий стал просить игумена и братию Кириллова Белозерского монастыря о том, чтобы его с благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство». Игумен дал ему свое благословение.

 

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

На Валааме, также, как и в Кирилловом монастыре, Савватий вел добродетельную и подвижническую жизнь. Однако, тяготясь похвалами и почестями, которыми его окружила братия обители, инок задумался об отыскании более безмолвного и уединенного места для поселения. Еще раньше он слыхал о пустынном и безлюдном Соловецком острове на Белом море (главном из шести Соловецких островов, расположенных при входе в Онежскую губу Белого моря). Преподобный решает переселиться туда.

 

Соловецкий архипелаг в Белом море

Соловецкий архипелаг в Белом море

У устья реки Выги, впадающей в Онежскую губу Белого моря, на месте, называемом Сороки, издавна находилась часовня. Здесь Савватий встретился с иноком Германом, жившим при часовне уединенной жизнью. Савватий рассказал ему о своем желании, и оба подвижника решили вместе поселиться на Соловках. Положившись на Бога, они приготовили лодку, захватили с собой немного пищи и одежды, а также орудия, необходимые для работы. Дождавшись тихой погоды, иноки начали свое плавание и в два дня пути благополучно достигли острова.

 

Место молитв уединенных

Место молитв уединенных

Подвижники отошли немного в глубь острова и нашли там весьма красивую местность, пригодную для поселения. Здесь святые водрузили крест, построили келью и начали жить в трудах и молитве. Место их первоначального поселения находится в 12-ти верстах от нынешней Соловецкой обители, близ горы Секирной. Впоследствии здесь была сооружена пустынь с часовней во имя преподобного Савватия. Гора получила свое название вследствие происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством решил обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему».

 

Преподобный Савватий остался один на острове

Преподобный Савватий остался один на острове и жил так долгое время

Прошло шесть лет, и Герман испросил, по обычаю, у святого благословения, чтобы отправиться на побережье и на Онегу-реку ради некоторых надобностей. Савватий остался один. Однажды, стоя на молитве, он получил весть от Бога, что ему надлежит освободиться от телесных уз и отойти ко Господу. Почувствовав приближение смерти, преподобный стал размышлять о том, как бы ему причаститься Святых Таин. На острове не было священника, и святой Савватий решил вернуться на материк. После молитвы он пошел к морю и обнаружил на берегу готовую к плаванию лодку с полным снаряжением. Усмотрев в этом Божие попечение, святой вошел в лодку и переплыл море, хранимый благодатию Божией, за один день. Достигнув берега, он отправился к устью реки Выги. По пути Савватий повстречал некоего игумена Нафанаила, который со святыми дарами следовал в отдаленную деревню, чтобы причастить находившегося при смерти больного. Сначала Нафанаил хотел причастить Савватия на обратном пути и предложил ему подождать в церкви на Выге. «Отче, не откладывай до утра, — отвечал преподобный, — ведь мы не знаем, будем ли сегодня дышать воздухом, а тем более, как можем знать о том, что случится потом». Не осмеливаясь более противоречить угоднику Божию, Нафанаил причастил святого. Савватий благополучно достиг церкви на реке Выге и затворился в келье, находившейся при ней. Здесь его повстречал некий купец, новгородец по имени Иоанн, плывший по Выге со своими товарами. Преподобный благословил его и попросил остаться на ночь; Иоанн сперва стал отказываться, но тут на реке началась буря, и купец увидел в этом знак Божий. Той же ночью преподобный Савватий скончался. Наутро Иоанн нашел его в келии сидящим во всем иноческом облачении. Вместе с вернувшимся к тому времени игуменом Нафанаилом они предали тело преподобного Савватия земле. Это случилось 27 сентября 1435 года. Святые мощи пребывали здесь же, на Выге, до того времени, когда были перенесены на Соловецкий остров. Житие святых Зосимы и Савватия рассказывает о многих чудесах, которые происходили у гроба преподобного.

 

Вид с Секирной горы на Савватиевский скит

Вид с Секирной горы на Савватиевский скит, Соловки

О личности Зосимы Соловецкого нам известно чуть больше, чем о преподобном Савватии. Зосима родился в Новгородской области. Его родина — село Толвуя, находившееся на берегу Онежского озера. По другим источникам его родители, люди весьма богатые, первоначально жили в Новгороде, а затем переселились в деревню Шунга, ближе к морю. Родителей преподобного звали Гавриил и Варвара; своего сына они с юных лет воспитали в христианских добродетелях и выучили грамоте. Желая сохранить чистоту душевную и телесную, отрок отказался вступить в брак; покинул семью и жил отшельником в уединенном месте, приняв иноческий образ.

В поисках наставника Зосима повстречался с иноком Германом, ранее жившим вместе с преподобным Савватием на Соловецком острове. Герман рассказал Зосиме историю жизни и подвигов преподобного Савватия. Услышав об этом, как повествует житие, преподобный Зосима «весьма возрадовался духом и пожелал быть жителем того острова и преемником преподобного Савватия, почему и стал усердно просить Германа довести его до того пустынного острова и научить его там житию иноческому».

К тому времени отец Зосимы умер. Преподобный похоронил его, мать же уговорил принять пострижение в монастыре. После этого Зосима раздал оставшееся после родителей имущество нищим, а сам вернулся к Герману. Преподобные иноки благополучно достигли Соловецкого острова и избрали себе подходящее место для поселения. Согласно монастырскому преданию, это произошло в 1429 году.

 

Видение преподобному Зосиме

Видение преподобному Зосиме

Иноки срубили себе кельи. Место же построения церкви указало чудесное знамение, которое сподобился увидеть преподобный Зосима: утром следующего после прибытия на остров дня, он узрел пресветлый луч, который сиял с неба. Впрочем, до построения церкви было еще далеко. Вскоре Герман отправился на материк для пополнения запасов, необходимых для строительства монастыря. Ему пришлось задержаться на побережье; наступила осень, и плавание по Белому морю сделалось невозможным. Зосима зимовал на острове в одиночестве. Это было крайне тяжело: святому пришлось пережить и голод, и бесовские наваждения. Когда преподобный уже отчаялся найти себе пропитание, запасы продовольствия пополнились чудесным образом: к нему явились некие мужи с санями, полными хлеба, муки и масла.

Весной вернулся старец Герман, а с ним еще один человек — рыбак по имени Марк, который позднее принял пострижение с именем Макарий. Вскоре на остров приплыли и другие иноки. Они принялись рубить деревья и строить кельи, а затем на месте, где было видение преподобному Зосиме, срубили и небольшую церковь во имя Спаса Преображения.

 

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Для освящения церкви необходимо было благословение архиепископа, а также церковная утварь, антиминс; необходим был и игумен для обители. Преподобный Зосима послал одного из братии в Новгород, к святителю Ионе. Вскоре благословение и всё необходимое для освящения церкви было получено; прибыл и игумен — иеромонах Павел. Церковь была освящена, и так начала свое существование Спасо-Преображенская Соловецкая обитель.

Братия вела многотрудную жизнь: иноки проводили время в посте и молитвах, своими руками возделывали землю, рубили лес, ловили рыбу, варили соль, которую затем продавали заезжим купцам, получая взамен необходимое для монастырской жизни. Не выдержав столь тяжкого жития, игумен Павел вскоре покинул монастырь. После того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове, братия решила, что игумен должен быть избран из иноков, живущих в монастыре. После продолжительных просьб монастырской братии и по настоянию святителя Ионы игуменом обители стал преподобный Зосима. Число иноков в обители постоянно увеличивалось. По благословению игумена Зосимы была возведена новая деревянная церковь во имя Спаса Преображения, большая трапезная, а также церковь во имя Успения Божией Матери.

 

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

В 1465 году в обитель были перенесены мощи преподобного Савватия Соловецкого и были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы, в особой часовне. А в скором времени из Новгорода была привезена икона святого Савватия, пожертвованная в монастырь упомянутыми выше купцом Иоанном и его сыном Феодором.

Последние годы своей жизни преподобный Зосима по-прежнему проводил в постоянных трудах и молитвах, ни на минуту не забывая о смерти и неотвратимости Божьего суда. Своими руками он соорудил себе гроб и держал его в сенях кельи. Предчувствуя приближение смерти, преподобный вверил монастырь своему преемнику — Арсению, затем собрал братию и преподал ей наставление. Скончался преподобный игумен Зосима 17 апреля 1479 года. Братия с честью похоронила его в могиле, которую он выкопал своими руками, за алтарем церкви Святого Преображения Господня; позднее над могилой сооружена была часовня. В 1566 году, 8 августа, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия торжественно перенесли в придел соборного храма во имя преподобных, где они покоятся и доныне.

 

Мощи преподобных Зосимы Савватия и Германа

Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Преображенском соборе Соловецкого монастыря

Как и святой Савватий, святой Зосима прославился как великий чудотворец. Известны его многочисленные чудеса, которые стали совершаться вскоре после его кончины. Много раз преподобный являлся плавающим по морю, когда они находились в опасности, останавливал бурю и спасал корабли от потопления; иногда его видели в храме среди молящихся иноков; больные получали исцеление у гробниц Зосимы и Савватия молитвами преподобных.

В XVI веке Соловецкий монастырь становится одной из богатейших обителей русского Севера. Он прославился и как военный страж северных рубежей России, не раз принимавший на себя удары врагов и в XVII, и в XVIII, и даже в XIX веке. XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года обитель была закрыта по решению советской власти, а в 1923 году превращена в лагерь особого назначения, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения, просуществовавшую два года. В 90-е годы на острове вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам: 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 19 – 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Освященные духовными подвигами иноков, обагренные святой кровью мучеников и исповедников, Соловки и сегодня являются островами молитвы среди житейского моря.

Молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

O, преподбнии отцы, велицыи заступницы скорби и услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, o преподобнии: избавите ны от огня, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и, якоже умершую отроковицу возстависте, якоже неисцельныя раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от всех врагов видимых и невидимых оградите ны, да прославим Всесвятую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из архива Свято-Елисаветинского монастыря и интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902–1911. Сентябрь (Житие преподобного отца нашего Савватия, соловецкого чудотворца); апрель (Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого);
  2. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X–XX вв. М., 1992;
  3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.
  4. Преподобные Герман, Савватий и Зосима Соловецкие: истории с продолжением (monastery.ru)
  5. Соловецкий монастырь: история, основатели Соловецкой обители (pravmir.ru)

21.08.2023

Просмотров: 694
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать