X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Старайся духа не угашать»

Преподобный Иоанн Алексеев

В рубрике «Письма духовным чадам» мы предлагаем вам избранные письма близких нам по времени святых и подвижников благочестия. В этих письмах — живое слово и духовное наследие великих пастырей, где и сегодня каждый из нас сможет найти ответы на сложные вопросы о христианской жизни в современной действительности.

Все мудрые советы и наставления, адресованные разным людям по разным аспектам духовной жизни, основаны на собственном аскетическом опыте и глубоком понимании святоотеческого наследия. Надеемся, что такое живое пастырское слово обретет благодатную почву в ваших сердцах…

Сегодня делимся с вами письмом преподобного Иоанна (Алексеева), известного валаамского старца.

Преподобный Иоанн Валаамский (Алексеев) (1873-1958) впервые поступил в монастырь шестнадцатилетним юношей. Впоследствии стал схиигуменом и духовником Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Преподобный Иоанн был продолжателем Валаамской традиции старчества, унаследованной с Афона и принесенной в обитель учениками преподобного Паисия Величковского. Пережив эвакуацию, старец закончил свою земную жизнь на Новом Валааме в Финляндии.

Боголюбивейшая Елена! Христос посреди нас!

Твое почтенное письмецо я получил и прочел с любовью.

Хорошо, что ты стремишься к духовной жизни, но старайся духа не угашать, хотя вам и труднее развивать духовную жизнь в миру, но стремящимся Господь поможет.

Святой Иоанн Лествичник удивляется странному в нас действию: почему мы, имея помощниками на добродетель и всесильного Бога, и ангелов, и святых человеков, а на грех — одного беса лукавого, удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Остался вопрос открытым — святой не хотел нам объяснить. Однако можно догадываться, что наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляюще помогают диаволу, и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели, насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, и хранит Господь не за наши труды, а за смирение. «Где случилось падение — там предварила гордость», — говорит Лествичник.

Но Господь по Своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченая природа очень и очень склонна ко греху. Святые отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом. Теперь у тебя есть книжица «Невидимая брань» — посматривай в нее почаще.

Когда ты уезжала, я глядел на пароход с берега, но постеснялся махать рукой, ибо там стояли наши батюшки. Долго я смотрел на пароход, пока он не скрылся из моих глаз, и пошел в свою келлию с грустью, точно что-то потерял дорогое. Человецы есмы, и человеческое [о себе] напоминает. Мало пришлось нам беседовать на пользу души. Все как-то было несвободно, а когда выпадали минуты свободные поговорить — был усталый и течения мыслей иногда были не связны. Но я надеюсь, что ты мои недостатки покроешь христианскою любовью. Хотя и короткими были наши беседы, однако и я получил пользу от твоей откровенности. Конечно, ты это не заметила. В общем, наш разговор был по душам. Так говорить не только с мирянами, но и с иноками не приходится.

После твоего отъезда у меня оказалось времени много свободного. По окончании покоса вся братия получила отдых и готовится ко Святому Причастию в воскресенье, а я вступил в седмицу служить и тебя поминаю в своих недостойных молитвах.

Относительно молитвенного твоего правила умудряйся сама, только чтобы было не на ветер, как бы только выполнить. Старайся внимательно. Не лучше ли сократить, чем со смущением выполнять и быть рабом у правила? Это не моя мысль, а святого Исаака Сирина. И в «Невидимой брани» это писано, только не помню, в которой главе. […]

Призываю на тебя Божие благословение, пребываю с любовью во Христе.

Твой недостойный сомолитвенник схиигумен Иоанн

14.08.1945

Источник:

Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о духовной жизни. — М. : Сретенский монастырь, 2019 г.

23.08.2023

Просмотров: 131
Рейтинг: 4.6
Голосов: 18
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Удивительное письмо. Все святые отцы говорят, что устоять в добродетелях мы бессильны. Бог дает нам Духа Святого за смирение. И когда мы получим этого огненного духа то апостолл говорит, что заповеди Христовы не тяжки и они легки потому, что мы от духа родились. Так же апостолл Павел говорит в ком Дух Христов у того тело мертво ко греху. А сам Христос говорит кто любит меня, тот заповеди мои исполнит. И Феофан Затворник добавляет заповеди надо исполнить все. Что такое смирение? Иосиф Исихаст пишет. Смирение это познание истины. Истина состоит в том, что человек состоит из глины и он есть то, что было прежде всего. Как же его достич? Кто имеет веру и надежду на Бога, тот постоянно просит Бога об исцелении. Господи Иисусе Христе помилуй мя. В этом суть христианства. Если этого нет то человек беседует со своими мыслями мечтаниями и воображением, а это по сути разговор и жизнь с бесами так, как весь падший человек пронизан грехом, удовольствиями и сластями. Спаси всех Господи.
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать