X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Как нам прославить святого Петра? (ч. 1)

О праздничном каноне святых Петра и Павла

Служба святых апостолов Петра и Павла начинается словами: «Ки́ими похва́льными венцы́ увязе́м Петра́ и Па́вла?...» То есть как нам прославить, какими венцами похвалы увенчать Петра и Павла? В Священном Писании сказано: …Будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13: 15). Почитая святых, мы в первую очередь прославляем Бога, а «жертвой хвалы», то есть «плодом уст», являются наши молитва и славословие, которые мы приносим дома и на богослужении.

 

Сердцевина вечерней службы, ее кульминация — это канон. На праздник святых Петра и Павла канон состоит из двух частей: отдельно Петру и отдельно Павлу. В этом есть исторический смысл, ведь жизненный путь каждого апостола складывался индивидуально. Знаменитая икона, где святые Петр и Павел изображены вместе, напоминает лишь о немногочисленных встречах, когда первоверховные лидеры Церкви могли воочию видеть друг друга.

Пе́снь 1

Тя предве́чный проуве́дев, предуста́ви, всеблаже́нне Пе́тре,/ я́ко предста́теля Своея́ Це́ркве и первопресто́льника.

Канон святому Петру, так же как и второй канон (о котором речь пойдет отдельно) — святому Павлу, — написан знаменитым поэтом и богословом Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным (VII в.).

 

Стиль обоих канонов достаточно лаконичен. Тропари иногда напоминают не стихотворения, а возгласы, которые можно сравнить с кратким возгласом — «Аксиос!» («Достоин!»), — и этим бывает всё сказано. Например, второй тропарь первой песни канона состоит всего из одной фразы: «Тебя, всеблаженный Петр, Предвечный (Бог), познав глубину твоей веры, назначил предстоятелем Своей Церкви и первоиерархом».

Пе́снь 3

Тя, блаже́нна, сла́дкая уста́ Христа́ Бо́га и сокро́вище тве́рдо Ца́рствия показа́ша./ Те́мже воспева́ем тя, Пе́тре апо́столе.

Чем апостол Петр угодил Богу более других учеников? Ведь все апостолы были сильны духом, ходили по стопам своего Божественного Учителя, проповедовали Царствие, исцеляли больных… Но что-то особенное в личности святого Петра, конечно, было. Очевидно, он обладал даром слова, способностью убеждать и вести за собой. Не случайно он многократно отвечает первым на вопросы Учителя, порывисто вызывается проявить свою веру (…выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14: 29) или …если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26: 33). Впоследствии дар слова излился устами апостола Петра при ответе перед синедрионом и затем в Посланиях апостола. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин называет его «сладкими устами Христа Бога» и «твердым (как алмаз) сокровищем Царства».

Пе́снь 4

Челове́ком ловца́ тя, я́коже обеща́ Христо́с, соде́ла Боже́ственна Своея́ Це́ркве,/ пе́рвому вручи́в корми́ла.

Не случайно Господь избрал Своих первых апостолов «от моря». Образ лодки, воды, сетей в Священном Писании постепенно трансформируется в «корабль Церкви» посреди «моря житейского», где искусные «рыбари», служители Бога, вылавливают тонущих в суете мира сего «человеков» для их спасения.

 

Когда Петр в ужасе от неожиданного улова рыбы воскликнул: …выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5: 8), Иисус сказал в ответ: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5: 10). Очевидно, эти слова очень удивили апостола и всех, кто был рядом. Разве можно ловить «человеков» сетями, как рыбу? Впоследствии они поняли, что речь о душах человеческих, спасти которые помогает Богу Церковь и каждый искренне верующий.

Пе́снь 5

И́же от любве́ прии́м дерзнове́ние к Бо́гу,/ досто́йно чуди́м быва́ше лове́ц и неве́жда,/ чудоде́йствуя пресла́вно благода́тию.

Так «ловец» и «невежда» становится «достойно чудим», то есть достойным удивления окружающих людей, особенно первосвященников и книжников, которые никак не ожидали в речах простого рыбака услышать пространные богословские поучения. Да и нас не может не удивлять сила Божия, возведшая простого необразованного человека на степень церковного первоиерарха. Доказательством избрания Божьего были многочисленные чудеса, которыми Петр «чудодействовал преславно благодатью». Но источником необыкновенной духовной силы Петра были «дерзновение к Богу», пламенная молитва, непрестанное Богообщение, которое он «принял от любви», своей исключительной любви к Господу Иисусу как при Его земной жизни, так и по Его Вознесении.

Пе́снь 6

Я́коже дре́вле, Христе́, десни́цею Твое́ю по воде́ пе́ша ходя́ща Петра́ спасл еси́,/ и мене́, потопля́ема бу́рею лю́тых напа́стей, спаси́, я́ко Милосе́рд.

В Святом Евангелии личность Петра, его поступки зачастую показывают нам пример того, как следует жить во Христе, борясь со своим ветхим человеком, возрастая духовно в смирении и послушании воле Божией. Он был и остается примером пламенной веры, любви к Богу и ближним, примером покаяния после своего отречения от Бога. Кто может избежать падений, живя в мире, полном греха, соблазнов и страстей? Это настоящее море, в котором без помощи Божией невозможно спастись от «потопления бурей лютых напастей».

 

Здесь мы тоже можем вспомнить Петра, который с пылкой решимостью отважился выйти из лодки навстречу Господу, но, еще не имея твердой веры, стал утопать. Впрочем, «десница Господня» всегда рядом, готовая поддержать. Главное — не забывать о «нищете духа», первой заповеди блаженства, как не забыл и Петр, когда закричал: Господи! спаси меня (Мф. 14: 30).

Пе́снь 7

Ми́лостивному, Боже́ственным про́мыслом Христо́вым наказу́емь,/ подо́битися попуще́н был еси́, пре́жде стра́сти, Пе́тре,/ отверже́ния подпа́сти волне́нию.

Но самым драматичным событием в жизни святого апостола Петра, безусловно, был момент его отречения. Многие считают, что причиной его слабости стал страх, недостаток веры, отсутствие просвещения Духом Святым, последовавшим лишь в день Пятидесятницы… В любом случае отречение произошло не для того, чтобы мы осудили пылкость и самоуверенность первоверховного апостола. В основе отречения Петра — «Божественный Промысл Христов, который милостивно наказывает, учит» не только апостола, но и каждого из нас: никто не застрахован от такого тяжкого грехопадения, как отречение от Бога. Какие обстоятельства могут встретиться и нам, какой страх смерти, какой позор, какое разочарование во «всемогуществе Божьем», когда Творец Мира выглядит как беспомощный узник среди ненавидящих Его людей?! Важно, чтобы и после того, когда кто-либо «подпадет волнению отвержения», пролить слезы покаяния и годами терпения и трудов загладить грех, как это сделал апостол Петр тотчас после падения: …выйдя вон, плакал горько (Мф. 26: 75).

Пе́снь 8

Возде́жут твои́ ру́це и ко кресту́ тя препоя́шут, —/ Влады́ка предре́к, Пе́тре, повелева́ет после́довати зову́щу:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

На некоторых иконах изображают лик апостола Петра с бороздой от слез, которые он проливал каждый день, оплакивая свое отречение.

 

Но необычайная любовь, которую Петр имел к Богу, помогла ему преодолеть последствия греха и возвратить апостольский чин. Во искупление троекратного отречения от Господа Иисус трижды спрашивает Петра после Воскресения: любишь ли ты Меня? (Ин. 21: 16).

«Распрострут твои руки и ко кресту тебя препояшут», — пророчествовал Господь о будущем страдании Петра, которое ему предстояло претерпеть ради проповеди Евангелия. Это тоже пример нам — не страшиться напастей в будущем. Что бы ни случилось, Господь всё знает наперед и всё попускает ради спасения человека. Вопреки страху, необходимо «последовать Зовущему: благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода», чтобы не быть побежденным малодушием.

Пе́снь 9

Твоя́ преизя́щная благода́ть сла́вится досто́йно,/ се́ни бо твое́й стра́сти немощны́х, Пе́тре, отгоня́ющая,/ те́мже тя велича́ем.

Святой апостол Петр с честью окончил свою земную жизнь, не испугавшись крестной смерти, поэтому и «преизящная благодать Божия достойно славится» через него. В Послании Петра есть такие слова: Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1: 13). «Совершенное упование на благодать Божию» было главным свойством всей жизни апостола. Он и нам преподает этот урок: только так можно прославить Бога, живя во Христе.

«Под сенью (покровом) твоих, Петр, молитв о нас отгоняются Божьей благодатью страсти немощных». Величая тебя, святой апостол, мы Бога величаем, дивного во святых Своих!

Продолжение следует…

11.07.2023

Просмотров: 216
Рейтинг: 4.7
Голосов: 22
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать