Не укрыться светильнику: прп. Моисей Оптинский
«Аще и взыска Моисей, угодник Твой, Господи, служити Тебе в сокровении пустыннем, поставил еси его во главу славныя обители Оптинския, аще же восхоте сокрыти своя добродетели, известна светильника его воздвигл еси. Темже со умилением вопием Ти, Человеколюбче: непрестанными молитвами преподобнаго щедроты Твоя подаждь нам и душам нашим велию милость».
(Стихира прп. Моисея Оптинского, глас 3)
В городе Мологе Ярославской губернии на городском кладбище близ алтаря церкви во имя Всех Святых стоит скромный, осененный крестом мраморный памятник, на котором с одной стороны выгравирована надпись: «Под сим камнем погребено тело Московскаго купца Ивана Григорьевича Путилова», а с другой стороны написаны имена его детей, воздвигнувших памятник: «Путиловы дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни, Исаия, игумен Саровской пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкаго Никольскаго монастыря». Все три брата-настоятеля были великие подвижники христианского духа.
Архимандрит Моисей (в миру Тимофей), третий из десяти детей Ивана Путилова, родился 28 января 1782 года в городе Борисоглебске. Отец воспитывал детей в благочестии и, чтобы оградить их от худого влияния, грамоте и письму обучал сам.
Саровский монастырь с юго-западной стороны
Зная отеческую строгость, почувствовав призвание к монашеской жизни, Тимофей с младшим братом Ионой не сразу открыли свое намерение. Два года они провели в Саровской пустыни, застав там великого старца, преподобного Серафима, прежде чем сообщили отцу, что вместо Московского откупщика Карпышева, куда их отправили в услужение, избрали себе другого Господина. Иона остался в Сарове и стал впоследствии игуменом обители, а Тимофей поступил послушником в Свенский Успенский монастырь.
Свенский Успенский монастырь
Видимо, душа Тимофея искала большего уединения. Рядом со Свенской обителью находились рославльские леса, где вдали от мира спасались пустынники, знаменитые строгостью жизни и духовными подвигами. Многие из них были выходцами из Свенского монастыря. В 1811 году Тимофей Иванович присоединился к числу отшельников. В рославльских лесах он провел десять лет, которые стали для него богатой школой подвижнической жизни. Тимофей Иванович поселился вместе с шестью пустынниками, давно уже подвизавшимися в дремучих лесах в сорока верстах от Рославля, и стал учеником старца Афанасия, опытного подвижника, молитвенника.
Вот как впоследствии архимандрит Моисей рассказывал о своем пребывании с подвижниками: «Когда я пришел в рославльские леса, тамошние пустынники жили в трех келлиях. Поселясь с отцом Афанасием, я построил для него и для себя новую келлию; это был первый опыт моего зодчества. <…> Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видали весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире».
Место подвигов преподобных Моисея и Антония Оптинских в рославльских лесах
Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал полууставом богослужебные книги и вел духовный дневник. Так, 15 декабря 1819 года он писал: «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».
Пустынники ежедневно совершали службу по келлиям, а в воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Отец Афанасий со временем и постриг Тимофея Ивановича в монашество с именем Моисей, в честь Моисея Мурина. Это имя ему выбрали за его гостеприимство и любовь к странникам, которыми отличался и преподобный Моисей Мурин.
В 1820 году отец Моисей посетил Оптину пустынь, где познакомился с высокопреосвященнейшим Филаретом (Амфитеатровым), совершавшим архиерейское служение в Калуге. Эта встреча оказалась промыслительной. Владыка Филарет, любивший монашество, давно желал устроить в сосновом бору, окружавшем Оптину, уединенный скит и хотел поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением, духовной рассудительностью, у него уже был десятилетний опыт пустынножительства. После переписки с владыкой отец Моисей ответил на его приглашение перебраться в Оптину пустынь для устройства скита согласием. 6 июня 1821 года с несколькими монахами, среди которых был уже и его младший брат, постриженный с именем Антоний, отец Моисей прибыл в Оптину пустынь.
Пустынная келлия в оптинском лесу
В 1825 году отец Моисей по настоянию преосвященного Филарета возглавил монастырь. В истории Оптинской обители началась новая, наиболее славная эпоха. При отце Моисее обитель достигла расцвета и во внешнем — экономическом, и во внутреннем — духовном отношении. Приняв обитель с долгами в 12 тысяч рублей и братством в 46 человек (по спискам за 1826 год), отец Моисей оставил ее своему приемнику в цветущем хозяйственном и духовном состоянии, с братством в 108 человек. О нем можно повторить краткую, но многозначительную похвалу русских летописцев древним преподобным игуменам: «Монастырь согради и братию собра».
Новый настоятель расширил Введенский собор, ставший тесным для притекавших в обитель богомольцев и умножавшейся братии. В братской трапезной была устроена церковь прп. Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь.
План на пристройку к Введенскому собору двух приделов
Внутри храмов также были проведены большие работы: стены украшены росписями, обновлены иконостасы. Монастырская ризница расширилась и пополнилась прекрасными облачениями. Стараниями игумена Моисея были благоустроены и расширены существовавшие братские корпуса и построено семь новых; возведены каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы. Значительным достижением было устроение монастырской библиотеки: для нее возвели новое каменное здание. Отец Моисей сам заботился о пополнении библиотеки книгами, ее основой стало обширное собственное собрание книг и рукописей настоятеля, богатейшее по своему содержанию.
Храмы Оптиной пустыни и Предтеченского скита, XIX век
Паломников в Оптиной ждал радушный прием: для них были построены новые гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Из хозяйственных заведений появились два конных двора с братскими кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод и мельница. Кроме того, были разбиты огромные огороды, фруктовые сады, земельные владения Оптиной увеличились почти вдвое, причем лес занимал 188 десятин. На дарованной монастырю в 1853 году земле был устроен хутор для сбора сена и рыбной ловли.
Все эти обширные преобразования и постройки были произведены фактически без денег, на веру. Настоятель, по воспоминаниям, мог предпринять строительство нового корпуса, имея всего каких-нибудь 15 рублей, но средства со временем появлялись, строительство шло, оставалось только удивляться. Делалось это еще и по другой причине: на помощь бедным — для заработков.
Храм прп. Марии Египетской, Оптина пустынь, XIX в.
В годы настоятельства преподобного Моисея в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий.
Большое значение придавал отец Моисей также делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды».
Из-за неустанных трудов на благо обители изобиловавший благодатными дарами преподобный не имел возможности, так же как старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины, преподобный Моисей сподобился принять схиму. Весть о его пострижении и о приближающейся кончине собрала к одру старца множество людей — монашествующих и мирян. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки. Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.
Жизнь схиархимандрита Моисея была ежедневным подвигом, это было очевидно уже для его современников, как ни старался он скрывать свои добродетели. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви старец Моисей (Путилов) прославлен в лике святых. Мощи преподобного Моисея Оптинского пребывают в Казанском храме обители вместе с мощами преподобного Антония.
Мощи прпп. Моисея и Антония Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни
В жизнеописании, составленном после кончины старца братией, говорится: «Всю жизнь отца архимандрита можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во всем — в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием, всё случавшееся с ним принимал как от Господа: скорбное — как посланное для пользы душевной, утешительное — как знак Отеческого милостивого промышления. "От Него, Создателя, — говорил он, — бытие наше, Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар"». Эти слова старца — добрый завет и всем нам.
«Имея душу милостивну и о нищих и убогих попечение, отче Моисее, добродетельми обогатил еси ближняя твоя, сотвори ныне сие на нас, вопиющих в нищете душевней, ничтоже бо доброе имамы, во еже явити пред Богом, но мольбами твоими нашу нищету благоукраси, да тя величаем».
(Тропарь 9 песни канона прп. Моисею Оптинскому)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Полное житие старца Моисея (optina.ru)
- Источник: Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея, Москва, 1882 г.
- Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004 г.
29.06.2023