X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Познанное добро ищут

Святитель Тихон Задонский о добре и Боге

Видим, что люди, когда познают добро, ищут его. Так, если познают, что добро для них — богатство, ищут его; познают, что хлеб — добро для них, и ищут его; познают, что одеяние — добро для них, и ищут его; познают, что дом — добро для них, и ищут его; познают, что свет — добро, и ищут его; познают, что искусство, художество, разум и мудрость — добро для них, и ищут их, и прочее; чем большее добро познают, тем усерднее и ищут его. А непознанное добро не ищут никогда: как искать того, чего не знаем? Посему надо прежде познать добро, и тогда его искать.

Так Бога — высочайшее, естественное и вечное познанное Добро — ищут; и чем более человек познает Его, тем усерднее и прилежнее ищет Его, и ничего ни на земле, ни на небе, кроме Него, не желает и не ищет.

Если хотим Бога искать — а мы непременно должны, — то надобно прежде Его познать, и тогда искать; и чем более Его будем познавать, тем усерднее Его будем искать. Великое и драгоценное добро с великим старанием и усердием ищется. Серебро теми, кто любит его, с великим усердием ищется; золото — с еще большим усердием; камень драгоценный — с усердием, намного превосходящим это. Бог Добро, несравнимо лучшее и превосходнейшее всех созданий, ибо Он — Создатель всех. Все создания хороши, и хороши очень; но несравнимо лучше и превосходнее Сам Тот, от Которого создания хорошими сделались. Бог несравненно лучший свет имеет, нежели солнце, которому свет даровал; и несравненно лучшую доброту и сладость имеет, нежели все создания, которых добрыми сделал.

Насадил Бог любовь и милосердие в сердцах человеческих; но Сам несравненно большую любовь и милосердие имеет. Как величество Его, так любовь и милосердие Его. И не только Он имеет любовь и милосердие, но и есть самая Любовь и Милосердие; не только Благ, но и есть самая Благость; не только сладок, но и есть самая Сладость; не только Премудр, но и есть самая Премудрость; не только красив, но и есть самая Красота, которая красивее всех красот.

Есть две книги, из которых Бог познается:

1) книга естества, то есть мир, небо и земля с исполнением их. Тому, кто смотрит на небо и землю и прочие создания Божия и об этом прилежно рассуждает, нельзя не прийти в познание Создателя и Бога. Ибо должен быть Великим Тот, Который такое великое и громадное из ничего сотворил. Должен быть Премудрым Тот, Который премудро всё сотворил.

Должен быть Добрым и Лучшим Тот, Который всё добро и хорошо сотворил. Тот, Кто сделал все вещи добрыми, Сам по Себе несравнимо лучше. Тот, Кто подал разум человеку, Сам несравнимо лучший разум имеет. Тот, Кто подал уши и очи животным, Сам несравнимо лучшее зрение и слух имеет: Он может без хлеба и пищи питать нас намного лучше, чем хлеб питает. Тот, Кто подал силу целительную зеленой траве, Сам несравненно лучшую имеет, ибо Он всех словом исцеляет.

Хорошо, и весьма хорошо создание Божие; но Сам Создатель несравненно лучше. Как по книге познается разум сочинителя, и по зданию — мудрость архитектора, и по теплоте — огонь, так по созданию познается Создатель;

2) лучший и совершеннейший способ, которым Бог познается, есть книга Священного Писания. Эта книга представляет нам и изображает Бога с Божественными Его свойствами. В ней показано нам, что Один и Тот же — Бог, Который весь мир создал и в созданном мире преславные дела сотворил и творит.

Но истинно Бога без Бога познать не можем. То, что Бог Благ, Всемогущ, Праведен, Истинен, Вездесущ и прочее, надо человеку в сердце почувствовать, и вкусить, и видеть.

Чтобы очи наши видели созданные вещи, нужен естественный свет. Чтобы и разум наш мог познать и видеть Бога, нужно, чтобы блеснул вышеестественный свет. Бог — сокровенный, но открывает и показывает Себя тем, которые любят Его, и смиренны, и просты, как младенцы, а от премудрых и совопросников века сего скрывается.

Познаем Бога, и непременно, всё оставив, Его единого будем искать с любовью и прилежанием. Он один и здесь, и в будущем веке совершенное наше будет блаженство.

Источник: Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. — Задонск: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, 2010.

29.05.2023

Просмотров: 104
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать