1418 шагов к Победе
Татьяна Леонидовна шла по залам музея и, уже не сдерживая слез, искала глазами портрет своего дедушки. Как его найти среди 33 миллионов других? Она всматривалась в черно-белые фотографии с именами фронтовиков, партизан, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, сотрудников культуры, военных корреспондентов — миллионы лиц людей, отдавших свои жизни во имя Победы. Там, где снимка не было, над именем горел огонь. «Дедушка точно должен быть здесь!» — не сдавалась Татьяна Леонидовна. Как не сдались и все эти люди, чьи глаза смотрели сейчас на нее со стен музея с символичным названием «1418 шагов к Победе». 1418 — ровно столько дней и ночей длилась самая беспощадная, жестокая и немыслимо трагичная Великая Отечественная война.
— Я попала в музей почти случайно, — рассказывает Татьяна Леонидовна Тихонова, которая уже много лет трудится в нашем монастыре. — На обратном пути из паломнической поездки в Москву организатор предложила заехать в Кубинку и посмотреть музейно-храмовый комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации. После долгих литургий в монастырях Первопрестольной и Подмосковья, многочасовых экскурсий и прогулок у меня совсем не было сил, да и, откровенно говоря, казалось, что ничего нового я там не увижу. Но после того, как я прошла по выставочным залам этой грандиозной галереи памяти, мне страшно подумать, что я могла всего этого не увидеть.
Мой дедушка, Ефрем Никандрович Клименков, ушел на войну в 33 года, был политруком саперной роты, а в августе 1942 года пропал без вести. И я всю жизнь хотела его найти…
Если бы кто-то спросил Татьяну Леонидовну, почему она так уверена, что среди миллионов людей в музейном бессмертном полку обязательно должен найтись ее дедушка, она не смогла бы ответить. Но в этом совершенно необыкновенном месте она чувствовала, что здесь действует Сам Господь, а значит, всё возможно.
— Как это могли придумать люди? — делится впечатлениями Татьяна Леонидовна. — И храм, и музей — всё это через людей создавал Сам Господь, никак не иначе... Это не музей, а галерея живой истории.
И действительно, добраться до Победы можно только символически пройдя через все этапы войны — через все 35 залов, в каждом из которых своя драматургия. А через всю экспозицию музея, через каждый зал плывут, словно река, черно-белые портреты — фотогалерея «Река времени». Рядом с портретами под стеклом лежат настоящие фронтовые письма. Живые строчки, в которых столько боли, мужества и настоящей любви…
В зале, посвященном блокадному Ленинграду, температура как в холодильнике. Здесь вообще не сразу понимаешь, где вдруг оказался: заметенная и покрытая тонким льдом «Дорога жизни», старые санки, шины, весы с кусочком хлеба... И холод... Из оцепенения вырывает женский голос из репродуктора: «…Идет женщина, шагов тридцать впереди, а сзади нее идет девочка. Эта девочка уже падает и отстает. А девочка лет пяти. Это в самый сильный мороз. Не знаю, откуда у меня взялись силы? Я этого ребенка беру на руки, несу в детский сад и говорю: "Я иначе не могла, простите! Отнимите от моего ребенка паек, возьмите эту девочку"».
Затем звучат воспоминания Юры Рябинкина, который, как и 400 000 других детей, оказался в блокадном Ленинграде. Последний раз мама и сестра Ира видели его перед эвакуацией прислонившимся к сундуку, уже без сил идти... «Юрка, там Юрка остался», — всю дорогу надрывалась мама. Ее последних сил хватило на то, чтобы довезти младшую дочь до Вологды и несколько часов спустя умереть на вокзале. Юрка тоже погиб. Но остались его строчки, страшная летопись тех дней, оставленная в назидание нам нынешним: «...Тупик, я не могу дальше так продолжать жить. Голод. Страшный голод. Рядом мама с Ирой. Я не могу отбирать от них их кусок хлеба. Сегодня, возвращаясь из булочной, я отнял, взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и также укромно съел... Я скатился в пропасть, названную распущенностью, полнейшим отсутствием совести... Такая тоска, совестно, жалко смотреть на Иру... Есть! Еды!»
В следующем зале — палатка военно-полевого госпиталя. Тусклое освещение, операционный стол, печь-буржуйка, медицинские инструменты, звуки взрывающихся снаружи снарядов, смертельная усталость на лицах врачей... Только через несколько секунд понимаешь, что это голограмма, но ощущение присутствия всё равно не покидает… Да, именно в таких условиях медики проводили сложнейшие операции и спасали жизни. Нередко во время бомбежки они продолжали операцию, прикрывая раненых своим телом…
Татьяне Леонидовне хотелось запомнить каждую деталь, каждый символ, чтобы сообщить всем своим знакомым об этом музее и о том, что здесь обязательно должен побывать каждый. Ведь преодолев эту «Дорогу памяти», все 1418 шагов, даже самый нечуткий и очерствевший человек не выйдет отсюда прежним. Она шла и представляла, как будет рассказывать о маленьких бутылочках молока на фоне фотографии спрятавшихся в метро детей; о сцементированных кирпичах из подвалов Брестской крепости; о фрагменте стены Рейхстага с автографами советских воинов; о подлинных трофеях: обожженном кителе Адольфа Гитлера, его ботинках и сувенирном глобусе — подарке от Бенито Муссолини... И, конечно, о том, как в последнем куполообразном зале под песню «Журавли» портреты наших предков взмывают ввысь и превращаются в звезды... «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...» Ее дедушка тоже стал тем самым журавлем, и ей так хотелось, чтобы сейчас он вместе с другими героями той войны взмывал в звездное небо.
И, конечно, Татьяна Леонидовна обязательно расскажет всем, как музейная галерея, словно монастырская стена, окружает величественный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Храм из стекла и металла, где в каждой детали заложено множество символов.
Так, диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра — в честь 1945 года, а диаметр самого купола — 22,43 метра, то есть время, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Купол спроектирован в форме шлема святого благоверного князя Александра Невского. Высота звонницы — 75 метров, поскольку храм был открыт в 2020 году, в 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Высота малого купола — 14,18 метра, это все те же 1418 дней и ночей, которые длилась война.
Нижний храм освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, родившегося в 960 году, и высота храма — 96 метров. Собор украшают изображения самых важных битв Великой Отечественной войны. А ступени храма созданы из переплавленного трофейного оружия вермахта — хранившихся на складах пистолетов, пулеметов, боеприпасов.
Фото с сайта храма Вооруженных Сил РФ и из интернета
Татьяна Леонидовна так хотела запомнить как можно больше деталей, что чуть было не пропустила электронное табло поиска, но, увидев, как другие посетители ищут своих родных, остановилась, несмело ввела «Клименков Ефрем Никандрович» и увидела знакомые слова: «деревня Нежково», «1909 год рождения», «политрук», «265 стр. сап. бат. 156 сд», «дата смерти -.08.1942»… «Я нашла тебя, дедушка! Все-таки я тебя нашла!» Это был момент абсолютного счастья, настоящего чуда, когда из самой глубины сердца вырывается только одно: «Слава Богу за всё!»
Правда, среди знакомых строк не было фотографии. Тогда Татьяна Леонидовна нашла сотрудницу музея и спросила, как можно это исправить. Вернувшись домой, она первым делом выслала фотографию дедушки в музей. Вскоре ей сообщили, что его портрет теперь находится в галерее.
— Теперь и мой дедушка вписан в эту небесную летопись, — со слезами на глазах говорит Татьяна Леонидовна. — И вместе с другими безмолвными героями летит вверх, в Небо…
05.05.2023