X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Вечная Пасха Гареджийских отцов

о святых Гареджийских отцах

В пустыне преподобного Давида Гареджийского (†604), основавшего в Грузии много больших и малых обителей, процветали 12 монастырей. Веками монахи во множестве населяли эти обители. Предание сохранило названия некоторых больших обителей:

Воскресенская (мученическая);

Бертубани («Квартал иноков»);

Святого Додо;

Иоанно-Крестительская;

Чичхитури;

Тетри-сенакеби («Белых келлий»);

Магазана, или Мгвиме;

Колагири;

Мохатули («Расписанная»);

Веран-Гареджа;

Пир-Укугмарти;

Лавра святого Давида.

На юг за хребтом, в скалах которого высечена Лавра святого Давида, имеется великолепная и довольно большая обитель Воскресения Христова с сохранившимися до сего дня расписанным в византийском стиле великолепным соборным храмом и множеством мелких церквей. Ныне эта бывшая обитель именуется «Монастырь Удабно». Древнейшие фрески монастыря (IX век) сильно пострадали от безбожного лихолетья XX века и особенно от варварских военных учений, проводившихся в Гареджийской пустыне в 60–70 годах сего века.

 

Фрагмент росписи церкви

Фрагмент росписи церкви Благовещения монастыря Удабно, ок. 1280 г.

Соборный храм этого монастыря посвящен Воскресению Христову. Но крестный ход в ночь на Пасху совершался над монастырем на горе, где была устроена маленькая церковь, наподобие ротонды Гроба Господня. Иноки Давидо-Гареджийских монастырей имели обыкновение в храмовый праздник сходиться в какую-нибудь из поименованных обителей и единодушно праздновать этот день.

 

ещерные монастыри в Восточной Грузии

Давид-Гареджа. Пещерные монастыри в Восточной Грузии

В 1615 году на Грузию напал зверонравный персидский шах Аббас I с бесчисленным войском и предал страну разорению и опустошению.

Насытившись христианской кровью, мучитель отправился охотиться в Караягские степи, где не думал найти кого-нибудь из людей. Шах остановился для ночлега в Гареджийских горах и почивал в богато убранном шатре, вокруг которого расположились шатры главных его воинов и телохранителей, а далее — лагерь его полчищ. Около полуночи, ближе к рассвету, стали доходить до тирана шум далекой реки и тихое веяние ветра, а из окрестных мест клики птиц и вой зверей.

Шах предался мечтам о своем могуществе и о своих подвигах, разумея под этим безжалостное истребление христиан в покоренных им странах. Вдруг в его шатер проник слабый, едва заметный огненный свет. Шах встревожился, вышел из шатра и увидел, как на краю степи, на горе двигалась вереница огней. Это монахи всей пустыни Гареджийской обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой души «Христос воскресе!».

 

Вереница огней

Вереница огней…

Когда шах узнал, что это были монахи, он удивленно спросил: «Не вся ли Грузия разорена мечом?» И приказал воинам тотчас обезглавить всех иноков.

Напрасно некоторые приближенные Абаса просили его пощадить этих людей, напоминая ему, что сам Магомет велит щадить молитвенников.

В ночь заутрени Пасхи явился Ангел Божий настоятелю Лавры Давида, по имени Арсению, и сказал ему: «Господь наш Иисус Христос призывает вас всех ныне в небесный Свой чертог. В эту ночь будет великое искушение для вас, вы будете посечены мечом. Кто хочет спасти свою временную жизнь, пусть бежит или скрывается, а тот, кто хочет спасти свою душу для вечности, будет предан мечу и увенчается от Господа венцом нетленным. Объяви об этом призыве Божием всем собравшимся в обитель инокам».

Только два молодых послушника бежали на гору, остальные монахи стали готовиться к принятию смертной чаши в день Светлого Воскресения Господня: «Господь призывает нас к Себе, неужели не идти нам к Нему? Для чего собрались мы в эту пустыню, как не ради того, чтобы нести до конца взятый нами крест? Возрадуемся же, что мы в эту ночь предадимся в руки Господа нашего Иисуса Христа». Иноки давали мирное целование друг другу, лобызая крест, Евангелие, иконы; прощаясь со всеми и прощая всё, — расставались до встречи в обителях Отца Небесного. В монастыре Святого Воскресения началась Божественная литургия…

 

Животворящая Пасха

Животворящая Пасха

Во время чтения молитвы «Отче наш» персидские воины окружили церковь. Настоятель монастыря вышел навстречу персам и слезно просил воинов шаха позволить братии дослужить литургию и причаститься Святых Таин. «Молим вас, дайте нам время, чтобы вкусить нам вечную сию и нетленную Пасху, которая есть Плоть ради нас на Кресте волею закланного Агнца Непорочного и Невинного, Христа Бога нашего, а после того мы добровольно предадим себя в руки ваши и принесемся в жертву Отцу со Христом Иисусом, ради нас в жертву принесенным. Охраняйте входы этой церкви бдительно, чтобы никто из нас не ускользнул от рук ваших. Мы не ждем помощи, никто не придет нас защищать, мы все добровольно предаемся усмотрению вашему, и по совершении Божественной литургии творите с нами, что хотите», — сказал святой Арсений.

Бог, Который уготовал иноков быть мучениками истины и причастниками Христу Спасителю, пребезжалостных врагов привел в милость, и персы согласились подождать до окончания богослужения. По окончании Евхаристии настоятель и за ним все иноки надели мантии, настоятель взял в руки жезл и крест и вышел в сопровождении 6000 братьев, в числе коих были насельники всех остальных обителей. Произнеся отречение от власти шаха и веры Магомета, они были изрублены, тела их выброшены на съедение птицам и зверям, Воскресенская обитель и несколько соседних с ней разорены.

 

Пещерный храм

Пещерный храм, Давид-Гареджийский монастырский комплекс

Несколько воинов вошли во время ограбления обители в одну маленькую церковь, в которой служил схимник, старец высокой жизни. Они застали его почти перед самым причастием. Бесчеловечные воины хотели мигом повалить с престола Святую Жертву, но старец немедленно принял всю Чашу и тем избавил Святые Тайны от варварского поругания. Один из злодеев схватил за бороду святого старца и немедленно снял мечом его честную главу. Так окончил дни своей жизни подвижник, имя которого внесено перстом Божиим в Книгу жизни.

Предание повествует, что на изрубленные тела мучеников опустились три светоносных столпа и стояли над местностью Гареджи на протяжении трех дней. Двое послушников, которые решили спастись бегством, увидели столпы света и множество благоухающих венков роз, спускавшихся на землю, отдельно от которых парили два венка, возвращавшиеся на небо. Раскаявшись, юноши вернулись обратно и, встретив на пути персов, были усечены на дороге между монастырями святого Давида и святого Иоанна Крестителя, напротив монастыря святого Иакова Персянина.

Бог, любящий и прославляющий святых Своих, не оставил и сего места без знамения: на том месте, где были изрублены послушники, впоследствии произросла роза, растущая до сего дня (свидетельство XIX века) посреди безводной, сухой и каменистой почвы, ровно на самой средине дороги, между существовавшими обителями святого Давида и святого Иоанна Крестителя. И зеленел этот куст посреди безотрадной пустыни, высохшей и обгорелой от страшного жара. Цвет той розы темно-малиновый, запах же удивительно благоухающий. Многие с верою пользовались ее цветом и листьями для облегчения своих недугов и по молитвам святых мучеников получали исцеления. Роза та служила единственным украшением для двух обителей в три дня Пятидесятницы. Сколько кто ни пытался эту розу пересаживать с грунтом и держать температуру, при которой она цветет, нигде она не приживалась.

Всё это произошло в пасхальную ночь 31 марта 1616 года.

 

Христос воскресе

Христос воскресе!

Впоследствии царь иверский Арчил II собрал кости мучеников и положил их в мощевике маленькой церкви. Святые останки стали источать благовонное миро в утверждение и верное свидетельство святой мученической кончины исповедников Христовых. Это чудесное истечение мира из святых костей побудило всю братию обеих пустынь — Лавры святого Давида и Иоанно-Крестительской — просить патриарха составить им службу и установить в честь их праздник во вторник Светлой седмицы, т.е. на третий день Пасхи.

Молитвами святых преподобномучеников Гареджийских и нас, Господи, укрепи следовать за Тобой до конца и сподоби вечной радости во Царствии Твоем.

О, небесныя граждане вышняго Иерусали́ма, преподобнии отцы наши, светлыя звезды пустыни Гареджийской, благоухание райское, облагоухайте Церковь молитвами и покровом вашим! Приявши от рук Подвигоположника мзду трудов ваших, оградите своим покровом и словесное стадо ваше от нашествия невидимых врагов, попирающих и убивающих души верных чад Православия! Отгоните от стада вашего нашествие нечестивых ересей и, предстоя Престолу всех Царя и Господа Иисуса, молитеся, да сподобит и нас предстательством вашим стояти одесную Его и вкупе с вами славословити Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. «Память святых 6000 преподобных отцов, избитых персами в Давидо-Гареджийской пустыне» // Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт. — М.: Сибирская благозвонница, 2011. — Т. 1, с. 494–495.
  2. Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийские: житие, иконы, день памяти (azbyka.ru)
 

18.04.2023

Просмотров: 208
Рейтинг: 5
Голосов: 15
Оценка:
Комментировать