«Богородица рече…»
Канон на праздник Благовещения не похож на все остальные каноны утрени. Его автор, преподобный Феофан Исповедник (760–818), решил пересказать диалог Божией Матери и Архангела Гавриила и таким образом описать яркими красками краткую сцену из Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38).
Нужно сказать, что святой Феофан жил в период иконоборчества и даже пострадал, защищая иконопочитание: его родной монастырь был сожжен, а сам он умер в заточении. То, что мы увидим в каноне Благовещения, — не что иное как ожившая икона, изображение священных событий не краской и кистью, а буквами и словом, из которых складывается таинственное богословие «начала нашего спасения»…
А́нгел возопи́:
«Вопию́ Тебе́, веселя́ся,/ приклони́ у́хо Твое́ и вонми́ ми,/ Бо́жие возвеща́ющу безсе́менное зача́тие,/ обрела́ бо еси́ благода́ть пред Бо́гом,/ ея́же никогда́же обре́те друга́я, Всечи́стая».
Чтобы не напугать юную Богоотроковицу долгими предисловиями, не смутить «тяжестью ответственности», святой Архангел начинает диалог прямо и «веселяся». Да и можно ли было иначе, как не «вопия» от радости, принести благую весть о том, что для спасения людей на земле родится Бог и Человек? В Священном Писании нередко Ангелы являются, наводя страх и трепет на человека. Но здесь в образе Архангела видны простые человеческие черты: веселие и радость. Не зря человек на земле призван уподобиться Ангелу.
Богоро́дица рече́:
«Да разуме́ю, А́нгеле, твои́х глаго́л си́лу,/ ка́ко бу́дет, е́же рекл еси́, глаго́ли я́вственнейше?/ Ка́ко зачну́, Де́ва су́щи, Отрокови́ца?/ Ка́ко же и Ма́ти бу́ду Зижди́теля Моего́?»
Еще одно доказательство того, что Пресвятая Богородица — «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»! Никто и никогда не осмеливался вступать в диалог с Ангелом, так сказать, на равных, без растерянности и ужаса, отвечая на приветствие — вопросом. Хотя в Евангелии и говорится — Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие (Лк. 1: 29), — смущение было недолгим и размышление подсказало Ей, что это отнюдь не дьявольский обман. Следовательно, Пресвятая Дева безошибочно прозревала вглубь вещей, имея необыкновенно чистые, озаренные Богом ум и сердце.
А́нгел возопи́:
«Ле́стно мя веща́ти помышля́еши, я́ко мню,/ и ра́дуюся, зря Твое́ утвержде́ние./ Дерза́й, Влады́чице,/ Бо́гу бо хотя́щу, удо́бь сконча́ются и пресла́вная».
Архангел похвалил силу рассуждения юной Девы, говоря: «Видно, Ты помышляешь, не обман ли моя весть, и радуюсь, видя Твое прозрение. Стремись понять правду, Владычица, ведь если Бог хочет, то легко осуществляются самые славные дела!» Он с первых слов диалога называет Ее Владычицей, признавая превосходство Девы Марии над чином ангельским и над самим собой. И Пренепорочная Богоотроковица не противоречит его словам даже из скромности, ибо и скромность тоже бывает ложной… Но, прозревая настоящее и будущее, Она видит истину, видит, что отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1: 48).
Богоро́дица рече́:
«Оскуде́ кня́зь от Иу́ды, вре́мя наста́ про́чее,/ в не́же яви́тся язы́ков наде́жда, Христо́с;/ ты же, ка́ко Сего́ рожду́, Де́ва су́щи, скажи́?»
От юной Девы не были скрыты мысли пророчеств и веяние времени, когда весь народ ожидал рождения Спасителя. «Оскудела, закончилась сила Ветхого Завета, "князь от Иуды", и настало время явиться надежде всех народов — Христу». Для Божией Матери не было сомнения в том, что это время настало. Сам Бог открыл Ей это. Но как возможно родить Спасителя, будучи Девой?
А́нгел возопи́:
«И́щеши от Мене́ уве́дети, Де́во, о́браз зача́тия Твоего́,/ но той несказа́нен е́сть:/ Дух же Святы́й, зижди́тельною си́лою осени́в Тя, соверши́т».
«Хочешь от Меня узнать, Дева, образ зачатия в Тебе Сына Божьего, но его нельзя пересказать!..» Всем известна животворящая сила Духа Святого, но как описать ее воздействие? Как описать творение неба и земли, Ангелов и людей? Как выразить способ движения звезд и галактик? Кто видел ум в человеке или силу перерождения грешника во святого? Самое непостижимое, таинственное, сильное и славное в мире — это Бог, «Иже всезде сый и вся исполняяй». Его «зиждительной силе» всё подвластно. И у Богочеловека может быть только один Отец — Небесный. Он и подвигает мироздание к тому, чтобы от Богоотроковицы единственный раз в истории родился Сын от Небесного Отца.
Богоро́дица рече́:
«Моя́ прама́ти, прие́мши ра́зум змии́н, пи́щи Боже́ственныя изгна́на бы́сть,/ те́мже и Аз бою́ся целова́ния стра́ннаго твоего́,/ стыдя́щися поползнове́ния».
Не зря Божию Матерь называют лучшим произведением рода человеческого, чистейшим сосудом святости и непорочности, которого больше никогда не было и не будет. Она словно вместила в Себе всю человеческую историю, начиная от Адама и Евы. Она не стыдится называть Еву Своей праматерью, хотя всем известно, как началось грехопадение… Напротив, Она вспоминает про Еву, как будто всё человечество смотрит на Нее в этот момент, начиная с нашей общей праматери. И как в Эдеме Ева послушалась древнего змия больше, чем Бога, так теперь следовало послушаться Бога более, нежели советов лукавого, цель которого всегда одна — разорить Промысл Божий посредством свободы людей, носящих в себе образ Божий, когда они делают выбор в сторону зла…
А́нгел возопи́:
«Бо́жий предста́тель, по́слан е́смь Боже́ственный пове́дати Тебе́ сове́т./ Что мене́ бои́шися, Всенепоро́чная, па́че Тебе́ боя́щагося?/ Что благогове́еши мне, Влады́чице,/ Тебе́ че́стно благогове́ющему?»
Что оставалось ответить святому Архангелу? «Я перед Богом предстою и послан передать Тебе Божественный совет…» Обратим внимание: не «волю Божию», а «Божественный совет». О каком совете идет речь? Какой «совет превечный» воспевает Церковь в день Благовещения? Наряду с событиями праздника в службе вспоминается событие, которое выше нашего понимания. Вспоминается тайна, сокровенная за образностью икон, таинственностью церковного языка, архитектуры, устремленной в небо, поэзией песнописцев, силой и спасительным действием таинств. Прежде век, вне времени и пространства состоялся Таинственный Совет Пресвятой Троицы, на котором было решено о воплощении Сына Божьего для спасения людей, для того, чтобы они очистились от грехов, обожились и вошли в Царство Небесное, в общее число Ангелов…
Продолжение следует…
05.04.2023