X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Ангел возопи…»

икона Благовещения

Канон Благовещения Пресвятой Богородицы построен как диалог между Приснодевой Марией и посланником Божиим, Архангелом Гавриилом. Перед нами как будто оживают совершившиеся события, и мы слышим таинственный разговор Великой Госпожи и великого слуги Ее и Бога…

Богоро́дица рече́:

«Свет невеще́ственный пове́дая, в веще́ственне телеси́ совокупля́емь за милосе́рдие мно́гое,/ све́тлое благове́щение, Боже́ственная пропове́дания, ны́не взыва́еши Ми:/ благослове́н, Всечи́стая, Плод Твоего́ чре́ва».

После 6-й песни канона характер диалога меняется, недоумение и сомнение уступают место отрадному принятию «превечного совета», словно после ненастного дня и ночи сомнений животворящий свет озаряет собеседников. «Свет нетварный сообщая, Он соединяется с тварным телом по великому милосердию Божества. Светлое Благовещение! Божественная проповедь!..» В очередной раз тема Божественного Света становится ключевой, как и во многие другие моменты богослужения. Еще святитель Григорий Палама (XIV в.) доказал церковное учение о том, что Свет Божества (отсюда и понятия «просвещение», «причастники Света» и т.д.) — это не сотворенный свет (как учат католики), а Само Божество. Он имеет животворящую и спасительную силу, будучи Самим Богом.

 

икона святитель Григорий Палама

 

А́нгел возопи́:

«Ра́дуйся, Влады́чице Де́во,/ ра́дуйся, Пречи́стая, ра́дуйся, прия́телище Бо́жие,/ ра́дуйся, све́щниче Све́та, Ада́мово воззва́ние,/ Е́вы избавле́ние, горо́ свята́я,/ прея́вственное свяще́ние и черто́г безсме́ртия».

И снова в речи Архангела Гавриила видны черты пылкого, «горячего», «человеческого» характера. Он не ограничивается словами: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!», а восклицает «радуйся» снова и снова, сопровождая речь к Божией Матери самыми славными образами и речевыми оборотами: «Светильник Света», Божественный Светильник — потому что Свет Невечерний (незаходимый) теперь в Ней; «Адамово воззвание и Евы избавление» — предвидение того, что теперь обоженная человеческая природа сможет войти «паки в рай»; «Горо святая» — подобная горе Сион в Иерусалиме, где находился храм, и Бог обитал в нем; «Преявственное священие и чертог бессмертия» — Освященная более видимого храма и Дом, где живет Бессмертие.

 

икона Ангел Радуется

 

Богоро́дица рече́:

«Ду́шу очи́сти, те́ло освяти́,/ це́рковь сотвори́ мя вмести́тельну Бо́га,/ ски́нию Богоукраше́ну, одушевле́н храм наи́тием Пресвята́го Ду́ха/ и Жи́зни чи́стую Ма́терь».

О чем думает Богоотроковица, став Матерью Божией? Чистейший Сосуд праведности и чистоты, Она просит Бога «очистить душу и освятить тело». Просит сотворить Ее «Церковью», вместительной для Бога. В настоящее время, когда мы думаем о Церкви Божией и Божией Матери, то действительно находим между ними много общего. И та, и Другая — Дом Божий, в обеих живет Бог. Поэтому и почитание Божией Матери неразрывно связано с почитанием Самой Церкви. Во многих Богородичных песнопениях проводится мысль, что вера в святость и помощь Божией Матери укрепляет веру в Самого Бога, как и Церковь, в Свою очередь, является фундаментом и кораблем спасения.

 

церковь на рассвете

 

А́нгел возопи́:

«Я́ко многосве́тлую свещу́ и Богоде́ланен черто́г,/ ви́жу Тя ны́не, я́ко злат киво́т,/ зако́на Пода́теля приими́, Богоневе́сто,/ благоизво́лившаго челове́ческое изба́вити Тобо́ю тле́нное существо́».

Архангел обращается к своей Великой Собеседнице как к уже принявшей Божество. Он вспоминает Священную Историю и называет Бога «закона Подателем». Вседержитель, сотворивший небо и землю, и все «яже в них», изволил по Своей благости избавить тленное человеческое существо, то есть саму природу человека, от тления и смерти. Причем избавить, как говорит Архангел, — «Тобою». Можно ли еще спорить о целесообразности почитания Божией Матери (как делали многие еретики), когда «через Нее» происходит избавление «человеческого существа»?

Богоро́дица рече́:

«Ум всяк побежда́ется земны́х, — отвеща́ Деви́ца, —/ и́щущи, я́же Мне веща́еши, пресла́вная:/ слы́шах твоя́ словеса́, но бою́ся, ужаса́ющися,/ да не ле́стию Мя, я́ко Е́ву, дале́че по́слеши от Бо́га./ Но оба́че се вопию́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки».

Однако важно увидеть и то, что Божия Матерь была из плоти и крови, так же как и мы, что Она не была Ангелом или «Богиней», каким-то сверхчеловеком. Ей были присущи сомнения, побеждаемые рассуждением и верой. «Любой земной ум бессилен, стараясь понять такие величайшие и славные дела, о которых ты говоришь. Я услышала твои слова, но, ужасаясь, боюсь, не обман ли это, который удалит меня, как Еву, далеко от Бога?..» Однако если праматерь Ева послушалась соблазна «стать как боги» и преступила повеленное Богом, то Дева Мария, наоборот, признала себя рабой Господней (ср.: Лк. 1: 38) и выполнила переданное от Бога повеление.

 

икона спасение Евы

 

А́нгел возопи́:

«Се Тебе́ недоуме́нное разреши́ся, — глаго́лет к сим Гаврии́л, — до́бре бо рекла́, еси́, ве́щь неудобопости́жна./ Словесе́м Твои́х усте́н повину́ющися про́чее,/ не сумни́ся, я́ко ле́сти, я́коже ве́щи, ве́руй./ Аз бо, ра́дуяся, вопию́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки».

Небесный диалог на земле подходит к концу, и Архангел Гавриил удостоверяется, что «недоумение Божией Матери разрешилось», хоть и «вещь», о которой он говорил, — Благовещение, — неудобопостижима. Он призывает Богоотроковицу теперь «повиноваться словам Ее собственных уст», очевидно, словам из Евангелия: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38). «Не сомневайся, как будто это была ложь, но веруй как истинной вещи!»

Мы часто прославляем Божию Матерь за Ее великие добродетели, но еще одна, важнейшая, добродетель, которой мы можем поучиться у Нее, — это вера. Вера небывалая, непостижимая, вера в Сына Божия, когда Его еще не было среди людей.

Богоро́дица рече́:

«Явля́ешися Мне и́стины веща́тель, — рече́ Де́ва, —/ ра́дости бо о́бщия прише́л еси́ благове́стник./ Ду́шу у́бо очи́стих с те́лом, и по глаго́лу твоему́ бу́ди Мне,/ да всели́тся Бог в Мя, к Нему́же вопию́ с тобо́ю:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки».

Называя Архангела Гавриила «истины вещателем и благовестником общей радости», Дева Мария подтверждает Свою веру в истинного Бога. Она говорит: «Я очистила душу и тело, и пусть будет Мне по слову твоему, пусть вселится Бог в Меня!..» Это конец Благовещению и… начало спасению. Каждый человек в образном смысле проходит этот путь христианской жизни. При Крещении, причащении, покаянии, иных таинствах, молитве и жизни по вере в нашу душу вселяется Бог. Принимая Его с верой, мы начинаем путь спасения, «главизна» которого уже положена, а итог — вечная жизнь. Дай Бог не свернуть с него, не заблудиться и взывать вместе с Богоотроковицей: «Се, рабы Господни, да будет нам по глаголу Твоему».

 

дорога к храму

«Богородица рече…»>>

06.04.2023

Просмотров: 190
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Спаси Господь! Помощи, Божьей.
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать