Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 5)
«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Вместе с отцом Олегом Коваленко продолжаем разбирать молитву преподобного Ефрема Сирина.
Смиренномудрие
— Смирение, смиренномудрие — это самый верный способ освобождения от похоти, универсальный путь достижения многих добродетелей. «Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его», — пишет авва Дорофей[1]. «Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным»[2]. Если мы поставим себе задачу бороться за смирение, значит, встанем на путь борьбы со многими страстями. Но смиренномудрие — это, конечно, высочайшая ступень, вершина.
Кто такие смиренные люди? Это, как сказано в первой заповеди блаженства, нищие духом (Мф. 5: 3), то есть помнящие о своих недостатках и устремляющие внимание, взор в глубины сердца. Воздержание языка, стремление уйти от празднословия, внутреннее сосредоточение и внимательность — всё это путь к смиренномудрию. Причем на этом пути важно наблюдать не только за каждым своим словом, но и за каждым движением сердца. И если вдруг туда прорывается какая-то нечистота, тут же перекрывать ее молитвой.
Давайте вспомним некоторые отрывки из Евангелия, где говорится о смирении. …И научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29). И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк. 13: 30). Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23: 11, 12). Апостолы также вторят Христу: …все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5).
Итак, как видим, всё Евангелие пропитано духом смиренномудрия, который мы призваны обрести. А в жизни у нас предостаточно способов и моментов, которые помогают побороться за эту добродетель. Для семейного человека, конечно, это прежде всего ситуации, связанные с его близкими.
Если мы боремся за смиренномудрие в своей семье, то не только оказываем огромную пользу своей душе, сердцу, но и подаем пример детям, а иногда и друг другу. Спокойно принимая всё происходящее в отношениях, сдерживая уста смирением и терпением, мы будем создавать совершенно другую обстановку в доме. Смирение, терпение, борьба за добрый помысел, наша любовь — все эти добродетели действуют на невидимом уровне и обязательно принесут плоды, которые есть мир, покой, радость. И дети тоже, как губка, впитывают всё доброе и духовное, хотя, возможно, в этот момент они вообще заняты своим делом.
Терпение
— Говоря о смиренномудрии, мы коснулись и терпения. Господь в Евангелии нам говорит: …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21: 19). А также: …тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7: 14). Нам нужно проскочить через узкие врата, и в этом помогает терпение. Нетерпеливый просто не сможет в них протиснуться.
Терпение связано с многими обстоятельствами нашей жизни: быть терпеливым к детям, к супругу или супруге, принимать все обстоятельства жизни и события, которые с нами происходят. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33). Господь обозначает, что этот мир невозможен без скорбей. Но если вы будете терпеливы и решительны, то с помощью Божией всё преодолеете. И скорби обратятся в орудие добродетелей.
Переживая испытания и скорби, мы становимся сильнее, смиренномудреннее, целомудреннее. Апостол Иаков в соборном послании говорит: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1: 2–4). Оказывается, скорби можно принимать с радостью. Переживая искушения, которые есть испытание нашей веры, мы взращиваем терпение. А эта добродетель необходима для нашего духовного совершенства и спасения.
И если мы хотим быть христианами, пастырями, священниками, то должны явить себя в великом терпении: …во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах (2 Кор. 6: 4).
Так или иначе, испытания, бедствия, тесные обстоятельства всегда были, есть и будут, и мы должны себя к ним готовить, читая жития святых мучеников, историю Церкви. Не будем тешить себя, что мы способны принимать скорби с благодарностью, это высочайшая планка. Но мы можем просить у Бога помощи преодолеть испытание: «Покажи, объясни для чего, потому что сейчас я своим грешным младенческим умом не понимаю, что происходит. Но верю, Господи, что моя жизнь в Твоих руках. Ты — Владыко живота моего. Помоги мне преодолеть это испытание».
Да, можно возразить: мол, легко говорить, сидя в тепле и попивая чай. Но, как мы вначале сказали, в этом разговоре мы ставим цели, маячки, к которым православные христиане должны стремиться. И, безусловно, нужно осознавать, что всё происходящее в соседней стране, в соседнем доме может в любой момент случиться со мной, с моей семьей. И внутренне себя подготавливать.
Любовь
— И вот на вершине молитвы преподобного Ефрема Сирина, как и на вершине «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника, стоит любовь.
В «Лествице» описаны тридцать ступеней, которые ведут к совершенству. И тридцатое слово говорит о союзе трех добродетелей: вере, надежде и любви. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13: 13). Святой Иоанн Лествичник приводит следующий образ: «Вера подобна лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость»[3]. Венец лествицы и венец молитвы — любовь.
Конечно, говоря о любви, невозможно пройти мимо гимна любви апостола Павла: …Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 2–7). Если в нас нет любви, то какими совершенствами ни обладали бы, мы — ничто, медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13: 1).
Чтобы узнать и научиться подлинной любви, нужно читать Евангелие. Бог есть любовь. И истинная любовь есть Бог. И всё Евангелие — это проповедь о любви. И сама жизнь Господа Иисуса Христа — это проповедь о любви. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Вот к чему в нескольких местах призывает нас Господь. Или, наоборот, предупреждает: …и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24: 10–13).
Также прп. Иоанн Лествичник отмечает: «по мере оскудения любви в нас бывает страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Это как лакмусовая бумажка. А сейчас очень многие каются в тревоге, страхе. Но для нас, как для последователей Христа, единственно приемлемым может быть только страх согрешить. Всё остальное — от лукавого. Если у вас есть какой-то другой страх, значит, враг нашел лазейку в вашем сердце.
Что значит любить? Душу свою положить за други своя (ср.: Ин. 15: 13). В семье — будь хорошей мамой, отцом, супругой, супругом. Положи душу свою за своих ближних. И ты взлетишь сразу на тридцать ступеней. С одной стороны, добродетель любви кажется далекой и непостижимой, а с другой стороны, рядом с нами все условия и возможности, чтобы возрастать в любви. То есть мы вполне можем рассчитывать на дух любви, на «следы» подлинной Божьей любви в нашем сердце.
Много о любви говорит и преподобный Силуан Афонский: «Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь. Любовь Божия горяча: она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с ней.
Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!.. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы... Господь Сам есть одна Любовь»[4].
Таким образом, мы видим, каким мощным духовным орудием на период Великого поста может и должна стать молитва преподобного Ефрема Сирина. Дай нам Бог всем сердцем прочувствовать все звучащие в ней слова, прочувствовать великопостные богослужение и церковные молитвы этого благословенного периода — и принести Господу достойные плоды покаяния. В Евангелии написано: Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они [ученики] ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10: 32). Так и мы будем со страхом следовать за Христом весь этот Великий пост, чтобы потом пение «Христос воскресе!» вырвалось в нас как избыток жизни (ср.: Ин. 10: 10)[5].
Записала Мария Котова
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 1)>>
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 2)>>
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 3)>>
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 4)>>
[1] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка / [Авва Дорофей]. — Москва: Благовест, 2010. — 415 с.
[2] Ефрем Сирин (прп.). Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина / Ефрем Сирин (прп.). — Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1900. — Часть 5. — 519 с.
[3] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).
[4] Преподобный Силуан Афонский / схиархимандрит Софроний (Сахаров). — 3-е изд. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011
[5] Духовные беседы / архим. Софроний (Сахаров). — [Изд. 1-е]. — Эссекс: Св.-Иоанно-Предтеч. монастырь; Москва: Паломникъ, 2003 —. / Т. 1. — 2003. — 383 с.
31.03.2023